Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мемуары казанской интеллигентки
- 14 октября 2012 года
Доктор наук, профессор Санкт-Петербуржского государственного университета экономики и финансов Алексей Дмитриевич Кривоносов в 2007 году издал вторую часть книги «Кандаратские - Кривоносовы. Семейные хроники. 1904-1952 гг.»
Центральной фигурой этой книги является Калерия Дмитриевна Кандаратская – прапрабабушка А. Кривоносова и жена врача Михаила Фёдеровича Кандаратского. В нее включены ее мемуары, письма членов семьи, редкие фотографии из личного архива.
Читая эту книгу, погружаешься в мир начала прошлого века, будто бы становишься попутчицей главных героев. Представляешь себе интеллигенцию Казани 1-й половины ХХ века: их нравы и ценности.
Поражает, что всего сто лет назад люди вели себя совершенно иначе, думали по-другому. Их речь логична, наполнена изобразительными средствами. А их поступки благородны и добропорядочны. Книга начинается с мемуаров Калерии Кандаратской о поездке с детьми на Кавказ.
«Эти воспоминания, как кажется, ценны тем, что начинаются описанием сцен последних дней перед отправкой госпитального отряда Казанского университета на Русско-японскую войну. Этот отряд собран во многом стараниями Михаила Федоровича Кандаратского, он им и руководил в течение более года. Насколько это было важным для Казани событием, с трепетом написано его женой в сценах провода отряда», – пишет А. Кривоносов.
В своих рассказах о лете 1904 года на Кавказе Калерия Дмитриевна подробно описывает людей, с которыми она попадала в разные ситуации со своими детьми.
«Эти воспоминания – слепок российского «курсового» общества, проживающего и прожигающего жизнь на кавказских курортах. Это нравы и быт отдыхающей публики в Железноводске, Кисловодске, Пятигорске как раз в то время, когда Россия вела на Дальнем Востоке военные действия».
К. Кандаратская была благородна, добра, умна. Но при этом была жизнелюбивой и увлекающейся натурой. Так же она воспитывала и своих детей.
«Калерия Дмитриевна была труженицей, сердцем семьи, доброй, чуткой и преданно любящей свою семью, Казань, Петербург и Советскую Россию своего времени», – именно такой видит Калерию Дмитриевну ее праправнук А. Кривоносов.
Она писала своему супругу Михаилу Федоровичу Кандаратскому, что чувствует себя очень некомфортно на курортах, отдыхая и развлекаясь, пока он рискует своей жизнью на войне. В ответ он писал ей об угрызениях совести: «Уезжая от Вас из Казани, я всецело отдался делам государства и своего народа, забывая свою семью … Я сознательно закрывал глаза на свою семью, иначе мне было бы очень тяжело или даже невозможно…»
Поражает патриотизм и самоотверженность этих людей. В современном мире, где царят эгоизм и жажда наживы, такое редко встретишь. Читая историю их путешествий, читатель узнает много разных неположительных персонажей. Это и сорокалетний мужчина, заигрывавший с дочерью Ксенией, и навязчивая попутчица, и алчные врачи, и гвардеец с идеей фикс о несуществующей болезни и многие другие. Во второй части книги опубликована «предсмертная исповедь» Калерии Кандаратской.
«Это взгляд «беспартийной коммунистки», как она себя называет на современное ей общество, на дорогой ей Ленинград. Это ее боль за то, что что-то совсем не так в этом послевоенном советском обществе – и в партии, и в «народном хозяйстве», и в науке и культуре».
Она пишет о повторяющихся чистках партии, приводит факт вредительства партийной работе, о тяге послевоенного общества к видимой роскоши. Она размышляет:
«Мучительный для меня вопрос о том, почему при советской власти произошла такая перемена, так и остался нерешенным. Как ни тяжело, как ни противно, а я, беспартийная обывательница, которая страдает, потому что видит и понимает в чем дело».
Профессор Кривоносов является частым и желанным гостем фестиваля «Дни PR в Казани». Так вот, в один из таких приездов он смог увидеть дом своих родственников на Большой Красной улице. Но, посетив Казань в 2012 году, Алексей Дмитриевич узнал, что дом снесли.
– Что Вы почувствовали, узнав, что его снесли» – спросила я ее.
– Чувство горечи, – ответил он. – Дом Кривоносовых в Казани был музыкальной Меккой – мой прадед Иван Семенович Кривоносов (полный тезка своего деда, на чьи деньги построена Богоявленская колокольня на улице Баумана, был председателем Казанского музыкального общества. Тогда в Казань приезжали и Глазунов, и многие другие российские и иностранные музыканты. Такие дома при их реконструкции могли бы служить прежним целям – просветительским, будучи включены в общее музейное пространство по исторической Казани прошлых веков.
– Знают ли Ваши дети и о Ваших исследованиях?
– Сын знает и тоже хочет посмотреть на Богоявленскую колокольню, на Шамовскую и Александровскую больницы, к которым имеет отношение благотворитель Кривоносов.
За помощь в сборе информации для книги Алексей Дмитриевич Кривоносов от всей души благодарит казанцев, с которыми он общался.
– Мое новое знакомство с казанским периодом жизни Кандаратских-Кривоносовых не стало бы возможным без деятельного участия обаятельной женщины – доктора исторических наук, профессора КАИ имени Туполева Дании Киямовны Сабировой, журналиста-краеведа, доцента того же университета Любови Владимировны Агеевой, директора музея Казанского госуниверситета Светланы Владимировны Писаревой и многих добрых отзывчивых людей, которых хочется поблагодарить от всего сердца.
Прочитав книгу, читатель побывает в Казани, узнает о том, каким был наш город сто лет назад, и, очистившись духовно, возвратиться в реальность 2012 года. На себе испытала: после этого стараешься контролировать и направлять в нужное русло свои мысли и свою речь.
Рената ИСМАГИЛОВА