Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1881 – Родился Николай Иванович Фешин. Закончил Казанское художественное училище в 1901 году. С 1909 утвержден Академией художеств в должности преподавателя этого училища
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Старый вояка» от Владимира Этуша
- 09 апреля 2020 года
Наш земляк режиссер-дебютант Сергей Батаев рассказал о том, что народный артист СССР Владимир Этуш снялся в его первой картине «Старый вояка».
Патриарху отечественного кино и театра, любимцу кинозрителей нескольких поколений, фронтовику, художественному руководителю Театрального института имени Б.В. Щукина было 95 лет.
В создании фильма «Старый вояка» принимала участие талантливая молодежь из разных городов России – из Москвы, Казани, Санкт- Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода. Поддержку проекту оказали: Федеральное агентство по делам молодежи – Росмолодежь, Фонд Елены и Геннадия Тимченко, фонд развития культуры «Отчий дом». Режиссера поддержали его земляки Алексей Демидов и Рамис Кабиров.
Вот как рассказал Владимир Абрамович об этом фильме в интервью газете «Известия»:
– Действие происходит в мае 1945 года в глухой деревушке, запрятанной в лесах. Мой герой Егор Кузьмич — пожилой ветеран, заставший еще Первую мировую. Война произвела на него неизгладимое впечатление. Частичка этого человека навсегда осталась на полях сражений. В силу возраста он уже не годен для строевой службы, однако рвется на фронт помогать нашей армии. Близкие его всячески удерживают…
Сценарий показался мне интересным. Хотя авторы картины совсем молодые люди, им удалось ухватить исковерканную войной судьбу человека. Свою роль сыграл и тот факт, что мой герой, так же, как и я, прошел войну. Режиссеру было важно, чтобы актер знал о войне не из книг и фильмов, а сам ее пережил. Наверное, всё вместе меня и подкупило. Вот так я и стал старым воякой
У «Казанских историй» была возможность познакомиться с режиссером Сергеем Батаевым и задать ему несколько вопросов.
Батаев Сергей Юрьевич - выпускник Казанского театрального училища (2011), ученик заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл Т. Лядовой и народной артистки РТ Е. Ненашевой. Выпускник ГИТИСа (2015), мастер курса – заслуженный деятель искусств, кандидат искусствоведения, профессор кафедр режиссуры и мастерства актера М. Скандаров. Выпускник Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова (2016), мастер курса – Н.Михалков.
В настоящее время – артист театра «Модерн» и Театра киноактера, руководитель и участник частного театрального проекта «Есенин глазами женщин».
– Сережа, почему вы решили стать режиссёром? По профессии вы же актёр.
– Заниматься режиссурой мне всегда хотелось, но делал я очень робкие шаги в ту сторону, потому что не чувствовал в себе уверенности и жизненного опыта. Считаю, что режиссером должен быть тот человек, которому есть, что сказать, который мыслит и видит иначе, никак все.
– Первый фильм – и сразу такая серьёзная тема...
– Военная тема меня всегда притягивала, да и историй столько, что за столетие не перенести на экран. Почти каждую семью коснулось это страшное слово. И нашу оно не обошло стороной. Погибших на фронте нет, а вот сломанных судеб очень много.
– Дома рассказывали про войну?
– В детстве я всегда очень внимательно слушал истории своей бабушки– Батаевой Раисы Михайловны, она так эмоционально и подробно рассказывала свои детские воспоминания, что мне казалось, что я там был и все это видел собственными глазами.
А вот одна история мне особо запомнилась и с тех пор не давала покоя. История моего прапрадеда, который вернулся с фронта, вернулся с наградами и не дожил до победы каких-то несколько часов. Ушел из жизни, так и не услышав, что война закончилась. Хотя его главной мечтой было – дожить до победы.
Однажды Егор Кузьмич собирает вещи и тайком уходит. Его возвращает внук, а дочка запирает непослушного отца дома. Этот неудавшийся побег в корне меняет взаимоотношения внутри семьи.
– Получается, ваш фильм основан на реальном событии в вашей семье?
– Да. И я всегда хотел снять об этом. Прошло много лет, я закончил Казанское театральное училище, ГИТИС, Академию Михалкова, и, столкнувшись ближе с кинематографом, решил рискнуть – задумал свою дебютную картину «Старый вояка». Сценарий, кстати, написала мой очень близкий друг – Алина Галиаскарова. Это я её «заразил» своей историей. Историю мы не сочинили, мы ее доработали.
– Как вы искали главных героев?
– Я бы назвал путь от задумки до воплощения идеи большим счастливым случаем или сказкой. Как-то раз, придя в театр имени Вахтангова на спектакль «Бенефис», я увидел на сцене всенародного любимца – Владимира Абрамовича Этуша. Смотришь и удивляешься: как это возможно – человеку 96 лет, а он помнит текст, мизансцены, шутит и чувствует себя прекрасно?!
Я сидел в зале и уже мечтал, что Этуш будет играть в нашем фильме, даже начал придумывать для него мизансцены. Осталось сообщить ему об этом. Уточнил, когда у него следующий спектакль, договорился о встрече с Еленой Этуш, женой Владимира Абрамовича.
Иду на встречу, ужасно волнуюсь… Дни до этой встречи показались мне ужасно длинными. Я просто по-человечески объяснил Владимиру Абрамовичу и его жене, насколько для меня важен этот проект, сколько я в него вложил души, что это история моей семьи и что другого артиста на эту роль я просто не вижу.
Потом жду ответа, конечно же, верю в чудо и мечтаю услышать: «да». Звонок от Елены Этуш: «Сергей, нам понравился сценарий, мы готовы работать». Думаю, именно факт моей искренности и открытости (плюс хороший сценарий Галиаскаровой Алины), сыграл решающую роль в том, что Владимир Этуш согласился сыграть в моём фильме.
Если бы вы знали, как я кричал от счастья!
И это еще не все. В коридорах Вахтанговского театра я встречаю замечательную актрису Ольгу Васильевну Тумайкину. Начинаю рассказывать ей историю, а она говорит: «Я уже всё знаю, я согласна».
В интервью Владимира Этуша газете «Известия» можно прочитать о том, чем привлек его проект режиссера- дебютанта:
– Сценарий показался мне интересным. Хотя авторы картины совсем молодые люди, им удалось ухватить исковерканную войной судьбу человека. Свою роль сыграл и тот факт, что мой герой, так же, как и я, прошел войну. Режиссеру было важно, чтобы актер знал о войне не из книг и фильмов, а сам ее пережил. Наверное, всё вместе меня и подкупило. Вот так я и стал старым воякой.
– А где вы нашли мальчика? Он, кажется, наш земляк?
– Да, на роль внука главного героя я нашел мальчика из Казани – Арслана Бикбаева. Обратить на него внимание мне посоветовала очень талантливый фотограф Алиса Гулканян, которая, кстати, тоже принимала участие в съемках, но не как фотограф, а как помощник оператора-постановщика (второй оператор). Арслан оказался настоящим профессионалом, спал, как и все, по 5-6 часов, но на площадке до 12-ти дублей делал!
– Как подбиралась съёмочная команда?
– Вся команда подобралась очень профессиональная. У меня получилось собрать команду из всех своих знакомых и друзей, а кто им не был до съемок – сейчас стал. Процесс был очень тяжелый и энергозатратный. В силу неопытности и экономии бюджета я взвалил на себя и на своих друзей большой план работ и обязанностей. За весь съемочный период ни разу не услышал ни от одного человека: «Нет», «Не буду» или «Это не мои обязанности».
А актеры, несмотря на свое положение, были очень исполнительны, слушали молодого режиссера и других, не менее молодых специалистов, предлагали свои актерские предложения.
Не было никаких капризов или небрежного отношения к работе. Все делали точно, и столько дублей, сколько было нужно! Я очень горжусь такой командой, мы делали все вместе!
Еще одна цитата из интервью Владимира Этуша газете «Известия»:
– Снимали на натуре в тверских лесах. Трудностей, надо сказать, хватало. Выезжали – было тепло и солнечно. А когда запустились, вдруг сильно похолодало. Кругом лес, нетопленая изба. Над головами вьются тучи комаров. Думал, надо же, нашел себе приключения на старости лет. Но это еще было полбеды. Через пару дней потеплело и появились полчища мелкой мошкары. Комары по сравнению с ней оказались детским садом. В общем, всем досталось.
– Ну, вы-то стойко переносили все тяготы и лишения малобюджетного проекта?
– А куда деваться?! Раз назвался груздем…
А потом что же мне, народному артисту СССР, фронтовику, мошкары и холода бояться?!
– В следующих своих проектах собираетесь работать с ними или будете что-то менять?
– Без них ничего бы не получилось, я очень благодарен каждому человеку из съемочной группы. В процессе съемок я хоть и оставался без голоса и сил, но был счастлив, так как знал, что все это не зря.
Если бы мне сейчас позвонили и пригласили с завтрашнего дня с той же командой начать съемки, то через пять минут я бы уже стоял на платформе вокзала.
– Где нашли такие старые деревенские постройки?
– Мы очень долго искали нужную локацию. По Твери и тверским деревням ездили около двух недель. Почти определились с местом, но у нас не горели глаза, до конца эти объекты не были нам интересны. Потом нас пригласили посмотреть архитектурно-этнографический музейный комплекс «Василево» под Торжком.
И мы влюбляемся все! Мы понимаем, что именно здесь, именно с этих натур мы рисовали эскизы и делали раскадровку. Крыши без шифера и кирпича, солома, деревянные дома, минимализм – это оказалось тем, что нам нужно. Директор музея Ольга Валерьевна, пошла на встречу и приютила нас на несколько дней. Два съемочных дня мы провели на территории музея, а остальные дни – в Тверской области, в деревнях Савиново, Новинки, Змеево.
– Сколько продолжались съемки по времени?
– Съемки были четыре полноценных дня. Фильм короткометражный, будет длиться от 12 до 15 минут. Я надеюсь, что у фильма будет большая фестивальная жизнь, так как на фестивалях отдают предпочтение фильмам «покороче».
– Много людей было задействовано в процессе?
– С каждым днем нас становилось все больше и больше. К нам на подмогу приехали артисты Тверского ТЮЗа, в основном, женская часть труппы. Трудились они в полях, исполняли роли сельских жителей.
У артистов массовых сцен была особая задача – снять сцену с Владимиром Абрамовичем с одного дубля, с чем они прекрасно справились.
Владимир Абрамович так рассказал о работе с молодым режиссером:
– Я стараюсь доверять режиссеру. Сергей разводил мизансцены, ставил задачи, а я как актер их воплощал. Я прекрасно чувствовал и понимал своего героя. Всё, что касалось внутренний жизни Егора Кузьмича, Сергей доверил мне и в мою внутреннюю кухню не лез. Я говорю о человеческом и актерском опыте.
– Сергей, что чувствуете сейчас, когда основная часть работы позади?
– После съемок чувствуешь себя немного одиноким, как-будто твои близкие люди куда-то уехали. Но тем и прекрасны расставания, что скоро будет новая встреча.
– Когда будет премьера?
– Я очень жду выхода фильма и в то же время не тороплю его. Все должно быть очень четко спланировано. Я думаю, что несколько показов мы устроим осенью, возможно, они будут закрытыми. А основную премьеру я бы хотел назначить на день рождения Владимира Абрамовича Этуша – 6 мая и 9-го мая, в День Победы.
– Верите в успех?
– Я загадал одно условие сам для себя (пока его не раскрою), по которому я отвечу на вопрос, состоялся фильм или он был просто очередным для нашего зрителя? Ответить смогу только в день премьеры, после просмотра. И это не аплодисменты и не отзывы!
– Что ждёте от новой профессии, что в ней нравится, кого хотел бы выделить среди режиссёров?
– Мне не хочется ставить себе ограничений – заниматься режиссурой или быть актером. Я занимаюсь тем, что мне приносит радость и счастье. Я – счастливый человек, у меня есть мое дело, которым я живу.
Я не могу сказать, что у меня есть кумир в режиссуре, мне нравятся фильмы разных режиссеров, и я опять же не хочу ограничиваться конкретными фамилиями– их много.
Подражать или быть похожим на кого-то из режиссеров я тоже не хочу. Мы все разные, мы родились и выросли в разное время и в разных условиях воспитывались.
Да и вообще, слишком рано об этом говорить. Впереди очень много работы, а это – главное! Главное, чтобы любимая работа была и близкие были живы, здоровы и чаще улыбались.
А всем я желаю верить в чудо и много работать, не ленится! Тогда всё сбудется!
От редакции:
Благодарим за помощь в организации интервью Алину Галиаскарову. Фото предоставлены съемочной группой
Публикация 9 ноября 2018 года