Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Диалог религий – гарантия мира и спокойствия

19 июня 2002 года в Национальном культурном центре «Казань» состоялось открытие международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Вятском регионе: история и культура».

Основные задачи конференции – изучение истории христианства в этом регионе; развитие религиозной толерантности с учетом примера межконфессионального согласия в Республике Татарстан; обсуждение истории и современного положения христианских святынь региона; развитие сотрудничества между научными и культурными учреждениями стран-участниц конференции; расширение международных контактов научных учреждений Казани; разработка совместных проектов. Конференция проходила под эгидой Московской патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО.

Кто приехал

Для участия в научном форуме прибыл более 140 гостей из многих российских регионов, стран СНГ, Германии, Италии, США, Франции, Португалии, Голландии, Дании. Это архиереи, настоятели храмов и церквей епархий Волго-Уральского региона и зарубежных стран, парламентарии Государственной Думы и Совета Федерации, деятели науки и искусства, историки, архитекторы, реставраторы, краеведы.

Трудно назвать всех участников научного форума, но есть гости, которых нельзя не представить. Это Петр Шереметьев, директор Парижской консерватории имени Рахманинова; Адольф Хампель, профессор богословия Гиссенского университета, который консультировал казанцев в их научных изысканиях, связанных с иконой Казанской Божией Матери; Ленарт де Рехт, доктор филологии, консультант по переводам на тюркские языки Объединенных Библейских Обществ (Голландия); Герман Марани, профессор богословия Папского Восточного университета Григоряна.

В списке гостей были А.Назаренко, руководитель Совета РАН “Роль религии в истории”; А.Комеч, доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствоведения; А.Денисов, профессор Академии реставрации, руководитель мастерской №12 Центральных научно-реставрационных мастерских; И. Манькова, ученый секретарь Института истории и археологии Уральского отделения РАН (Екатеринбург); А.Торшин, заместитель Председателя Совета Федерации; В.Зоркальцев, председатель Комитета Государственной Думы, и многие другие.

Естественно, не упустили возможности пообщаться с известными коллегами православные священники, ученые и специалисты нашей республики. Пожалуй, многие-многие годы в Казани одновременно не было столько духовных служителей Русской православной церкви разного возраста и сана.

Сердечно приветствуя гостей от имени Казанского Совета народных депутатов, администрации города и всех казанцев, председатель Совета и глава администрации Камиль Исхаков отметил, что Волго-Уральский регион не случайно называют «местом встречи цивилизаций». Это исторически сложившаяся зона взаимодействия и взаимовлияния христианской и мусульманской религий и культур. За свою историю тюркский и славянский миры переживали разные времена. Сегодня религия полноправно участвует в формировании духовной жизни Казани. В городе 27 православных церквей, три старообрядческих храма, католическая часовня и молельные дома баптистов. Здесь работают Духовная семинария и три православные воскресные школы. Но главное, отметил К.Исхаков, Татарстан и его столица – это место, где мирно живут приверженцы двух мировых религий: ислама и христианства. И если в прошлом году здесь обсуждали проблемы ислама, то ни у кого не было сомнений, что столь масштабный ученый форум состоится и по вопросам православия.

 

Участником конференции был Председатель Государственного Совета Рт Фарид Мухаметшин. Фото Василия Абросимова

От имени Президента Минтимера Шаймиева, Государственного Совета и Правительства РТ участников конференции приветствовал Председатель парламента Фарид Мухаметшин, который сначала огласил текст приветствия главы республики.

Как отметил Президент Татарстана, тематика конференции и состав ее участников демонстрируют добрую волю как светских властей, так и духовных иерархов к совместному поиску решений актуальных проблем современности. Влияние религий трудно переоценить. Духовно-нравственное самоопределение общества, включая граждан, остающихся на атеистических позициях, необратимо, считает М.Шаймиев.

Президент высказал надежду, что общая работа во имя возрождения духовности, в том числе, и по преодолению жестоких язв нынешнего времени – беспризорности, преступности, наркомании – будет идти такими же хорошими темпами, и что нынешняя международная конференция внесет весомый вклад в это достойное дело.

Ф.Мухаметшин отметил, что в последние годы в обществе исчезает искусственно навязанное ему негативное отношение к религии. Большинством соотечественников она воспринимается сегодня как неразрывная часть национального культурного наследия. Все значимей становится подвижническая роль духовенства в миротворчестве, делах просветительства и благотворительности.

Свое приветствие участникам конференции прислал и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его зачитал ректор Московской духовной академии, архиепископ Верейский Евгений, викарий Святейшего Патриарха. Та часть нашего Отечества, каковой является Волго-Уральский регион, отличается колоссальным историческим и культурным опытом, который сегодня, как никогда, востребован обществом, отметил в своем приветствии Предстоятель Русской православной церкви.Даже в сегодняшнее непростое время Поволжье и Урал остаются очагом стабильности и миролюбия. 

Приветственное обращение к участникам форума поступило и от председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Гусмана хазрата Исхакова, находившегося в день открытия конференции в служебной командировке. В нем, в частности, констатировалось, что контакты между религиозными конфессиями и органами власти в республике имеют твердую почву.

Участников конференции приветствовали руководители Академии наук России, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также советник Совета Ватикана по межрелигиозным отношениям Роман Стагер, которого пригласили принять участие в дискуссии о Казанской иконе Божией Матери.

О чем говорили

После торжественной части участники конференции заслушали несколько докладов и приняли участие в презентации Православной энциклопедии.

Архиепископ Верейский Евгений представил Православную энциклопедию как проект Вселенского православного мира. Первые вышедшие в свет четыре тома издания руководитель церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Большой Российской энциклопедии Сергей Кравец, который вел презентацию, передал в дар Фариду Мухаметшину и Камилю Исхакову.

Предполагается выпустить 25 томов, которые представят систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни.

В первый день своего пребывания в Казани гости совершили экскурсию по городу: погуляли по улице Баумана, познакомились с Кремлем, посетили выставку “Древнерусское искусство” в Музее изобразительных искусств РТ. Во второй день участники конференции работали по секциям, каждая из которых представляла отдельную актуальную проблему, которая рассматривалась как с исторических позиций, так и с позиций современных.

Содержание докладов хорошо передают названия секций:

– “История христианства в Волго-Уральском регионе”;

– “Археологические христианские памятники и церковное искусство Волго-Уральского региона”; – “Церковное краеведение Волго-Уральского региона”;

– “Вклад старообрядчества в христианскую культуру Поволжья и Урала”;

– “Межконфессиональный диалог в Волго-Уральском регионе: традиции и современный контекст”.

Председательствовали на каждой секции, как минимум, двое: один – лицо духовное, другой – светское. На каждой секции не только говорили о проблемах, но и делились опытом.

21 и 22 июня работали два “круглых стола”. Первый – “Этноконфессиональные отношения в Волго-Уральском регионе и значение христианства в судьбах поволжских народов” – на борту теплохода. Участники конференции совершили путешествие до острова Свияжск, где посетили православные храмы.

На другой день в актовом зале КГУ состоялся «круглый стол», посвященный историко-культурному значению иконы Казанской Божией Матери и проблемам восстановления Казанского Богородицкого монастыря. Более подробно мы расскажем об этой дискуссии в следующем номере, здесь отметим только то, что она собрала не только участников конференции, но и многих краеведов, любителей старины Казани; что среди докладчиков было больше мусульман, чем православных.

Что решили

Конференция закрылась 22 июня пленарным заседанием в актовом зале Казанского государственного университета. На нем были подведены итоги дискуссий на сессиях и “круглых столах”. Было сообщено, в частности, что сделано более 70 докладов и сообщений.

Назовем несколько докладов, темы которых представляют несомненный интерес наших читателей, и мы со временем вернемся к этой конференции в других публикациях. Прежде всего отметим выступление доктора исторических наук, профессора Московского университета И.Чичурова о миссионерской деятельности Константинопольского патриархата в Хазарии в IX веке. Докладчик ввел в научный оборот поистине сенсационные документальные источники, что было специально отмечено в итоговой резолюции.

Другие ученые рассказали об истории православия на разных территориях России: в Прикамье (Л.Макаров), Нижнем Поволжье (А.Дубаков), Уфимской епархии (Ю.Сергеев), на Урале (И.Манькова).

Интересным показалось сообщение Г.Кульбатского о принятии православия иноверцами: индийскими, персидскими, армянскими купцами, которые осваивали торговый рынок Астраханской губернии. Знаменательным событием стала организация специальной секции, на которой обсуждались проблемы старообрядческой церкви.

Отрывая ее заседание, епископ Казанско-Вятский Андриан отметил, что на секции собрались разные по отношению к православной вере люди – это и научные работники, изучающие старообрядчество со стороны; это и просто верующие православные люди, приверженцы древнего “благочестивого обряда”; это и люди других верований, наконец, это представители двух основных течений в старообрядчестве – Русской православной старообрядческой церкви, имеющей полную трехчинную иерархию, и беспоповцев старопоморского согласия.

На секции прозвучало много разной и интересной информации. Например, говорилось, что самые ранние сведения о старообрядцах Казанского края относятся к первым десятилетиям реформ патриарха Никона (XVII в.), которые повлекли разделение церкви на две половины. Это сообщение о том, что тогда в Казани 35 человек сожгли за веру.

По преданию, в конце века в Казань были сосланы и поселены в район Кирпичной и Суконной слобод (ул.Свердлова) стрельцы – участники памятных бунтов, в большинстве своем приверженцы старой веры.

Следующие сведения относятся к 1770 годам и связаны с именем Е.Пугачева, который был старообрядцем. Из-под стражи в Казани ему помог бежать купец-старообрядец Иван Крохин, за домом которого было жилище с тайной молельной, где и скрылся будущий бунтовщик.

Казанская община старообрядцев была официально зарегистрирована после принятия законоположений о веротерпимости (1905-1906), в сентябре 1906 года освещен храм “во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани”, который был закрыт в советское время и возвращен верующим в 1998 году (ул.Старая, 15). Сейчас храм находится на реставрации.

В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия, в 2001-м она обрела архирея. В нашей республике приходы зарегистрированы в Казани, Набережных Челнах и селе Соболевское.

Много докладов касалось взаимоотношений православия и ислама. Отметим доклады С.Беляева “Новые свидетельства культурных связей Волжской Булгарии с Византией”, Е.Липакова “Церковное краеведение в Казани во второй половине XIX – начале XX веков”, А.Столярова “Переводы Священного писания на языки тюркоязычных народов России: история и современность”.

Особо выделим сообщения о покорении Иваном Грозным Казанского ханства, имеющие принципиальное значение для нынешнего года (в октябре мы будем поминать и победителей, и побежденных по случаю 450-летия взятия Казани): кандидата исторических наук, доцента Марийского педагогического университета А.Бахтина “Иван Грозный и политика “нового крестового похода”, доктора исторических наук из Саратовского университета В.Парсамова “Поход Ивана Грозного на Казань: культурно-религиозный аспект”, архимандрита Макария (Веретенникова), магистра богословия Московской духовной академии “Митрополит Макарий и казанские походы”.

Доклады на всех секциях и “круглых столах” касались как общих вопросов, так и частных аспектов, конкретных фактов и исторических фигур. Дискуссии вполне оправдали главную тему конференции – в центре внимания были как исторические вопросы, так и проблемы культуры.

Интересно, что речь шла не только о православии, но и о протестантских церквях в РТ (И.Корнилов), немецкой лютеранской общине Казани (В.Диц), об эволюции религиозных воззрений удмуртов от древности до наших дней (священник М.Атаманов). Вообще, судя по программе конференции, дискуссии на ней были на редкость плюралистичными. Возможно, церковь созрела для того, чтобы выслушать разные точки зрения, возможно, Казань способствует эффективному диалогу, а, может быть, из-за участия в конференции большого числа ученых.

Подарок Казанской Епархии. Дар принимает архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий

Один пример. Митрополит Ташкентский и Среднеазиаский Владимир начал свое выступление с категоричного отрицания экуменизма, но в рамках секции “История христианства в Волго-Вятском регионе” был доклад Е.Вишленковой, доктора исторических наук, заведующей кафедрой отечественной истории до XX века КГУ, об опыте такой формы общественного сознания. Автор рассмотрела это общество как продукт прежде всего культурной, и только потом политической ситуации России времен Александра I.

Суть теории “общехристианского общества” состояла в возможности преобразования государственных отношений на основе свободы и законности, без социальных конфликтов и потрясений. Достигалось это силой нравственного просвещения, насаждением христианской терпимости, демократизма, устранением сословных противоречий, широкой благотворительностью.

Российское общество той поры оказалось не готовым к восприятию либеральных ценностей. Практика нашей современной жизни такова, что и сегодня еще нужно доказывать их непреходящую ценность.

Тем не менее на конференции много говорилось, в основном негативно, о деятельности разного рода миссионеров с Запада. А доклад А. Журавского, в прошлом казанца, а ныне – москвича, заместителя руководителя церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Большой Российской энциклопедии, так и назывался – “Геополитические интервенции (проекты) на территории России и Волжско-Уральского региона”.

В итоговой резолюции отмечен высокий научный уровень международного форума. Этот документ в краткой форме содержит самые главные выводы, к которым пришли его участники. Они были едины в том, что необходимо развивать межконфессиональное партнерство в решении социальных проблем.

Учитывая серьезный научный потенциал казанской исторической школы, значение христианства в современном культурном развитии Татарстана, принято решение издать в рамках подготовки к празднованию 1000-летия столицы республики иллюстрированный с научными комментариями альбом «Храмы Казани».

У казанцев был шанс обогатить себя знанием многих интересных вещей, жаль только, что средства массовой информации рассказывали о работе конференции весьма скупо. Мало кто из журналистов имел возможность побывать на всех заседаниях, послушать все доклады и сообщения.

Есть надежда восполнить упущенное, когда выйдет сборник с материалами конференции.

По окончании работы конференции гости Казани отправились в Раифский монастырь, где после знакомства с обителью был устроен прием от имени Казанской епархии. Участники конференции приняли участие во Всенощном бдении.

День 23 июля гости провели в Казани. Утром они стали участниками Божественной литургии в Петропавловском соборе и крестного хода в честь Дня Святой Троицы.

Их пребывание в Казани завершилось торжественным молебном в Благовещенском соборе. Участники конференции посетили храмы на острове Свияжске и побывали в мемориальном комплексе "Булгар"

Участники конференции после молебна в Петропавловском соборе

Экскурсия участников конференции в Булгар

Итоговый документ

Участники конференции, отметив высокий научный уровень международного форума, важное политическое значение подобных инициатив, направленных на укрепление межконфессионального и межнационального согласия в ключевых регионах России, считают необходимым отметить следующее:

1. Ha конференции впервые были обнародованы исторические исследования, которые свидетельствуют, что христианство в Волго-Уральском регионе начало распространяться с IX века, в частности, в форме учреждения Хазарской епархии Константинопольского патриархата.

2. Распространение христианства в Волго-Уральском регионе происходило преимущественно бесконфликтным путем. Поэтому, несмотря на факты религиозного противостояния в XII-XVIII веках, в целом, межконфессиональные отношения в самые различные исторические периоды были толерантными. В период Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, Российской империи на этой территории в строгом научном смысле не было «религиозных войн». Так, например, в XVI веке имело место средневековое политическое противостояние между национальными государствами, где религиозный фактор играл вторичное значение.

3. Казань, как город двух мировых религий, на протяжении многих веков не только является центром мирного межконфессионального диалога, но и должна стать одним из наиболее почитаемых в России центров православного паломничества.

Сегодня актуален вопрос не только о возрождении самобытных архитектурных ансамблей Казани, но и центров религиозного почитания. В этом отношении необходимо воссоздать как архитектурный облик одного из наиболее почитаемых монастырей России – Казанского Богородицкого монастыря, так и создать инфраструктуру, связанную с паломничеством на месте явления Казанской иконы Божьей матери

4. Следует содействовать развитию церковного краеведения как одной из самобытных форм исторической регионалистики, развивающейся на стыке истории, этнографии, краеведения и богословских дисциплин.

Из Резолюции Международной научно-практической конференции

«Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура»

 «Казанские истории», №13-14, 2002 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить