Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Благое дело – писать книги об истории родного города
- Любовь АГЕЕВА
- 04 ноября 2004 года
4 ноября в Национальном музее РТ состоялась презентация книги историка-краеведа Анатолия Елдашева «Монастыри Казанского края: очерки истории».
В этот день в музее можно было увидеть почти всех казанских краеведов. Эти люди понимают свою любовь к родному городу как великую миссию сохранить для потомков историю Казани.
В современных условиях, когда большинство предпочитает заниматься только тем, что приносит дивиденды в рублях или даже долларах, к счастью, находятся энтузиасты, пишущие книги, которые не приносят коммерческой выгоды, порой без надежды увидеть свое детище на прилавках магазинов.
Анатолию Михайловичу повезло – он нашел своего издателя. Книга отпечатана в издательстве Института истории имени Марджани. Директор института Р.Хакимов, а также А.Ершов, ректор Института государственной службы при Президенте РТ, где Елдашев преподает, стали членами редакционной коллегии.
На презентации автор услышал много лестных слов о себе, о своей книге. Выступили генеральный директор Национального музея Г.Муханов, заместитель директора Института истории Р.Хайрутдинов, профессор Академии ветеринарной медицины О.Несмелов, краевед И.Алиев, заведующая отделом республиканского научно-методического центра «Сэяхэт» А.Биряльцева, научный редактор издания – кандидат исторических наук Е.Липаков.
Анатолий Михайлович выразил благодарность всем, кто вдохновлял его на этот подвижнический труд, кто помогал находить нужные документы – работников Национального музея, Национального архива, особо – Георгия Фролова, обладателя одной из самых богатых фотоколлекций старой Казани. Читатели увидят в книге немало снимков, которые публикуются впервые.
Отдельным разделом книги даны мартирологи монастырских некрополей.
В преддверии 1000-летия столицы республики активность казанских историков и краеведов возросла. Елдашев за последние три года опубликовал 15 статей по истории духовной жизни Казанской губернии XVIII – начала ХХ века. Но изучение истории православия в нашем крае он начал намного раньше. Объектом научного поиска Анатолия Михайловича стали казанские монастыри и храмы, а одной из главных задач – возвращение из небытия имен горожан, погребенных на монастырских погостах.
Идея возродить из небытия целый пласт казанской истории возникла у него после прочтения статьи Бориса Гришанина в журнале «Казань» о порушенном Кизическом монастыре и его некрополе. «Мне стало стыдно перед теми, кто был там захоронен», – сказал он. Такая реакция вполне закономерна: прабабушка Елдашева была монахиней. Он посвятил свое исследование ей и своему отцу – Михаилу Васильевичу.
Автор книги обратился к дореволюционным исследованиям в области церковного краеведения, в первую очередь, к трудам Николая Яковлевича Агафонова, сохранившего для потомков немало ценной информации, которая в годы советской власти считалась ненужной.
Сегодня во многом благодаря казанским краеведам мы можем хотя бы на фотоснимках увидеть то, что когда-то было органичной частью городского пейзажа.
Почти все выступавшие на презентации поставили Елдашева в один ряд с признанным авторитетом, поскольку он тоже пытается сохранить для истории документальный, научно выверенный материал о другой исторической эпохе – тяжелых годах церковной и монастырской жизни после 1917 года.
Невозможно без содрогания смотреть на старые фотографии, запечатлевшие факты надругательства над храмами. Пик ликвидации культовых зданий пришелся на 30-е годы прошлого столетия. Вспоминая это время, краеведы с удовлетворением констатировали, что в России начался трудный процесс нравственного возрождения, в котором религия, как это не однажды было доказано, может сыграть огромную роль.
Как кто-то заметил, краеведы делают благое дело, пытаясь восстановить связь поколений, насильственно прерванную революционными потрясениями прошлого века.