Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Портрет города в штрихах Лии Загидуллиной
- 20 апреля 2006 года
Цикл «Штрихи к портрету города», созданный телекомпанией «Диктор – ТВ», рассказывает нам о Казани ушедшей и уходящей.
Чтобы узнать, как создавался этот цикл, наш корреспондент Иван СУКОРКИН встретился с Лией ЗАГИДУЛЛИНОЙ.
Создателями проделана огромная работа, но результат того стоил – после просмотра 15-минутных фильмов в Казань могли влюбиться даже те, кто здесь ни разу не был. Нам рассказали о городе, мало известном даже самим казанцам. В конечном итоге получился цельный портрет тысячелетней Казани.
– Как возникла идея создания этого цикла?
– Несколько лет назад к нам пришел ныне известный писатель, а в те годы совсем не известный краевед Леонид Девятых. Он уже много лет занимался историей Казани и очень увлек нас этим. Леонид представил несколько проектов, а мы с режиссером Робертом Хисамовым придумали оригинальную форму цикла программ. В работе обращались за консультацией в Институт истории Академии наук РТ. В частности, нас консультировали Рафаиль Сибгатович Хакимов, Радик Салихов и Рамиль Хайрутдинов. Например, они помогли нам, когда мы делали 5 программ о ханах Казани.
– Если вернуться к цели создания проекта, был ли это «государственный заказ» мэрии Казани к тысячелетию города?
– В начале это было действительно так: идею мэрия поддержала. А потом… Но мы так увлеклись, что нас материальная сторона уже не особо интересовала. Хотя это важная деталь в работе, и я всегда старалась сделать так, чтобы группа была материально обеспечена. Но бывало, что по два года могли работать бесплатно и не знали, заплатят нам или нет. Ведь телекомпания «Татарстан» в этот проект не вложила ничего. Мы надеялись, что нам заплатят – и надежды наши оправдались.
– Как вы находили темы выпусков?
– Темы были самые разные. У нас были программы, в которых рассказывалось о событиях, об улицах и отдельных домах, о великих людях нашей республики, Казанского ханства и Казанской губернии. Первый выпуск назывался «Рождение города».
Бывали, конечно, и трудности. Принесут, например, биографию известного человека – но это не сценарий. В фильме должна быть создана обстановка того времени, когда он жил, должен быть кинематографический образ. И непременно в каждом сюжете мы прослеживали связь с современностью.
– Вы сделали в рамках проекта «Штрихи к портрету города» 100 фильмов. Есть ли среди них особо запомнившиеся?
– Все фильмы требовали особой работы, особого отношения! Некоторые программы переписывали, сценарий переделывали по несколько раз. Потом настолько увлеклись историей, что сделали пять программ «Великие женщины Казанского ханства». Мы рассказали о таких женщинах, которые вызывают не только почтение, но и гордость. При всем уважении к Екатерине II, Елизавете, Марии Медичи, Клеопатре (это великие женщины в истории человечества), наша ханбике Нурсалтан (ханбике по-татарски царица») была на несколько голов выше по мудрости – она была настоящим политиком. Двадцать лет при ней не было ни одной конфликтной ситуации между Казанским и Крымским ханствами и Русью. А после смерти Нурсолтан и Ивана III, которые были друзьями, начались распри.
Кстати, в фильме были игровые эпизоды: я играла Нурсалтан, а Леонид Девятых – хана Мухамед Амина – ее сына.
– В процессе создания программ были ли у вас какие-то открытия в истории Татарстана или России?
– Многое потрясало в истории. Я пришла к выводу, что в мире, в жизни, в истории все повторяется. Меняется одежда, техника, развиваются науки и технологии, благодаря чему человечество идет вперед, люди узнают больше, меняются цивилизации – но человеческие отношения остаются одинаковыми во все времена. Как люди жили, работали, управляли государством, какие были интриги… Все повторяется, просто на более современном, цивилизованном уровне.
– Сколько человек работало в вашей команде?
– Леонид Девятых – автор, Роберт Хисамов – режиссер. Некоторое время с нами работал Салават Юзеев, потом в самом конце – Юлия Ахметзянова и Гульнара Хайрутдинова. Еще были технические службы, их было много, хотя для ста программ не так уж и много – всего несколько человек.
– Наверняка, после того, как вы исходили весь город и его окрестности с видеокамерой, вы смотрите на него другими глазами. Расскажите о ваших любимых местах.
– Я родилась в Казани, в Старо-Татарской слободе, в доме Апанаевых – раньше там был родильный дом. А теперь из окна своей квартиры вижу то место, где родилась. Кстати, у меня дом стоит на том месте, где жил когда-то мой двоюродный прадед. Я не знала об этом, когда получала квартиру.
Моя тетя рассказала, как меня маленькой сюда приводили. А прадед наш был хажи – он ходил в хадж. Это не теперешний хадж – сели в самолет и прилетели обратно. Тогда в хадж ходили пешком. Это были избранные люди, и их можно было посчитать по пальцам одной руки. Со слов тети знаю, что прадед говорил: место, где стоит его дом – доброе место. И я, действительно, хорошо себя чувствую в моем доме.
Казань очень люблю. Я по миру очень много ездила, видела разные роскошные города, но все равно красивее Казани для меня нет. У Казани, что бы ни говорили, есть свое лицо. И очень красивое лицо. Люблю Булак, Кабан, может быть, от того, что это близко к тому месту, где я живу.
– Насколько мне известно, ваш цикл телепередач участвовал в телевизионных конкурсах и фестивалях и имеет награды…
– Да. Например, в Казани проводился конкурс по туризму, и наша программа получила самый высокий приз. Мы участвовали в международном фестивале телевизионных программ «Содружество» в Алма-Ате, который проводила телекомпания «Мир». Она целый год показывала программы и фильмы разных стран ближнего зарубежья и России, и зрители сами выбирали, что им нравятся. Для меня стало приятной неожиданностью, когда наша программа «Великие женщины Казанского ханства» получила самую высокую награду – платиновый приз назывался «Бриллиант содружества».
Призов много было. На телевизионном фестивале «Вся Россия», например. Но самая главная награда для меня – это то, что «Штрихи к портрету города» смотрели зрители всех поколений. Я знаю много учителей, которые записывали фильмы на видеомагнитофон, чтобы потом использовать на уроках. Вот это самая большая награда.
– Вы планируете и дальше рассказывать телезрителям о Казани?
– Не знаю даже. Мы сделали перерыв после тысячелетия. Потом, может быть, соберемся с группой еще. Я начальник службы национального вещания на телеканале «Татарстан», так что работы много. Продолжаю свою программу «Ханым». Намечаются и новые проекты, но я очень суеверная, и если что-то намечается, как правило, об этом не говорю. Я даже анонсы к своим программам делаю очень редко – чтобы не сглазить.
После интервью Лия Михайловна позволила мне посмотреть один из выпусков программы – «Тайницкий ключ». Я смотрел и думал: наверное, самое главное, что фильмы «Штрихи к портрету города» сделаны с душой. Телевидение – особое искусство, и чтобы достичь цели, здесь обязательно должна присутствовать эмоциональность, душа. Собственно, в любом деле если что-то делаешь с душой – получается лучше. А в творчестве это особо важно.
Весь цикл сделан с огромной любовью к городу. Именно поэтому к нему такое внимание и такое отношение.
«Казанские истории», №8, 2006 год