Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Выставка «Город, который мы потеряли»
- 20 мая 2011 года
Однажды будущие реставраторы, которые учатся в Казанском архитектурно-строительном университете, прошли по городу вслед за работниками архитектурного надзора.
Проходя мимо дома Союза писателей на улице Муштари, в прошлом усадьбы Оконишникова, студенты увидели, что тут идёт не реставрация, а нечто другое. От былого архитектурного ансамбля – собственно дома и окружающих построек – осталось лишь основное здание.
Так появилась идея о создании фотовыставки «Город, который мы потеряли». На 26 планшетах они представили фотографии 50 старинных зданий в былые времена – с декором, резными ставнями, редким орнаментом, а также снимки сегодняшнего дня с домами покосившимися, прогнившими, замусоренными, без дверей и окон.
В экспозиции были представлены дома, находящиеся в муниципальной собственности и претендующие на получение денег от Правительства Республики Татарстан в первую очередь. Как писала газета «Вечерняя Казань», «аналогов у этого студенческого проекта не было и нет, более того – на сегодняшний день это единственное наиболее полное и внятное собрание архитектурных памятников нашего города, которые в любой момент могут быть уничтожены».
Студенты кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия получили поддержку в лице ректора университета Рашита Низамова. Им оказали поддержку преподаватели вуза, помогая собирать материал и давая профессиональные советы в области реставрации. 15 апреля 2011 года на заседании Общественной палаты Республики Татарстан, где обсуждались вопросы исчезновения Казани, в частности, проблемы восстановления Старо-Татарской слободы, студенты презентовали свою фотовыставку. Потом она работала на базе КГАСУ.
Отклик последовал незамедлительно. Было предложено создать рабочую группу по восстановлению памятников архитектурного наследия на базе дома В.П. Аксенова. Следующим предложением стало создание молодежного движения на базе ТРО ВООПИиК. Как оказалось, проблема потерянного города уже не раз обсуждалась историками и юристами, но не было инициативной группы именно с профильным образованием. Ближайшей целью студентов является внесение трёхэтажного дома с антресольным этажом под номером 26 на улице Горького, построенного в начале ХХ века, в реестр памятников архитектуры и культуры Республики Татарстан.
Во-первых, доходный дом Ф.И. Сурина – образец архитектурного стиля модерн, и таких домов в Казани не так много. Здание построено по проекту казанского архитектора В.А. Трифонова. Центр фасада выделен двумя арками – проездной и входной, а на втором этаже – массивным бетонным балконом, боковые части – ризалитами с массивными аттиками. Окна прямоугольные, в ризалитах парные, без наличников. Дом богато декорирован лепниной.
Во-вторых, в этом доме с 1924 по 1956 года, вплоть до своей смерти, жил народный архитектор СССР (1988), заслуженный архитектор РСФСР (1974), лауреат Государственной премии РСФСР (1967) Василий Егерев.
Студенты надеются, что на базе этого дома станет возможным создать музей. Ректор КГАСУ пообещал выделить деньги на мемориальную доску.
В апреле 2011 года студентка пятого курса Альбина Хайруллина говорила корреспонденту газеты «БИЗНЕС online»: «Дом стоит пустой, явно в аварийном состоянии, но аварийным не признан. Во всём доме живёт только одна семья – правнучка Егерева с мужем, единственная жилая квартира в здании, и если бы не эти люди, не знаю, что было бы с домом.
На самом деле здание уникальное, с внутренним двориком, где когда-то был фонтан. Раньше были и железные ворота, но их утащили. Во время якобы капитального ремонта, который когда-то делался, рабочие раскрасили лепнину – такое детское понимание мира: цветочки розовенькие, травка зелененькая. Всё испортили!»
Наш корреспондент Илья Шалман иллюстрирует сообщение о студенческой инициативе фотосъемкой 2006 года.