Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Портрет уличного музыканта

В октябре 2014 года я была членом жюри студенческого конкурса, который проводился в Казанском федеральном университете в рамках Международной научно-практической конференции «АРТ-журналистика в контексте мультимедийности: дискурс искусств отечественных и зарубежных медиа» (Арт-журналистика: новые горизонты студенческого творчества).

«Портрет уличного музыканта» – так назвала свой текст студентка Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Ярослава Кременцова. Это была одна из составных частей ее проекта по созданию специального блога в Интернете «Музыка на улицах».

Текст был синтетичен по жанровым признакам, поскольку это был не обычный журналистский материал, а фрагмент большого пиар-проекта. Он производил очень хорошее впечатление. Признаюсь, сначала я даже усомнилась в том, что студентка придумала такой проект сама, но, получив ответы на некоторые свои вопросы, с большим удовлетворением отметила эту работу как лучшую. Думаю, читатели разделят мое мнение.

Студентка поставила перед собой довольно амбициозные задачи: улучшить музыкальную экологию городов. В своем блоге  она решила рассказывать о "типичных представителях уличных музыкантов разных городов и регионов". На конкурсе Ярослава представила одного такого музыканта - Питера Хакуола из Австралии.

Публикацию Ярослава предварила подзаголовком – «Интервью через океаны и континенты».

Рояль на асфальте

Импульсом к написанию интервью стал разговор с тетей Тамарой, которая живет в Аделаиде – столице штата Южная Австралия. Как-то она обмолвилась: мол, есть музыкант, который возит пианино по всему городу, останавливается, где захочет и исполняет произведения буквально посреди улицы. И, действительно, в новостной ленте на видео в социальных сетях можно увидеть Питера Хакуола, который удивительно смотрится за фортепиано на асфальте.

Мимо спешат люди, а пианист, словно не замечая торопливого ритма городской жизни, играет для них нежные мелодии. Словно какая-то часть души вдруг вздумала прямо на проезжей части сказать нам звонкой мелодией: в жизни всегда есть место красоте, только оглянись…

Пианино на асфальте! Классическая музыка, которая звучит в гуще городской жизни и на какие-то мгновения останавливает повседневную суету. Не фантастика ли?

Но если вдуматься, австралийский музыкант, претворяя в жизнь эту смелую идею, фактически берет на себя ответственность за решение важнейшей задачи – воспитание экологической культуры современного человека.

Напомним: термин «экология» означает новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, который ввел Эрнст Геккель (1834-1919). Врач, ученый, писатель и философ, автор книги «Мировые загадки», Геккель – одна из самых известных и популярных личностей XIX века, века естествознания. Подобная идея – вплотную приблизить население города к музыке, расширить информационно-культурное пространство, буквально «витает» в воздухе.

Время от времени в зарубежной и российской прессе появляются сообщения о таких смелых, на наш взгляд, экспериментах и шагах, связанных не только с изменением, но и оздоровлением, так называемой экологии музыкальной биосферы. Многие известные музыканты, в их числе, американский скрипач Джошуа Белл, успешно выступают среди «урбанистических декораций».

Поэтому мне захотелось взять у австралийского музыканта интервью. Я послала вопросы на его е-мэйл, впрочем, не очень надеясь на диалог.

Происходящему сопутствовал интересный факт: в тот же день в Аделаиде Тамара, возвращаясь с работы, неожиданно увидела адресата, передвигающего пианино на новое место дислокации, сфотографировала экспериментатора и сообщила ему, что начинающий музыковед из далекого Казахстана ждет от него ответа.

Питер прислал его через три дня, сообщив, что был занят. В письме были ответы на вопросы, в которых он рассказал об уроках игры на фортепиано, изучении теории музыки и своих предпочтениях.

Начав «кочевать» со своим инструментом, музыкант понял, что это приносит ему и слушателям не только хорошее настроение, но и возможность знакомить людей с классической музыкой.

На страничке музыканта в социальной сети Facebook и в записочках, которые горожане бросают вместе с монетами, часто содержатся комментарии: «Спасибо, что поделился музыкой», «Благодарю, что заставил меня улыбнуться».

Можно сказать – такой пример отношений между музыкантом и аудиторией ставит этику на особое место в структуре экологического знания и поведения. Об этом говорил основатель учения о биосфере В.И.Вернадский (1863-1945) в книге «Философские мысли натуралиста»:

«Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует себя вести при тех или иных условиях жизни». Вопросы экологии музыки в своих работах поднимали Е.В. Назайкинский, Д. Лихачев, а в Казахстане Т.К. Джумалиева.

К чему этот разговор? Наверное, иногда нам стоит вспомнить, что мы живем в океане звуков, которые абсолютно во всем. Порой, чтобы почувствовать музыку солнца, ветра, дождя, достаточно лишь услышать красивую мелодию. Так, в минувшие годы весной в моем родном городе Талдыкоргане молодежь кружилась в вальсе на площади, танцевала знойное танго под звуки духового оркестра, и в центре от этого становилось празднично.

Говорят, талдыкорганские музыканты мечтают устроить на площади танцевально-музыкальный вечер «Звуки осени»… Думается, жители и гости города были бы рады почувствовать красоту волшебницы-осени через музыку Иоганна Штрауса, Шамши Калдаякова, Нургисы Тлендиева, Кенжебека Кумысбекова и современные ритмы…

Эти мысли пришли после заочной встречи с героем интервью. В виртуальном разговоре мне хотелось отыскать истоки решения пианиста-новатора представить свою игру тысячам горожан. И вот какой у нас получился разговор.

– Когда Вас впервые посетила идея играть на публике посреди улицы во все времена года?

– Вначале я подумал – хорошо бы иметь фортепиано, которое можно было взять с собой куда угодно. Я начал работать над этой затеей. И она со временем стала выглядеть как «piano busking» – «кочевание фортепиано». Занялся этим в 2001 году, в прохладное время года. Для игры под сводами небес хорошо подходят зима, весна и осень. А вот летом очень трудно постоянно находиться под солнцем. Иногда, думаю: моему фортепиано очень не нравятся зимние дожди – механизм инструмента начинает заедать.

«Кочуя» с инструментом, я, в конце концов, понял, что устал и могу достичь большего, если займусь этим серьезно. Так было в 2008-м, а в 2010-м путешествие с музыкальным инструментом стало моей работой.

– Где вы учились музыке?

– Я начал играть на фортепиано, когда мне было 11 – брал уроки, занимался 7 лет фортепиано и 5 лет теорией музыки. До этого я также несколько лет учился играть на скрипке и трубе. В течение 1998 года изучил курс современной музыки. У меня несколько любимых музыкантов (композиторов не так много) – Майкл В.Смит, и Джоф Баллок, это пианисты. В.Смит из США и ДЖ.Баллок – Австралия. Мне также нравятся многие другие, например, Синди Лопер, Элтон Джон, Эми Грант, Моби, Тоби Мак…

– Ваше главное занятие в жизни?

– Игра на фортепиано.

– Что дарит Вам музыка, когда Вы играете?

– Многое. Люблю грустную музыку и говорю, что «лучше всего мне удается музицировать, когда я расстроен», что на самом деле правда. Но чувства могут быть разными – грустен ли человек, счастлив или воодушевлен. Иногда все вместе: музыка «приспосабливается» под самые разные ощущения.

Бывает, во время игры я думаю картинками. Они тесно связаны с чувствами и поэтому часто получается, будто музыка сама рассказывает какую-то интересную историю...

– О чем Вы мечтаете? Все ли Ваши мечты сбылись?

– Мои мечты – быть рядом с женой, детьми и с Богом. Музыка объединяет меня с ними разными путями. Если в будущем стану более оплачиваем, то смогу проводить больше времени с моей семьей. И другое – музыка, которую я играю, благоприятно воздействует на людей. Однажды я буду  рад «кочевать» с белым роялем!  Некоторые мои мечты еще не исполнились, но я знаю пути их воплощения в реальность.

– Нравится ли Вам общение со слушателями?

– Люблю, когда люди пишут маленькие записочки на бумажках и бросают их вместе с монетами.

– Что вдохновляет Вас?

– Разные вещи. Начав заниматься этим, я вижу, что Бог создал меня играть и быть самим собой. Во время игры я разговариваю с Ним и другими людьми через музыку. Вдохновляют меня разные чувства и обстоятельства, природа. Играть на фортепиано вне помещения, на закате солнца – прекрасно! Кажется, люди тоже воодушевляют меня: мне нравится наблюдать за ними. А музыка при этом отражает человечество и воздействует на него.

– Что Вы пожелаете всем людям на Земле и своему городу?

– Думаю, люди сами сформулируют то, чего хотят. Пока я не вижу больших изменений на нашей Земле. Что касается Аделаиды, желаю моему городу развиваться самым благоприятным для людей образом.

Общение с Питером-музыкантом пришлось на июль, когда мы в Казахстане переживали большую жару, практически без капли воды с небес. А на австралийском континенте в это время шли проливные зимние дожди.

И вот во вчерашнем маленьком сообщении от него так явственно чувствуется радость от первых шагов весны – тепла, начинающих цвести садов.

Репертуар пианиста тоже обновился, становится, как он пишет, «свежим, солнечным, совершенно экологически чистым...»

Хочется от всей души пожелать пианисту из Аделаиды, чтобы исполнилась его мечта – играть на улицах города на белом рояле!

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить