Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Вечность как предмет юридического спора
- Любовь Агеева
- 23 марта 2005 года
Мы попросили рассказать о новом мультимедийном издании о Казанском Кремле его главного разработчика – Нияза Хаджиевича Халитова. С ним встретился наш корреспондент. Но разговор получился не столько о работе над проектом, сколько о странных обстоятельствах его появления.
– Такая полная, а главное – достоверная, на основе последних научных достижений, мультимедийная энциклопедия о Казанском Кремле вышла впервые. Я хорошо знаю рынок мультимедийной продукции – лучше не видел. Нам удалось сделать эксклюзивную вещь, которая не уступает мировым образцам. И по содержанию, и по техническим параметрам.
Диски, какие я видел, как правило, простенькие, даже примитивные по содержанию. Я уж не говорю о научной стороне. Все делается, чтобы заинтересовать покупателей и быстренько продать. Встретить на рынке серьезные научные разработки - редкая удача.
Наш проект – по сути, аналог книжного издания энциклопедии, и я как доктор наук, подошел к делу так, как бы если я издавал еще одну монографию. Но здесь открылись более широкие возможности в плане подачи материала. Для восьми разделов было подготовлено более 300 страниц текста, записано 40 минут видео, подготовлено более 500 иллюстраций.
Полгода работы над диском, можно сказать, вообще не спал – по два-три часа, если получалось. А вообще говоря, материал я собирал где-то тридцать лет, с середины семидесятых. И в Кремль попал не случайно. У меня уже есть книга о Кремле. И все что мне удалось собрать, я в этот диск вложил.
Над диском работала целая команда. Вероника Анфимова и Денис Петров уже имели за плечами 5-6 подобных мультимедийных изданий. Предыдущий диск мы тоже вместе делали. Это известный диск, посвященный 1000-летию Казани. Я был один из его авторов: писал сценарий, ряд сюжетов делал. Фарида Кутдусовна Гайнуллина была продюсером, а я был одним из авторов. Здесь, по сути, это все моя работа, но подобные издания не сделаешь один – нужен программист, дизайнер, другие специалисты, технические работники.
Пробивал я этот диск года три. Это не так-то просто получилось. Все-таки удалось убедить – выделили около 400 тысяч рублей. Был объявлен тендер. Разные фирмы подавали заявки.
В это время пришел ко мне сын моего старого знакомого – известного лингвиста Фуата Ганиева. В академии наук мы довольно долго работали вместе, хотя и в разных отделах. Он принес мне привет от отца, его книгу с дарственной надписью и очень примитивный диск, который не имел никаких шансов на победу в тендере. Мы бы без него прекрасно обошлись, но условием конкурса был трехлетний опыт на медийном рынке, которого у нашей команды не было.
Марат мне понравился: велеречивый, интеллигентный, молодой человек. На него мы и сделали ставку, выставив команду Петрова и Анфимовой вместе с их прежними разработками под крышей его фирмы. Тендер был выигран, и я возглавил проект. У Марата была роль менеджера. Он заключал договора с музеем-заповедником "Казанский Кремль", договора с деловыми партнерами, следил за графиком выполнения работ, но с нашим коллективом договор заключать не спешил. Мы работали на доверии. Кто мог тогда предположить, что он нас всех обманет.
Когда работа была завершена, Марат отказался от всех обязательств перед авторским коллективом и втихаря поехал в Москву, где оформил наше мультимедийное издание как свою личную интеллектуальную собственность.
– Прямо детективная история. Но наверняка остались документы по тендеру?
– Там тоже вышла какая-то манипуляция. В конкурсе победил Институт стратегических исследований рынка (фирма Ганиева), который переда разработку проекта фирме "Мастер" (тоже фирма Ганиева). Право на репринт издания, которое по условиям тендера должно было остаться за музеем-заповедником, в итоге оказалось у фирмы "Мастер", а интеллектуальная собственность на диск - лично у Ганиева. А мы вообще тут ни при чем.
От автора:
Но в этом нет ничего загадочного. Институт стратегических исследований, которым руководит Марат Ганиев, не занимается выпуском медийной продукции. Я заглянула на их сайт и вот что узнала об их деятельности: «Наша компания вот уже несколько лет ведет активную работу по оказанию высокопрофессиональных услуг в области маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования, управления персоналом».
За три года существования компании реализовано более сотни крупных проектов и не было получено ни одной претензии со стороны клиентов. Выходит, претензия от команды Н.Халитова – первая.
Иллюстрации из мультимедийного издания «Казанский Кремль»
– Когда мы начали разбираться с этим делом, фирмы «Мастер» по юридическому адресу не оказалось. В тендере она вообще не участвовала, но почему-то у нее оказались все авторские права, она занялась распространением готовых дисков. У современного бизнесмена таких фирм до десятка бывает. Это фирмы-однодневки, которые создаются для ухода от налогов.
В итоге те огромные деньги, которые были получены за диск от крупных покупателей – Правительства, музея-заповедника – исчезли неизвестно куда. А только за первый заказ – от музея-заповедника – был получен миллион. Потом еще миллион, полтора… Все делалось за нашей спиной. Мало того, выяснилось, что в ходе изготовления диска в содержание были внесены не согласованные со мной изменения. Какие-то версии стали издаваться, о которых я ничего не знаю. И вообще оказалось, что я – вовсе не автор диска. Оказывается, автор – Ганиев. Не имеет ни образования, ни знаний по этому вопросу, элементарной истории татарской не знает. С огромным удивлением он воспринимал какие-то факты из казанской истории, которые узнавал от меня в ходе совместной работы. Вот так – совершенно невежественный человек оказался автором...
– Как же он рискнул поступить так не только с известным профессором, знатоком Казанского Кремля, но и с государственной структурой? Ведь вы – заместитель директора государственного музея-заповедника!
– Скорее всего, надеялся на то, что я не узнаю о регистрации диска. А согласно российскому законодательству, если в течение полугода права на интеллектуальную собственность никем другим не оспорены, потом никакой суд не поможет. В августе Ганиев оформил свои права – в январе был бы полным хозяином проекта.
Мы созвонились с Москвой, по месту регистрации – и там нам подтвердили факт регистрации. Это случилось 6 августа 2004 года. Потом нам сообщили, что Ганиев обратился в Российское авторское общество с просьбой аннулировать свою регистрацию. Факт воровства чужой собственности ведь очевиден. Поскольку в Москве уже знали про наши претензии, ему отказали. А нам посоветовали обратиться в суд. Что мы и собираемся сделать. Как нам говорят юристы, у нас есть все шансы вернуть право на интеллектуальную собственность.
– А как вы узнали о московской регистрации?
– Совершенно случайно. Мы стали требовать заплатить за наш труд. Хотя бы гонорар. Ганиев отказался. В такой ситуации нельзя все время говорить очень вежливо. И однажды он сказал: «Ах, вы повышаете на меня голос! Я в таком тоне разговаривать с вами не желаю. И вообще я никаких обязательств перед вами больше не имею». И бросил трубку.
Мы оказались в трудном положении. Наши отношения документально не оформлены. Директор заповедника предъявить официальные претензии к Ганиеву не может – тот свои обязательства перед музеем-заповедником выполнил. Музей получил тысячу дисков, за что Ганиеву была выплачена солидная сумма.
Когда Ильдус Магсумович Вахитов, наш директор, видя наше положение, позвонил Ганиеву, тот представил нам договор, буквально издевательский. В нем указывалось, что он нам должен гонорар по тысяче рублей на каждого, а за эту сумму мы должны передать ему авторские права на издание навечно с распространением по всему миру, в том числе право на интерпретации, переделки. И никаких авторских отчислений за реализацию. Разве можно подписывать такой договор?! Это чистое издевательство.
Интересно, что на этот раз Ганиев действовал от имени фирмы «Мастер». Институт стратегических исследований исчез неизвестно куда.
– Думаю, что выиграть этот судебный процесс будет не так-то просто. Мне приходилось сталкиваться с похожими ситуациями. Трудности у авторов возникают даже тогда, когда есть договор, но там что-то не прописано, не конкретизировано. А у вас никакого договора вообще нет. Нужен очень хороший юрист – знаток авторского права...
– Во-первых, у нас такой юрист есть. Во-вторых, Ганиев был неосторожен в своих действиях и оставил много следов нашего присутствия на диске. На обложке написано: «Идея – историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Разработка – Институт Стратегических Исследований Рынка, ЗАО «Инсайт Медиа», ООО «Мастер». Полный список авторов и разработчиков находится в разделе «О проекте». И там перечислены все наши фамилии, в том числе и моя. Правда, мы очень удивились, увидев, что копирайт принадлежит только ООО «Мастер».
Так что, в суде мы без особого труда докажем, что интеллектуальная собственность на содержание диска принадлежит нам, а не Ганиеву. Мы же не претендуем на его права по изготовлению и тиражированию диска!
Конечно, не очень приятно говорить об этом, но уж слишком нагло попираются авторское право. В нашей стране частная собственность никогда особо не почиталась, а уж интеллектуальная, тем более. И, может быть, я и не придал бы эту некрасивую историю огласки, если бы не знал, что такое может повториться с другими.
Мне, например, известно, что представитель фирмы "Триумф" фирмы Ганиева уже побывал у известного казанского филокартиста хаджи Абдуллы Ибрагимовича Дубина. За исключительные права на использование его коллекции он предложил аж 10 тысяч рублей. После чего Ганиев опять появился в Москве, в Российском авторском обществе, и подал заявку на материалы Дубина как на свою интеллектуальную собственность. Но на этот раз руководство РАО проконсультировалось со мной по этому факту - и ему в регистрации отказано. Тем не менее, как мне сказали, компакт-диск с материалами Абдуллы Дубина Ганиевым уже выпущен, и едва ли теперь подлинный хозяин, собирающий виды Казани всю жизнь, что-то будет с них иметь. Скорее всего, он вообще будет ни при чем. У него еще меньше возможностей что-либо доказать, чем у меня: я хотя бы автор произведения, чего невозможно опровергнуть, а Абдулла Дубин - всего лишь собиратель раритетов.
Остается только ждать - кто следующий?
Интервью подготовлено для газеты "Восточный экспресс", опубликовано в номере от 17-23 марта 2005 года