Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Музыкальный десант» из Казани в Иерусалиме
- Георгий КАНТОР
- 15 октября 2011 года
В Иерусалиме состоялось весьма знаменательное музыкальное событие. Впрочем, знаменательное не столько для жителей этого города, сколько для казанских меломанов и почитателей симфонической музыки композиторов Татарстана.
Впервые на « обетованной земле» звучала татарская музыка, впервые старейший израильский симфонический оркестр, основанный в 1937 году играл музыку современных композиторов Татарстана.
В последние годы благодаря энергичной деятельности Союза композиторов РТ и лично его многолетнего председателя Рашида Калимуллина татарская симфоническая и камерно– инструментальная музыка вошла в своеобразный международный музыкальный клуб ( Международная Ассоциация Современной музыки). Она стала исполняться в престижных залах крупных музыкальных центров (Берлин Санкт-Петербург, Иерусалим), исполняться не только гастролирующим за рубежом Казанским симфоническим оркестром. но и местными симфоническими коллективами. Этому предшествовала многолетняя работа Р. Калимуллина в качестве продюсера таких постсоветских фестивалей как « Европа-Азия» (с 1993), «Муз-Транзит» (с 2003), «Классическая гитара в ХХ1 веке» ( с 2007).
Нисколько не умаляя популярность татарской традиционной народной музыки, смею утверждать, что для многих европейских музыкантов и слушателей симфоническая и камерная музыка композиторов Татарстана стала откровением. Так было и в Иерусалиме на концерте « ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ», состоявшемся 11 октября 2011 года. Финансировали эту весьма дорогую акцию Министерство культуры Татарстана и Союз композиторов. Возможно, были и частные спонсоры.
Был арендован один из лучших в стране концертных залов и приглашен старейший в Израиле Иерусалимский симфонический оркестр. Концертный зал помещается в Центре сценических искусств, построенном в 1971 году американским филантропом Генри Крауном. Этот грандиозный комплекс состоит их театра Sherover (950 мест), зала симфонической музыки (750 мест), большой лекционной аудитории (450 мест) и маленького театра (110 мест). Внизу помещается ресторан и большой книжный магазин, где продаются музыкальные диски.
Концерт был бесплатный. Публики набралось немного. Татары в Израиле хотя и есть, но заинтересовались немногие. Было и несколько казанцев, среди них автор этих строк. Программа представила произведения казанских композиторов разных поколений. Музыка была многожанровая : масштабные «Симфонические фрески» и Виолончельный концерта Рашида Калимуллина, Первая часть 4-й симфонии Леонида Любовского; программные симфонические картины:« Золотой храм» Зульфии Рауповой, «Ностальгические зарисовки» Александра Руденко, « Астраханские танцы» Шамиля Тимербулатова. Была и неожиданность – прозвучала симфоническая пьеса израильского композитора Беньямина Юсупова «Чингисхан». Он же выступил и дирижером всей громадной программы, показав недюжинную волю и огромный, доходящий до экстаза исполнительский темперамент. Музыканты про таких говорят « Выпрыгивал из фрака».
Солистом был приглашенный из Швейцарии виолончелист Александр Кагановский.
Слабым местом этого выдающегося художественного явления была непрофессиональная информационно-текстовая подготовка. Публике явно не хватало хотя бы краткого вступительного слова о татарской музыке вообще, и об исполняемых пьесах в частности. Можно было бы выпустить специальный буклет, причем, на русском языке (в основном, публика была русскоязычная).
Не вдаваясь в анализ исполненной музыки, отмечу превосходное звучание Иерусалимского оркестра, яркость его духовой группы, гибкость и сочность струнных. Подобный «десант» группы казанских композиторов – это несомненный «прорыв» татарского симфонизма в новые слушательские сферы, это важный показатель поступательного роста казанской композиторской школы.
Я лично воспринял этот концерт как дань памяти одного из основателей татарской профессиональной музыки, первого ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова, столетие которого широко было отмечено в Татарстане.
Георгий Кантор,
музыковед, профессор, заслуженный деятель искусств РТ