Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шаляпинский фестиваль-1012: опера «Кармен»
- 24 февраля 2012 года
12 февраля 2012 года в рамках Шаляпинского фестиваля в театре имени Джалиля давали «Кармен», оперу Жоржа Бизе в четырех актах.
Главные партии в фестивальном спектакле исполнили: Кармен – Анжелина Швачка из Национальной оперы Украины (она хорошо известна казанскому зрителю и пела на премьерном спектакле 1 февраля 2011 года), Хозе – Ахмед Агади из Мариинского театра (он известен даже больше, поскольку в Казани выступает так же часто, как в Санкт-Петербурге), Эскамильо – Эдуард Цанга из этого же театра, Микаэла – Юлия Саврасова (Санкт-Петербург).
История создания оперы «Кармен»
Жорж Бизе начал работать над этой оперой в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803-1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы Анри Мельяк (1831–1897) и Людовик Галеви (1834–1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы – нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание. Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили ее в безнравственности: свободное проявление чувств героев – простых людей из народа – претило ханжеской буржуазной морали. Газетные рецензии того времени порою доходили до абсурда – как в оценке литературного первоисточника оперы, так и в оценке музыки Бизе. Сегодня кажется невероятным то, что могли прочитать парижане вскоре после премьеры. Вот образец критики в адрес оперы и её творца: «В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина – в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник – её убийца». Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил Петр Ильич Чайковский. «Опера Бизе, – писал он, – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом – в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В сезон премьеры и в следующий прошло не менее пятидесяти представлений «Кармен» на сцене парижской Комической оперы, а в ближайшие годы – она обошла оперные сцены крупнейших европейских и американских городов со всё возрастающим успехом. И скоро по степени популярности и всеобщего, мирового признания оперу Бизе можно было сопоставить лишь с очень ограниченным числом опер. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе. В настоящее время опера «Кармен» является частью репертуара многих театров по всему миру и исполняется на различных языках. В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».
Опера «Кармен» в Казани
В Казани «Кармен» «живет» уже много десятилетий. В книге известного летописца казанской музыкальной культуры Георгия Кантора «Казань – музыка – XX век» читаем, что эта опера шла здесь уже во второй половине XIX века. По его данным, она была поставлена здесь в 1885 году. Затем её ставили множество раз – в 1942, 1958, 1966, 2000 годах. Особый импульс опера получила в рамках Шаляпинского фестиваля, поскольку в Казань в это время приезжает много известных солистов. Например, в 1984 году партию Кармен исполнила Тамара Синявская.
Тамара Синявская и Хайдар Бигичев
11 февраля 1984 года. Снимок на память после спектакля
Однако "Кармен" была не на всех фестивальных афишах. Спектакль не шел целое десятилетие - с 1989 по 1998 год, потом с 2004 по 2010 год.
Над последней постановкой «Кармен» в театре имени Джалиля работал один из самых интересных современных театральных режиссеров – заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун (Санкт-Петербург). Он хорошо знаком казанскому зрителю: на сцене нашего театра в его постановке идут танцевальные номера к нескольким оперным спектаклям, а также балеты «Сказание о Йусуфе», «Пер Гюнт» и «Спартак».
«Карман» – его первый оперный спектакль. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – заслуженный артист России, народный артист Татарстана и Казахстана Ренат Салаватов, с сентября 2003 года главный дирижер театра имени Джалиля. В наше время «Кармен» входит в репертуар всех оперных трупп мира и исполняется на всех языках. Сегодня в Казани Кармен и ее возлюбленные – Хозе и Эскамильо поют по-французски. Для зрителя это не составляет никакого напряга, поскольку перевод на русский идет бегущей строкой поверху рампы.
Кстати, на казанских подмостках шла еще одна опера Жоржа Бизе – «Искатели жемчуга». Премьеры состоялись в 1903 и 2003 годах. Казанцы имели возможность увидеть и балет «Кармен-сюита», в главной роли которой блистала Майя Плисецкая. В афише значилось – музыка Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.
Регина Абдульманова, Юлия Овчинникова