Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Двадцать лет – это только начало

По просьбе редакции газеты «Известия Татарстана» наш внештатный корреспондент Екатерина Вербицкая взяла интервью у руководителя оркестра «TATARICA», заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, профессора Казанской консерватории Рината Халитова. Мы тоже размещаем это интервью.

Ринат Арифуллович Халитов окончил Казанскую государственную консерваторию в 1982 году (по классу баяна и дирижирования), ассистентуру-стажировку по специальности «Дирижер оркестра народных инструментов» в 1985 году, по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (творческий руководитель – Фуат Мансуров) в 2002 году.

Работает в Казанской консерватории с 1983 года, декан исполнительских факультетов, проректор по учебной и воспитательной работе, профессор (с 2001 года). Ведет классы дирижирования, ансамбля и оркестровый класс.

Является создателем оркестра «TATARICA» из студентов, аспирантов и преподавателей Казанской консерватории.

Оркестр «TATARICA» – это уникальное сочетание национального колорита разных стран и европейской ансамблевой культуры. В нынешнем году у коллектива юбилей.

– Как возник оркестр и почему его так назвали?

– Оркестр был создан в 1993 году по инициативе ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина. Нужен был коллектив, который на базе факультета татарского музыкального искусства выполнял бы «национальную» миссию.

Так как первоначальной задачей была пропаганда татарской народной музыки и музыки композиторов республики Татарстан, коллектив получил название «Оркестр татарской музыки». Но со временем мы начали расширять свою программу: включили чувашскую, мордовскую, марийскую, башкирскую музыку. После 15 лет существования оркестра репертуар расширился настолько, что прежнее название необходимо было изменить, и Рубин Кабирович нашел более точное и вместе с тем ёмкое название – «TATARICA». Это нечто более объемное, чем татарская музыка – это и территория, и язык, и культура.

– Расскажите, пожалуйста, об основных вехах в истории оркестра: наиболее яркие концерты, конкурсы…

– Одна из первых наград – лауреатство на Международном конкурсе в Кастельфидардо (Италия) в 1995 году. На тот момент оркестру было всего два года. В 1997 году мы выиграли Гран-при на Международном конкурсе в Страсбурге (Франция).

В том же году отправились в первую гастрольную поездку по Голландии и Германии. Естественно, мы волновались: как примут татарскую музыку – тогда еще малоизвестную европейскому слушателю? Тревоги оказались напрасными – публика встретила нас очень тепло.

В 1999 году оркестр получил Гран-при Фонда духовного возрождения «Рухият» за нашу деятельность, за ряд выступлений по республике.

Фонд духовного возрождения «Рухият» (учредитель ОАО «Татнефть») основан 1997 году. Среди основных целей и задач фонда – выявление молодых талантов и содействие их творческому росту; подготовка и проведение конкурсов в области литературы и искусства; содействие развитию культуры, литературы, искусства в Республике Татарстан, организация культурно-просветительских работ.

Студенческий оркестр уже в третий раз принимал участие в Международном фестивале еврейской музыки. На снимке Владимира Зотова - выступление на концерте, открывавшем фестиваль 2014 года

– В 2000 году оркестр получил грант Президента Российской федерации. В чем секрет успеха?

– Наверное, в том, что те задачи, которые мы перед собой поставили, показались комиссии привлекательными. Нам нужно было найти народный музыкальный материал, расшифровать его, обработать и вынести на концертную площадку. По итогам этой работы мы получили ряд совершенно новый произведений и смогли обновить репертуар, а проделанная нами работа и вклад в возрождение фольклорного материала были отмечены грантом.

– Чем «TATARICA» отличается по составу от других народных оркестров?

– Мы ввели в состав думбру – это инструмент с очень красивым тембром, который бытовал в Казанском ханстве. Постепенно вводим в состав и мандолину, инструмент, популярный у татарского народа. Помимо народных, в оркестре есть инструменты симфонического оркестра, из-за чего получился смешанный состав с необычным и ярким тембром.

– В каких проектах оперной студии Казанской консерватории коллектив принимал участие?

– Первый опыт сотрудничества – постановка «Башмачков» Джаудата Файзи. Это был рискованный проект, ведь состав нашего оркестра небольшой, но Мирсаид Загидуллович Яруллин, в то время декан факультета татарского музыкального искусства, поддержал это начинание. Все вышло более чем успешно, и спектакль после постановок в Казани (в театрах имени Тинчурина и Камала), был показан в Башкирии и Ульяновске.

Следующим общими проектами стали спектакли «Милая Хафиза» Салиха Сайдашева, «Алтын Казан» Эльмира Низамова, «Ночь перед Рождеством» Елены Анисимовой.

– Сотрудничают ли с вами композиторы, пишут ли сочинения специально для этого состава?

– Сотрудничают весьма охотно, кроме того в составе оркестра есть молодой композитор Ильяс Камалов, чьи произведения мы также включили в репертуар. Вообще, сочинений, написанных специально для нашего оркестра немало, назову некоторые из них, такие как: «Волжская рапсодия» и увертюра для оркестра Бориса Трубина, фантазия для курая Альберта Шарафутдинова, вариации на тему «Залидэ» Рината Валеева, увертюра, фантазия на народную песню кряшен «Әйдә барыйк урманга» (Давай пойдем в лес) Ильяса Камалова.

– Тяжело ли работать со студенческим оркестром, состав которого обновляется каждый год?

– Нет, не тяжело. Вообще, в том, что оркестр всегда молодой, я вижу большой плюс. Нестареющий оркестр! В отличие от дирижера (смеется). Особенность в том, что коллектив наш – учебный, и важное место занимает педагогика.

– Назовите, пожалуйста, солистов оркестра.

– Можно сказать, что весь наш оркестр состоит из солистов. Сейчас с нами выступают Дина Хисанбеева (скрипка), Алмаз Ахметзянов (аккордеон). Когда-то у нас солировали Ринат Валеев (баян), Рустем Рахматуллин (баян), Гульнара Ярмиева (курай).

– В чем своеобразие репертуара «TATARICA»?

– После того как талантливый музыкант Ринат Валеев написал для нашего оркестра вариации на татарскую народную тему «Залида», создавать обработки и новые произведения стали и сами оркестранты: Рустем Кашапов, Рустем Рахматуллин (с 2009 года преподаватель Казанской консерватории – ред.), Альберт Шарафутдинов (с 1999 г. преподаватель Казанской консерватории – ред). Все эти авторские сочинения мы соединяем с русской и западноевропейской классикой, народной музыкой татар, традиционной и современной музыкой мусульманского Востока.

– Оркестр побывал с концертами в разных странах мира. Включаете ли в программу национальный материал, той страны, которую собираетесь посетить?

– Конечно, когда едем в гости, исполняем музыку хозяев. К примеру, в Финляндии играли карело-финскую польку, в Турции – турецкий гимн и турецкие песни, в Казахстане и Узбекистане представляли их национальную музыку.

Фото Владимира Зотова

Когда и как будет праздноваться юбилей?

А у нас весь год юбилейный и все концерты прошедшие и будущие – это своеобразное празднование, но главный концерт мы планируем провести осенью в Большом концертом зале имени Сайдашева.

– Расскажите о ближайших планах.

– О ближайших планах лучше не рассказывать, можно сглазить (смеется).

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Ильдар Габидуллин 01.07.2014
Играл в этом замечательном оркестр с 1994 по 1997 год, вместе с Валеевым, Кашшаповым и Шарафутдиновым. Классное было время!!!!