Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Данияр Соколов: «Для становления музыканта нужны сцена и зритель»
- Любовь АГЕЕВА
- 10 февраля 2017 года
Наш собеседник – директор фонда развития исполнительского искусства Sforzando (по-русски – «Усилие»), художественный руководитель международного молодежного фестиваля классической музыки «Музыка вокруг нас» Данияр Соколов.
– Данияр, как родилась идея создать фонд развития исполнительского искусства Sforzando? Это была ваша идея или вам было поручено ее осуществить как директору?
– Помнится, все это началось три года назад. Такой фонд мало кому интересен, кроме самих музыкантов. Идея у меня возникла вместе с потребностью в финансировании собственных поездок на конкурсы и фестивали в другие города и страны. Это ведь и по сей день является огромной и актуальной проблемой для студентов. Хотя, мы должны понимать, что конкурсы и фестивали, участие в них очень важны для реализации музыкантов на большой сцене, для раскрытия творческого потенциала!
Конечно же, сыграло роль и то, что в Казани почти отсутствовали проекты, нацеленные именно на молодежь, которая занимается классической музыкой. Все только в консерватории. Закрытый мир. Вещь в себе. В Казани не развита система музыкального менеджмента именно в классической сфере. Ребята не подготовлены к самостоятельной жизни в системе.
И я понял, что необходимо что-то менять. Ведь в таком городе мирового уровня, как Казань, где есть всё для обучения классическому искусству, не может не быть активной молодежной концертной деятельности. Для становления музыканта нужны сцена и зритель. И чем больше будет разнообразных площадок, тем лучше.
– За время существования фонда вы провели несколько фестивалей классической музыки, «Музыка вокруг нас», оказали конкретную поддержку молодым исполнителям, доказав, что в наше прагматичное время можно искать и находить таланты и работать с ними, не требуя от них денег. Но это для ребят бесплатно, а вообще-то наверняка всё это дорого стоит.
Правовой статус фонда позволяет принимать пожертвования, субсидии, еще можно завоевать гранты. Но как-то не верится, что можно существовать за счет таких пожертвований. Есть какие-то неизвестные надежные источники? В республике ведь есть Фонд поддержки культуры при Президенте РТ, серьезно занимаются благотворительностью наши крупные фирмы, и прежде всего «Татнефть».
Раскройте секрет: «откуда деньги, Зин?»
– Верно, фестиваль классической музыки мы проводили три раза. Смело можно говорить, что это ежегодный фестиваль. В 2017 году, конечно же, будем проводить тоже.
А по поводу финансирования – тут нет никакого секрета. Постоянных денег у нас нет, ровно как и постоянного финансирования. Мы проводим фестиваль «Музыка вокруг нас», благодаря Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, председателю Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры, и Министерству культуры. Летом прошлого года показали камерные оперы в Лядском саду совместно с фондом «Живой город». Все остальное пытаемся зарабатывать сами.
В 2017 году намереваюсь настаивать на более активном внимании к фонду. Нужен постоянный источник финансирования. Количество и качество проведенных фондом за три года мероприятий должно уже, наконец, вылиться во что-то более существенное, чем «Вы такие крутые!». Мы ведь единственные в Казани, кто занимается молодежным движением в классическом искусстве.
– Ваш фонд активно пропагандирует классическую музыку. Вы играете сами, как пианист. Слышала вашу литературно-музыкальную программу «Бетховен и Великая Отечественная война», которую вы вместе с мамой – актрисой Ириной Соколовой – показали на открытии фотовыставки Фарита Губаева «70 портретов Великой Победы». Регулярно на разных площадках, но в основном в выставочном зале «Манеж», выступают молодые музыканты, которых вы поддерживали или поддерживаете. Теперь у вас есть молодежный симфонический оркестр «Sforzando».
Главное – у вас появилась своя аудитория. Наверное, было трудно ее завоевать, ведь музыкальные пристрастия современной молодежи – в лучшем случае джаз, а чаще просто крутая попса. Не страшно было?
– Абсолютно не страшно. Я верю в силу классической музыки. Она настолько идеальна и прекрасна, что невозможно ей не восхищаться. Нужно только ее понять и научится слушать.
Меня очень вдохновил Александр Витальевич Сладковский. Вспомните, как до его появления в Казани относилась молодежь к симфоническому оркестру? Он сделал его модным! Теперь каждый знает, что есть такое явление, как симфонический оркестр, даже, возможно, никогда его не слышав. А тем самым идет и реклама классической музыки.
Нельзя быть закрытым от всех, считая, что классику никто не поймет. От этого количество людей, желающих понять и прочувствовать, не увеличится, а только со временем будет уменьшаться.
Иногда я встречаю знакомых, они говорят: «Я не люблю классическую музыку». Спрашиваю, почему? Внятного ответа нет. Сталкиваешься с тем, что человек не знает классику. В Интернете не ищут передачу о культуре, да и по телевизору их мало показывают.
Наша задача, чтобы из ста человек, которые пришли на наш концерт, двое или трое послушали и в следующий раз привели друзей. Мы хотим, чтобы у общества изменилось отношение к музыкантам-исполнителям. Многие относятся к ним как к обслуге, играющей на банкетах. А эти люди учатся с шести лет, как спортсмены. Только почему-то спортсмены у нас миллионеры, а музыканты нет? На Западе такого нет.
Мы пошли по пути «open air». Задача – выйти ближе к людям и показать красоту классической музыки. Захватить его. Если хотите – «сделать прививку». Чтобы человек хотя бы чуточку узнал, как это звучит – «классическая музыка».
– Я видела ваш опыт своими глазами – слушала молодого музыканта на площади Свободы. Признаюсь, непривычное было зрелище. Пианино возле памятника Ленину. Как вы на это решились? И сохранились ли инструменты после фестиваля?
– Все фортепиано целые. Они все – в работе.
В 2014 году мы ради эксперимента поставили три музыкальных инструмента, три фортепиано. Не было понятно, как публика отнесется к такому концерту на свежем воздухе. Вы правы – боялись и за сохранность инструментов.
Но, к моему удивлению и радости, люди не только с удовольствием слушали наши концерты, но и сами принимали в них участие. Можно было прийти и поиграть – многие учатся в музыкальных школах, многие учились. Просто поиграть для себя, для друзей. Был даже такой случай – на площадке у «сковородки» КФУ собрались ребята, человек 50-60, пели песни, играли на фоно, на гитаре. Это была такая замечательная обстановка в центре Казани…
Мы эксперимент продолжили, и таких площадок теперь больше. Выбираем любимые места казанской молодёжи. Получается настоящий, не побоюсь этого слова, праздник классической музыки.
– Интересно, число молодых музыкантов, которые решают посвятить свою жизнь классической музыке, не уменьшается? А как вы стали пианистом? Хотя о чем спрашивать? У вас отец – известный певец, Мнир Соколов. Или были еще какие-то мотивы?
– Конечно, идет уменьшение числа желающих по-настоящему заниматься музыкой. Многие из нынешних студентов пришли учиться по остаточному принципу. Пока это не будет модным, приносящим достойный доход занятием, так и останется.
Это наша задача – донести до руководства города, республики, что мы есть, нас много, мы хотим заниматься музыкой, и мы нужны не только сами себе. Для этого нужно как можно больше открыться людям.
Один из слушателей фестиваля «Музыка вокруг нас» - Президент РТ Рустам Минниханов
Могу сказать, что потребность у людей слушать классику огромная. Все устали от шума города и шумной электронной музыки. Всем хочется естественного звучания. Поэтому проблемы с аудиторией, желающей классики, нет. Главное – донести ее до слушателей.
– Мы настолько привыкли к тому, что сегодня даже самодеятельные артисты порой бесплатно не выступают. А вам удается приглашать в Казань известных музыкантов мирового уровня. Например, по вашему приглашению выступал Филип Нодель, барочный музыкант. У нас никогда не слышали барочный гобой. Какой мотив для него оказался решающим, когда вы его приглашали?
Мы что-то не поняли в природе капитализма, если благотворительность у нас чаще всего поощряется с помощью административного ресурса?
– Да, мы приглашаем известных музыкантов – Филип Нодель, Дарья Зыкова, Марко Боэми, Карло Парри, Нельсон Фаббри. Приглашенные мастера могут дать студентам незабываемый опыт общения. Например, мы пригласили маэстро Фаббри, профессора из Брюсселя, он изъездил всю Европу и Америку с мастер-классами. Это уникальная личность, познакомиться с ним очень важно для наших музыкантов. Ехать в Европу к нему на мастер-классы очень трудно, далеко не каждый может себе позволить. Его гонорары очень большие, но когда мы с ним связались, когда я рассказал ему про нашу идею фестиваля, что это для популяризации классической музыки – он согласился приехать практически бесплатно
– Без гонорара?
– Практически без гонорара. За деньги, которые мы ему предложили, не ездят, только ради благотворительности.
Вы уже назвали замечательного гобоиста из Москвы Филипа Ноделя, барочного музыканта. Для наших студентов это был уникальный мастер-класс. Познакомиться с человеком, который играл концерты с самыми известными музыкантами мира – это очень важно и нужно.
Конечно же, все музыканты приезжают по моему приглашению. Я лично с ними встречался и рассказывал, для чего и как всё у нас делается. Поэтому все они приезжали практически без гонораров. Ну, по крайней мере, точно не за сто процентов. Музыканты такого уровня знают проблемы молодежи, поэтому всегда с легкостью соглашаются принять участие в таких акциях. Поддерживают.
Однако замечу – мастер-классы и концерты «звезд» бесплатные только для студентов. Мы не могли бы их организовать без помощи Министерства культуры, за что им огромная благодарность.
– Фонд проводит Международную олимпиаду детского исполнительского искусства, но вы перенесли очередную с декабря на 2017 год. В чем причина переноса? С финансами проблема? Вы объявили в новом году еще три проекта исполнительского искусства. Сил хватит?
– В 2017 году у нас гораздо больше проектов! Действительно, успеть бы! Но мы все успеем. Главное – верить в свое дело.
Олимпиаду перенесли из-за того, что почти вся команда заболела. В том числе и я. Поэтому пришлось. Рук не было. Она прошла в январе в Доме актера имени Салимжанова. Было подано более 120 заявок из различных регионов России, из которых жюри отобрало 35 участников. I места заняли Геллер Александра, Зыкова Арина, Ганибаев Инсаф, Чернушина Мария, Аблязов Азиз, вокальный ансамбль «Первоцвет».
C 24 по 25 февраля пройдет Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Муза». Организатор – фонд развития исполнительского искусства РТ «Sforzando». В фестивале-конкурсе могут принять участие как коллективы, так и отдельные исполнители, работающие в концертных организациях, учащиеся начальных, средних и средних специальных учебных заведений искусства и культуры, а также участники художественной самодеятельности.
– И какие будут номинации?
– Инструментальная музыка, вокал, хоровое пение, патриотическое пение.
– Вы познакомили слушателей с молодежным оркестром. Читаю на афише: «Художественный руководитель оркестра – лауреат международных конкурсов Данияр Соколов. Дирижер – Ильнар Файзутдинов». Собрали музыкантов по их желанию или вам помогает руководство музыкальных учебных заведений Казани?
– Наш молодежный оркестр – это вообще потрясающее действо! Оркестр существует больше года. Первым же концертом встречали Президента. Играем на всех самых крупных площадках города, фестивалях, Дне города в августе. Ездим в другие города.
Такое доверие идет от состава оркестра – это самые талантливые и преданные музыке молодые люди. Им подвластна любая программа за короткий срок. Это молодежный музыкальный спецназ!
И когда я говорю о постоянном финансировании, я прежде всего нацелен на них. Ребята работают без зарплаты. Именно работают. Постоянные репетиции и концерты. Что-то зарабатываем с концертов, конечно. Но это мизер. Потому что удержать этих ребят в Казани, предложить им достойную зарплату – это первостепенная задача. Это золотая молодежь!
Мы хотим развивать камерный музыкальный театр. Это интересно. Есть композиторы: Ильяс Камал, Эльмир Низамов, которые хотят писать небольшие оперы.
– Я видела одну из ваших комических камерных опер. Летом, в Лядском саду, на свежем воздухе. Зрителям понравилось. Мне тоже. Хорошие голоса двух исполнителей – мужской и женский, третий, Телефон – роль без слов, прекрасно сыгранная. К сожалению, имен исполнителей не знаю. Понравился оркестр. 30 декабря, в рамках Рождественского фестиваля, вы повторили эту оперу в Концертном зале имени Сайдашева.
Как вы пришли к этому жанру?
– Это редко исполняемый жанр в Казани. Им занимаются в консерватории в оперном классе. У меня есть мнение, что нагружать неподготовленного зрителя двухчасовой оперой опасно. Мы поставили три комические оперы, в том числе «Телефон, или любовь втроем» Джанкарло Менотти, которую вы видели. Камерные оперы просты в плане восприятия. Это небольшие жизненные истории, не требующие состава кордебалета и хора. Всего три солиста, и длятся они от 45 минут до часу. И наш молодежный камерный оркестр.
Благодаря директору музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиле Рахимьяновне Валеевой, база оркестра находится в Кремле – в выставочном зале «Манеж». И я надеюсь продолжить этот союз и создать Кремлевский молодежный оркестр. Или Президентский молодежный оркестр. Для этих ребят нужен самый высокий статус! Они лучшие из лучших. И это не просто слова, они доказывают это на деле. Своими выступлениями и концертами.
Совсем скоро, 5 марта, в ГБКЗ имени Сайдашева пройдет концерт, посвященный трехлетию фонда. Приходите и убедитесь в силе наших молодых музыкантов!
Еще у нас есть уникальный, единственный в мире коллектив – оркестр пианистов, в котором 11 музыкантов.
– А как вы его создали?
– Очень просто. Повесили объявление в «ВКонтакте» – через три недели концерт. За три дня набрали состав. Зарплат не обещали. Навезли в ангар в ДК Урицкого роялей, художники их покрасили...
С оркестром пианистов мы открывали после завершения реконструкции в 2015 году Лядской сад, летом 2016 года ездили на гастроли по Татарстану. Этот коллектив заслуживает мирового внимания. Мы над этим работаем.
– Удивительно, но вас довольно быстро признали маститые музыканты. 24 декабря 2016 года в «Манеже» прошел творческий вечер композитора Эльмира Низамова. Он сегодня настолько популярен и востребован, что с ним сыграли бы наши профессиональные оркестры. А он предпочел ваш оркестр. Как вы думаете, почему?
– Я очень давно знаком с Эльмиром, мы учились вместе. Он очень талантливый молодой человек, успешный – и в этом его счастье. Потому что талант не всегда становится успешным. Наш оркестр всего за один год доказал, что он не менее профессионален, чем все остальные, и очень мобилен. Таланты тянутся друг к другу.
– Заметила ваш новый проект – «Кремлевские вечера» в Манеже. Вообще-то событие было ожидаемым, ведь вы теперь – руководитель этого выставочного зала. Чем будут отличаться эти «Вечера» от других музыкальных фестивалей?
– Этот проект уже нельзя назвать новым. Мы его начали сразу же, как я вступил в должность руководителя зала. С 2015 года. И за год он достиг своей цели. Его целью было создать на базе «Манежа» уникальную молодежную «классическую» тусовку. Это площадка для открытия новых имен казанской сцены. Молодые композиторы, исполнители имеют возможность показать себя зрителю на альтернативной и очень престижной площадке. Ведь это Кремль! Центр духовности города!
Наша задача – сохранить традицию и слово «культура». Вот скажите, где можно услышать произведения, созданные студентами-композиторами? Кроме как в стенах консерватории, нигде. А на наших «Кремлевских вечерах» можно.
В завершение 2016 года у нас состоялся концерт Низамова с приглашенными лучшими молодыми звездами Казани. Дальше будет только больше!
– Кстати, вы не жалеете о том, что согласились совмещать творческую деятельность с управленческой?
– Если управленческая должность становится творческой, то нет проблем!
Будучи директором выставочного зала «Манеж», я мог организовать здесь любой концерт. Причем исполнители могли делать все, что хотят. Вообще, за год, проведенный здесь, я научился быть администратором. Но сам нигде не выступал. 5 марта планируется мое выступление с Дарьей Зыковой в БКЗ. Кроме того, представьте, у меня есть оркестр – а я с ним ни разу не играл! Так что в нынешнем году буду больше играть сам. Соскучился!
Сейчас я отошел от руководства залом, что будет способствовать развитию наших проектов, в том числе и в Кремле. Конечно же, хочется еще раз выразить слова благодарности в адрес Валеевой Зили Рахимьяновны – за оказанное доверие, подаренный опыт и ее бескорыстную поддержку творческой молодежи Казани!
Фото предоставлены пресс-офисом фонда
Читайте в «Казанских историях» – Любовь втроем... с телефоном
Дополнительная информация:
Фонд «Sforzando» – www.sforzandofond.com
Международная музыкальная олимпиада – https://vk.com/internationalolympiadsforzando