Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наука глазами молодых

Из года в год последний день весенних каникул многие старшеклассники нашего города проводят в стенах Казанского государственного университета, участвуя в научной конференции имени Н.И.Лобачевского.

О том, как проходила конференция в 2004 году, рассказывают наши внештатные авторы: студентка Казанского государственного университета Ирина Липец и студент Казанского технического университета Сергей Афанасьев.

Они не могли побывать на всех секциях. Выбрали то, что им было интересно самим.

Есть и школьная наука

Уже пятый год конференция имени Лобачевского имеет статус Поволжской. Рассказать о результатах своих первых научных изысканий и получить наставления ведущих казанских ученых в этом году решили, кроме казанцев и старшеклассников из других городов Татарстана, ребята из Астрахани, Балаково, Воткинска, Владимира, Дзержинска, Нижнего Новгорода, Самары, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Ярославля, Пензенской области.

Организаторами конференции выступили КГУ, управление образования Казани, Центр детского творчества имени А.Алиша и Малый университет при КГУ. Секциями руководили преподаватели практически всех факультетов Казанского государственного университета, а также педагоги других вузов города.

Школьников, а также их учителей и родителей, которых в зале было не меньше, чем будущих докладчиков, приветствовали заместитель главы администрации Казани А.Тутаева, начальник управления образования И.Галиахметов, проректор КГУ по учебной работе Е.Федотов, а также деканы многих факультетов университета. Выступавшие говорили о возрастающей популярности конференции, о том, что с каждым годом улучшается качество работ. Однако такую популярность конференция получила не сразу.

Председатель совета КГУ по среднему образованию и довузовской подготовке В.Сочнева напомнила об истории конференции. Оказывается, первая «Лобачевка» проходила 25 лет назад как конференция слушателей Малого университета. Тогда было заявлено всего около пятидесяти работ.

Что представляет собой школьная наука сегодня, присутствующие могли оценить лично. Большой зал «УНИКСа» с трудом вмещал всех участников конференции. Участвовать в конференции Лобачевского становится престижно. В предыдущие годы открытие конференции завершалось концертом, но в год 200-летия университета решили заменить развлекательную часть просветительской.

Лекцию об истории Казанского университета прочитал руководитель научно-исследовательских программ Института культуры мира Р.Циунчук. Лектора не смутило, что большая часть аудитории лекцию слушать не захотела, удалившись после перерыва из зала, зато оставшиеся оказались благодарными слушателями.

Потом был показан документальный фильм об истории университета. В целом открытие конференции стало для участников маленьким праздником. Сувениры от организаторов подняли настроение, неожиданные встречи с друзьями из других школ заставили на некоторое время забыть о предстоящей работе на секциях. Лишь «Гаудеамус», прозвучавший в начале первого пленарного заседания, сделал лица ребят серьезными. Но ненадолго. Ведь защита только завтра, а сегодня...

А сегодня можно совершить увлекательную автобусную экскурсию по Кремлю, на которую приглашались все иногородние участники, осмотреть университетский городок, прогуляться по вечернему, сверкающему огнями городу... Правда, часть ребят все же осталась в университете даже после церемонии открытия: из-за большого количества представленных исследований работа на некоторых секциях шла в течение двух дней. Но основная масса участников выступала 28 марта.

В воскресный день аудитории КГУ принадлежали школьникам. Старшеклассники поначалу робко осматривались, но довольно быстро освоились. Традиционно на «Лобачевке» бывают представлены техническое, гуманитарное и естественное научные направления. Юные исследователи покоряют и не предусмотренные школьной программой дисциплины, такие, как журналистика, менеджмент, прикладные информационные технологии, программные разработки… На конференции работали секции физики Земли, астрономии и космической физики, валеологии, философии и культурологии, сравнительного и сопоставительного литературоведения. Приятно отметить, что в этом году было организовано 8 исторических секций.

Аудитория, в которой проходило заседание секции краеведения, напоминала музейный зал: многие выступающие принесли с собой документы из семейного архива, экспонаты школьных музеев, фотографии разных уголков Казани, специально сделанные к конференции. Наглядность облегчала восприятие работ. От первого и до последнего выступления глаза слушающих были заинтересованными: никто не смотрел на часы и не зевал, как это зачастую бывает на других конференциях. Да и было что послушать!

Например, Радик Валеев, ученик 10 класса 102-й гимназии, при защите своей работы «Озеро Кабан: прошлое, настоящее и будущее» не только рассказал об истории озера (ведь эту информацию при желании можно без труда найти в литературе), но и затронул экологический аспект. Доклад Радика оценен дипломом III степени. По его мнению, по берегам озера можно сделать хорошую зону отдыха. Свой проект благоустройства он обещал представить к следующей конференции.

Ученица 10 класса 122-й гимназии Дарья Гоголева, выступавшая с докладом «История казанской немецкой диаспоры и ее роль в развитии Татарстана», по специально приготовленной диаграмме рассказала о процессе заселения немцами нашего города, о причинах, по которым происходило это заселение, о современной немецкой общине Казани. Были упомянуты имена врача и краеведа Фукса, химика Клауса и других известных немцев, прославивших Казань. Эта информация хотя и не является для многих новой, но без нее работа о немецкой диаспоре была бы неполной. Особый интерес жюри и всех слушателей вызвал рассказ об истории лютеранской кирхи. Как известно, здание на улице Карла Маркса верующим пока не передано. К сожалению, Даша не смогла подробно рассказать об этой проблеме. Возможно, в следующем году кто-нибудь из юных краеведов еще раз обратится к этой теме и, взвесив все «за» и «против», сможет предложить свое видение дальнейшей судьбы культового здания.

Кстати, интерес к казанским немцам обнаруживается у юных краеведов год от года. В этом году на секции истории и культуры Татарстана Хайруллина Лилия, выступившая с докладом «Немецкая община в Казани: прошлое и настоящее», получила поощрительный диплом.

Из интересных работ, представленных на секции краеведения, следует отметить исследования Мироновой Екатерины и Замалтдиновой Лейсан. Девочки занимаются в краеведческом кружке при детской библиотеке ДЮКТ «Саин-Савиново» и рассказали об истории села Савиново. Работа Лейсан посвящена казанскому купцу, художнику и меценату Зайсайлову, жизнь которого была овеяна удивительными тайнами (поощрительный диплом). Екатерина Миронова назвала свою работу «Сторожилы Савиновской памяти». Именно «стОрожилы», а не «стАрожилы». Екатерина объяснила, что ее работа посвящена не долгожителям Савиново, а тем, кто «сторожит» историю этого села. Доклад Кати – это своеобразный отчет о работе их краеведческого кружка, о первых, пусть пока небольших, поисковых экспедициях, о встречах со «сторожилами». Доклад оценен дипломом II степени.

Нередко участники исторических секций «Лобачевки» обращаются к истории своей семьи. И это оправдано: история родного государства начинается с малого – с обращения к своим истокам. В этом году ученица 11 класса 133-й школы Марамыгина Анастасия выступала на секции современной отечественной истории с работой «История страны через призму жизни моей прабабушки» (диплом I степени).

На секции краеведения к теме своих предков обратился Ермолаев Андрей, ученик 10 класса 121-й школы. Его исследование называлось «Спиридоновы в Казани. (Жизнь при царе и после)». Андрею удалось собрать информацию о своих пращурах до восьмого колена. Работа удостоена диплома I степени. При ее написании пригодились некоторые документы, хранившиеся в семье. Пришлось поработать и в архивах различных предприятий, в архивном фонде Национальной библиотеки.

Примечательно, что и на неисторических секциях встречались работы с историческим уклоном. Например, на секции «Лингвистические аспекты русского языка» второе место заняла работа Аркадия Киясова, ученика 11 класса 122-й гимназии – «О некоторых особенностях «детских» текстов с революционной семантикой». Аркадий исследовал документы революционной эпохи, написанные детьми. Его исследование находится на стыке трех наук: лингвистики, истории и психологии. Работа каждого из участников была по-своему интересна. Например, Фатихова Алсу (9 класс 137-й школы) обратилась к истории Пороховой слободы Кировского района, Гоголева Ульяна (7 класс 122-й школы) рассказала о Свияжске – колыбели православия в Среднем Поволжье.

Но конкурс есть конкурс, и членам жюри пришлось сделать свой выбор. 29 марта в малом зале «УНИКСа» состоялось награждение победителей и торжественное закрытие конференции. Лица дипломантов сияли, ведь всегда приятно, когда твой труд оценен по достоинству. Но те участники, которым не удалось занять призовых мест, не унывали: они получили ценный опыт научной работы и выступления перед аудиторией, пообщались с единомышленниками, с настоящими учеными. И все у этих ребят еще впереди!

Ирина ЛИПЕЦ

Как выжить? Вопрос не только теоретический

Плохо разбираясь в точных науках и испытав усталость от политических и экономических новостей, я решил посетить секцию «Социология», чтобы выяснить, какие проблемы интересуют молодых исследователей не в науке, а в жизни. Послушав выступавших, можно сделать вывод, что молодое поколение очень интересуется современной экономикой, а если точнее – проблемами выживаемости в условиях такой экономики. Например, тема сообщения Наумовой Валерии из гимназии №122 – «Средний класс в современной России», а Гарифуллин Рафаил из лицея №33 при КГУ посвятил свое исследование социологическому анализу богатых и бедных в современной России.

Как мне показалось, эти работы противоречили друг другу: если Валерия утверждала, что средний класс растет и пропасть между богатыми и бедными уменьшается, то Рафаил считает, что пропасть по-прежнему большая, правда, антагонизма нет. Кстати, его работа была оценена поощрительным дипломом.

Исследование Мухамадиевой Лены из школы №6 Бугульмы заставило посмотреть на экономику с неожиданной стороны. Тема ее доклада – «Проблемы реализации принципов делового общения в современной России». Как считает Лена, не надо все слепо перенимать у Запада, надо учитывать традиции своего народа, правда, «по-деловому» общаться люди пока не очень-то привыкли.

Проблемы профессионального самоопределения молодежи, изученные Львом Гольбрайхом (11 класс, школа №57), касались адаптации школьников к современной ситуации в стране с работой и образованием. Его работа удостоена диплома II степени.

Лена Миронова выявляла причины девиантного (девиация – отклонение от нужного направления под влиянием каких-то причин) поведения среди старшеклассников школы №90, где она учится в 11-м классе. Лену спросили, есть ли в их школе проституция. Она, переминаясь с ноги на ногу, призналась, что такими отклонениями ей заниматься не рекомендовали. Сообщив, что 9 процентов старшеклассников их школы хотя бы раз пробовали наркотики, она заверила присутствующих, что это не значит, что 9 процентов школьников – наркоманы. И вообще в этой удивительной школе нет преступлений – только правонарушения… Тем не менее Лена получила поощрительный диплом.

Кстати, девиантному поведению было посвящено и исследование Любы Макушкиной из школы №9. Люба Камоско из гимназии №8 привела шокирующую цифру: в современном мире 200 миллионов человек – рабы! Тема ее сообщения – «Трафик: вероятность вовлечения и пути предотвращения». Используют рабов стандартно: девушек – в сфере секс-услуг, молодых людей – для черной работы. Ее вывод был неутешительный: вероятность быть похищенным даже на улицах своего города очень высока. Люба получила диплом II степени (первого места на секции социологии не определили).

Люба Макушкина и Андрей Макеев откровенно повеселили аудиторию, напомнив о Вини-Пухе и Пятачке. Несмотря на малую научность их исследования, оно вызывает уважение своей актуальностью. Девятиклассники школы №9 решили выяснить, чем объясняются те или иные предпочтения молодежи. По их мнению, самые свободные люди – это рокеры. Тема «Роль рок-музыки в жизни молодежи» вызвала наибольший отклик у слушателей и руководителей секции. Можно порадоваться, что молодые люди хотят выяснить причины существующих общественных явлений.

И, думается, что страх перед будущим, заметный практически во всех работах, со временем уйдет. Во всяком случае, старшеклассникам, рискнувшим принять участие в конференции имени Лобачевского, бояться нечего.

Сергей АФАНАСЬЕВ

Они названы лучшими

На конференции имени Лобачевского работало 45 секций, охвативших практически все сферы научных знаний. За право считаться автором самой лучшей исследовательской работы боролись 863 учащихся школ, гимназий, лицеев, средних специальных учебных и внешкольных заведений, 751 из них вышел в первый тур, 559 – во второй. Призовые места – у 267 участников.

Диплом первой степени получили 48 докладчиков, столько же заняли второе место, 43 юных исследователя награждены дипломом третьей степени, 128 ребят получили поощрительные дипломы.

Самыми активными были на конференции юные исследователи из Московского района – 182 участника, у них и больше всего наград. Среди иногородних с наградами домой вернулись ребята из Самары, Волгограда, Ульяновска, Уфы, поселка Ува (Удмуртия), а также Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов.

Больше всего участников оказалось на секции экологии – 55, далее идут секции русской литературы XX века – 51, русской литературы до XIX века – 48, психологии – 40. Доклады по различным аспектам истории представили 125 старшеклассников, из них по отечественной истории до XX века – 27, современной отечественной истории – 12, всеобщей истории – 6, истории и культуре Татарстана – 23, краеведению – 23, археологии и этнографии – 7, истории науки – 17, истории татарского народа – 10.

Назвать всех призеров конференции практически невозможно. Это затруднительно сделать даже по одному – историческому направлению, на которое «Казанские истории» обращают особое внимание. Поэтому мы отметим только те исследования, за которые их авторы получили дипломы первой степени:

Секция отечественной истории до XX века:

«Обряды и традиции языческой Руси» – Мария Леонтьева, 11 класс гимназии №96 (научный руководитель – преподаватель межшкольного учебного комбината Е.Скворцова);

Секция современной отечественной истории:

«История страны через призму жизни моей бабушки» – Анастасия Марамыгина, 11 класс школы №133 (учитель 1 категории А.Фазлеева);

Секция краеведения:

«Спиридоновы в Казани. (Жизнь при царе и после)» – Андрей Ермолаев, 10 класс школы №121 (учитель высшей категории О.Кочеткова);

Секция истории науки:

«Евгения Тихвинская (страницы из семейного архива) – Мария Сенникова, 10 класс школы №81 (доцент М.Тихвинская);

Секция истории и культуры Татарстана

– «Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь» – Дарья Борисова, детская библиотека ДЮКТ «Саин-Савиново» (библиотекарь Л.Титова);

Секция археологии и этнографии:

«Пещера Каминная» – Ксения Пузанова, 11 класс школы №10 Нижнекамска (зав. отделом ЦДЮТ Д.Газизов), «Происхождение кряшен» – Венера Никитина, 11 класс лицея №35 Нижнекамска;

Секция истории татарского народа:

«Шакур Рахимов – герой народного эпоса» – Ильсия Шакурова, 11 класс школы №39.

По секции всеобщей историипервого места не присуждали. Диплом второй степени получила Элиза Кулькачева, ученица 11 класса лицея №33, за доклад «Английское общество по «Кентерберийским рассказам» Джефри Чосера» (старший преподаватель КГУ М.Базина).

«Казанские истории», №7-8, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить