Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Каштанка» в Учебном театре: шоу должно продолжаться
- Любовь Агеева
- 11 апреля 2021 года
8 апреля в Учебном театре на улице Профсоюзной студенты выпускного курса Т. Корнишиной и П. Густова Казанского театрального училища показали спектакль «Каштанка» по рассказу А.П. Чехова.
Среди зрителей была Любовь Агеева.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
8 апреля
Каштанка — Киселёва Анастасия.
Гусь Иван Иваныч — Кац Ярослав.
Кот Фёдор Тимофеевич — Васюренко Руслан.
Свинья Хавронья Ивановна — Поддубная Софья.
Хозяин — Сагдеев Эмиль.
Смерть — Петухова Полина.
Лука Александрыч, столяр — Степанов Борис.
Рассказчик — Нелькина Жанна.
Рассказчик — Хабибуллина Айгуль.
По привычке перед спектаклем не стала узнавать подробности про другие сценические версии широко известной истории, написанной еще в 1887 году, не перечитала чеховский рассказ, о котором в памяти лишь смутные воспоминания (скорее всего по фильму режиссёра Романа Балаяна 1975 года постановки с Львом Дуровым и Олегом Табаковым). К тому же поход в театр на этот раз был не профессиональной необходимостью, а ответом на приглашение актера Казанского ТЮЗа Павла Густова. Я впервые увидела известного артиста в роли режиссера-постановщика и в роли режиссера-педагога. Хотя много знаю о его работе в училище вместе с Татьяной Михайловной Корнишиной, у которой он когда-то учился сам. Это их второй совместный выпуск: 24 студента четвертого курса русского драматического отделения.
В апреле их выпускники 2021 года показывают в Учебном театре 5 дипломных спектаклей: кроме «Каштанки», «Дети солнца» (М. Горький), «Йерма» (Ф. Лорка), «Полковник Птица» (Х. Бойчев) и «Кеды» (О. Стрижак). Последние четыре поставила художественный руководитель курса Т. Корнишина.
Люблю в театре минуты перед началом спектакля – это всегда предвкушение чего-то необычного, ранее не виданного. А если у спектакля знакомая сюжетная основа – это еще и интрига: что тебе скажут нового, чем удивят?
К этому традиционному букету в Учебном театре добавлялось еще одно предчувствие: каким будет творческое будущее у выпускников 2021 года? Кого увижу потом на сценах казанских театров? Какие роли окажутся им по силам?
После спектакля прочитала чеховскую «Каштанку», всё, что в интернете написано о ее сценических версиях – и захотелось увидеть спектакль со стороны кулис. Поскольку возникло много вопросов к Павлу Александровичу Густову. И вот какой у нас состоялся диалог.
– Любой спектакль опирается на сценическую основу. Вы поставили «Каштанку», так сказать, по мотивам Антона Павловича Чехова. А кто автор сценария?
– Инсценировки «Каштанки» нет в природе. Каждый театр придумывает что-то свое. И мы вынуждены были придумать свою «Каштанку». Я так и говорю, представляя спектакль зрителям: мы с ребятами его сочинили. Это театральная история, история про театр, для театральных зрителей
Традиционный поклон. Фото Рамиса Назмиева
Я советовался с Олегом Лоевским, лауреатом международной театральной премии имени Станиславского, членом экспертного совета премии «Золотая маска», театральным критиком и сценаристом. Он работал вместе с Вячеславом Кокориным – был у него завлитом. Часто бывает у нас в Казани, когда здесь проходят различные театральные лаборатории.
Кстати, Лоевский видел нашу «Каштанку»… Мог убедиться, что это все-таки другая история. Так что, наша «Каштанка» – это, прежде всего, мое видение знаменитого рассказа. Хотя и в нашем спектакле центральная сцена – смерть Ивана Иваныча.
– Вы ее сделали не только скорбной, но и красивой. Иван Иваныч присутствует как бы в двух ипостасях – один, реальный, еще среди друзей, другой, в виде черного фрака, в котором обычно выступал Гусь, – на полу.
Приходит смерть – контрастное сочетание черного и белого, и уводит его за кулису. Друзьям остается только красная ленточка с шеи Гуся – как зримая память об ушедшем…
«Каштанка» во всех учебниках русской литературы определяется как детский рассказ. Как я поняла по публикациям о ее сценических версиях, театры и ставят ее в основном прежде всего как нравоучительный рассказ о любви, о преданности. Ведь «молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу», осталась верна своему хозяину – столяру Луке Александровичу и вернулась в дом, не такой комфортный для нее, как у клоуна, но простой и привычный.
Вы остаетесь верны чеховской сюжетной линии, но очень сильно ее меняете. Я была к этому готова, поскольку перед началом вы представили спектакль зрителям как театральную историю.
Не могу не спросить, с чем связано рождение такого замысла?
– Эта «Каштанка» в каком-то смысле касается меня лично. Жизнь распорядилась так, что эта история вдруг стала для меня очень актуальной. Представляя спектакль зрителям, я говорю о том, что он посвящается моим друзьям – актерам ТЮЗа, которых мы потеряли: моему другу Сене Курченкову и Александру Ивановичу Купцову.. Это не просто дань памяти. Рождение спектакля отражает мои ощущения последних лет. Чехов помог мне показать жестокий закон театра – шоу должно продолжаться. На их роли в театре пришли другие. Так и в «Каштанке» – Тетка заменила Ивана Иваныча.
А толчком к такому видению «Каштанки» стал для меня, кроме необходимости в учебных целях, замечательный спектакль замечательного режиссера и педагога Вячеслава Кокорина, который я видел на театральном фестивале в Самаре. Он произвел на меня неизгладимое впечатление. К сожалению, Вячеслава, который много сделал для современного театра, уже нет с нами – он умер в 2017 году. Так что, прежде всего низкий поклон ему.
Кстати, его «Каштанка», поставленная в 2001 году в Екатеринбургском ТЮЗе, где он был главным режиссером, живет до сих пор!
– Вот какой текст я прочитала на сайте театра:
«Островком трогательности и душевности ни на секунду не останавливающейся фестивальной планете «Земля. Театр. Дети» стал спектакль «Каштанка» Екатеринбургского театра юного зрителя. Спектакль-долгожитель. Спектакль-путешественник. Спектакль-гордость. Спектакль – обладатель гран-при международных фестивалей и национальной театральной премия «Золотая Маска».
– Кокоринский спектакль запал мне в душу, я уже давно хотел поставить «Каштанку», но с прошлым курсом не рискнул. Не увидел в студентах героев «Каштанки», и прежде всего главной героини.
– Мне очень понравилась исполнительница роли «Каштанки», которую я видела…
– Именно ее прежде всего увидел я в роли Каштанки, когда познакомился с Настей Киселевой.
– В большинстве инсценировок «Каштанка» – это спектакль для детей и про зверей. Поэтому чеховский рассказ чаще всего показывают в кукольных театрах, где можно представить реальных его персонажей – Собачку Тетку, Гуся Ивана Иваныча, Кота Фёдора Тимофеевича, Свинью Хавронью Ивановну. Так было и в фильме, который я когда-то видела.
Интересно, что больше всего запомнился из него Иван Иваныч. Настоящий, конечно, дрессированный, гусь. И у вас я обратила особое внимание на этот персонаж. Не только потому, что он особо важен для понимания заложенной вами в постановку метафоры. Это, пожалуй, довольно точное совпадение внешних актерских данных с ролью – высокий, худой актер, красные носки – как гусиные лапки…
– Вы видели Ярослава Каца. Он уже служит в нашем театре. Подхватил некоторые роли, которые играл Сеня Курченков. «Шоу должно продолжаться»…
Наши студенты буквально через два месяца окажутся в театрах, и им очень полезно знать, что их там ждет.
– Вы не прибегаете даже к малейшей имитации «звериного» сообщества. Разве что Каштанка временами что-то нюхает. Не воспользовались вы и масками, которые применяли некоторые режиссеры- постановщики. У вас получился спектакль для взрослых и про людей.
– Спасибо за такую высокую оценку нашего труда. Мы именно этого и добивались.
Конечно, можно было бы придать персонажам какие-то театральные детали, чтобы они походили на реальных архитипов. Я видел, как блестяще это было сделано в кокоринской «Каштанке». Но не забывайте: там были высокопрофессиональные актеры… А наши еще только учатся.
– Конечно, студентов приучают существовать в условной атмосфере театра с первого курса. Но в вашем спектакле, так сказать, условность в квадрате. Как интересно, студенты восприняли свои роли? Сразу ли они поняли, что вы от них хотите?
– Не скрою, они долго не чувствовали, не понимали, что я от них хочу. Процесс постижения роли был у всех не быстрый и не простой. Приходилось работать как со всеми сразу, так и с каждым индивидуально. Помогала Татьяна Михайловна, поскольку мы решаем еще и педагогические задачи. А когда студенты стали понимать суть истории, вовлеклись в общий процесс, стали что-то предлагать сами. Так появились новые смешные фокусы…
– Вы существенным образом дополнили чеховский рассказ. Не могу не вспомнить щемящую сцену с Хавроньей Ивановной, которая никак не может забыть своего «ребенка». Она нежно баюкает белый сверток, в котором, наверное, кукла, стирает детское белье…
– Для меня эта сцена – символ неблагополучия театра как служения. Это важно помнить всем нашим студентам, но прежде всего студенткам. Выбрали профессию актера – будьте готовы отдать ей себя без остатка: театр – вещь жестокая.
– Вы не дали клоуну имя, как в других театрах. Назвали его, как и Чехов, Хозяином. Но, в отличие от Антона Павловича, видевшего клоуна добрым и заботливым, вы представили его не то, что злым – жестким. Всегда всеми и всем недоволен, в общении с подопечными никаких сантиментов…
– Я сделал так намеренно. И просил студентов, которым досталась эта роль, следовать моим представлениям. Эмиль Сагдеев (вы его видели в спектакле 8 апреля) не соглашался: «Он же добрый!». Пришлось напомнить классика: играешь доброго – ищи, где злой, играешь злого – ищи, где добрый.
– В финальной сцене, когда мы видим всех героев на настоящей сцене, когда звучат аплодисменты, Хозяин преображается…
– Помните, после смерти Гуся мы видим его самым беспомощным и самым беззащитным. Кто ему помогает прийти в себя? Как очень часто бывает в реальной жизни, женщина. Хавронья Ивановна своей решимостью спасает главный номер представления шапито-шоу «Неожиданное наследство, или Путешествие в Египет» – египетскую пирамиду. На место Гуся встает Тетка.
– Вы решились отказаться от чеховского финала. У него Лука Александрович и его сын Федюшка увидят Каштанку в цирке. И тот, и другой сильно мучили собаку, но при первом же их зове Тетка снова становится Каштанкой и сбегает с манежа к прежним хозяевам.
– Не я это придумал. Так было в спектакле Кокорина. Но мы его финал все-таки слегка приблизили к Чехову. У нас в последней сцене Лука Александрович все-таки появляется на сцене… Но тетка его будто и не видит.
– Вы прислали мне снимки со спектакля, в котором играют другие студенты. У вас, как в настоящем театре, два состава?
– У нас четыре состава. Такова особенность дипломных спектаклей. Каждый выпускник должен показать себя в самой разной драматургии: классика, русская и зарубежная, современный автор. Отсюда пять спектаклей на один курс. И все студенты получают роль в каждом из них. Так что у нас четыре Каштанки.
– Мне трудно давать оценки исполнителям. Во-первых, не журналистское это дело. Во-вторых, не спугнуть бы молодое дарование. Покритикуешь, а он потом народным артистом станет…
Я попросила высказать свое мнение Геннадия Прыткова, актера Качаловского театра, с которым мы встретились на спектакле. Мне всегда интересны его оценки. А тут он вдруг отказался говорить.
– Геннадий Николаевич не может…
– Поняла – он в квалификационной комиссии?
– Да. И решил посмотреть разные составы.
– Остается пожелать студентам отличных оценок за дипломные спектакли. Будем надеяться, что вы своей «Каштанкой» не испугали их, что не пожалеют они о выборе актерской профессии, который сделали четыре года назад.
На фото – спектакль глазами Рамиса Назмиева
Каштанка — Гиззатуллина Сабина.
Гусь Иван Иваныч — Иванов Кирилл.
Кот Фёдор Тимофеевич — Тугушев Эрик.
Свинья Хавронья Ивановна — Кисилёва Анастасия.
Хозяин — Зиятдинов Радмир.
Смерть — Кузнецова Валентина.
Лука Александрыч, столяр — Галкин Вячеслав.
Рассказчик — Хайруллина Камиля
Рассказчик — Хабибуллина Айгуль.