Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Август | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1929 – Начало строительства Дома печати на Большой Проломной (ныне Баумана) улице (сведения Б. Ерунова)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
В музее по средам
- 28 февраля 2002 года
27 февраля 2002 года в Национальном музее Республики Татарстан возобновились проводимые в музее в 1940-1960 годах популярные тематические вечера, известные как «Краеведческие среды».
Последнее такое заседание было посвящено теме «Художественная керамика: вчера, сегодня, завтра». Оно было посвящено проблемам возрождения национальной художественной керамики. Уже первые свои изделия древние гончары украшали простейшим орнаментом, положив начало художественной керамике, которая прошла сложный путь развития.
Расцвет гончарного промысла в нашем крае приходится на X-XIII века. Изделия булгарских мастеров поражают изяществом, богатством форм, великолепным орнаментом. Традиции булгарских гончаров продолжили их потомки – казанские татары. Широко использовали мотивы татарского орнамента в декорировке своих изделий гончары начала ХХ века, работавшие в селе Пестрецы. Их изделия получили название «пестречинской керамики».
Попытка возрождения пестречинской керамики была предпринята известным татарским художником Баки Урманче в основанной им в Казани в 1927 году керамической мастерской. Однако попытка не увенчалась успехом – мастерские закрыли в 1929 году. Вновь заговорили о возрождении татарской национальной художественной керамики в последние годы. Среди населения опять стала популярной керамическая посуда – чешская, болгарская. Бугульминский фарфоровый завод, изделия которого людям нравятся, не в состоянии удовлетворить спрос многочисленных потребителей.
Между тем в Казани и районах республики есть возможности, а главное, желающие заняться выпуском подобного вида продукции, используя традиции прошлого в оформлении изделий. Что для этого надо? Об этом и шел разговор на встрече в Национальном музее. В ней приняли участие ученые Института истории Академии наук Татарстана, студенты Казанской государственной архитектурно-строительной академии, Казанского художественного училища. А.Салахов, генеральный директор НПО «Алексеевская керамика», познакомил их с историей становления цеха художественной керамики при Алексеевском кирпичном заводе; Е. Корябина, директор Пестречинского краеведческого музея рассказала о судьбе пестречинской керамики, о попытках её возрождения энтузиастами ТОО «Гончар». Выступления будут проиллюстрированы продукцией современных мастеров.
Об истории развития гончарного промысла в прошлом поведала К. Руденко, кандидат исторических наук, научный сотрудник НМ РТ. Его сообщение сопровождалось показом художественной керамической посуды XI – XIII, XVI веков из фондов Национального музея. Старший научный сотрудник Л. Похвалинская познакомила присутствующих с коллекцией художественной керамики из фондов музея. Гостем «Краеведческой среды» стал заслуженный деятель искусств РТ Борис Шубин. В музее в настоящий момент работает его персональная выставка «Мир керамики».
Изделия керамиста вошли в коллекции крупнейших музеев страны. В своем творчестве мастер продолжает лучшие традиции булгарской, татарской художественной керамики. Его произведения получили высокую оценку на выставках России и за рубежом.