Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Октябрь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2000 – На Арском кладбище, на воинском участке, открыт надгробный памятник знаменитому борцу Н. Жеребцову, известному под псевдонимом Николай Верден. Николай Георгиевич изображён на мраморной стеле во весь рост

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

О клавесинах и клавесинистах в Казани, или Как у нас поживает старинная музыка?

Беседа музыковеда Татьяны Сергеевой с Еленой Бурундуковской посвящена старинной музыке для клавесина. Елена Бурундуковская – концертирующая клавесинистка и органистка, профессор Казанской консерватории, где она ведёт класс клавесина.

Елена Викторовна является одной из главных фигур в контексте бытования старинной музыки в Казани. Она – участник ансамблей старинной музыки, организатор фестиваля клавесинной музыки в Казани, исследователь музыки эпохи Барокко. Кроме того она известный поэт.

Созданная в XVII – XVIII веках в странах Западной Европы, старинная музыка для клавесина требует и особой манеры исполнения, и утончённой атмосферы, и хорошей акустики. Кроме того, эта музыка рассчитана на подготовленного слушателя, поэтому непременно нуждается в просветительском подходе: в рассказе об особенностях её создания и восприятия, о композиторах и музыкальных трактатах, об инструментах, на которых она звучит.

Казанский слушатель открыт всему новому, будь то современная авангардная музыка или малоизвестная старинная. Что касается последней,  то в Казани она не такой уж и частый гость. Помню, с каким искренним восторгом принимали у нас московский ансамбль «Мадригал» в начале 80-х годов прошлого века и другой ансамбль – Insula Magica из Новосибирска – в начале 2000-х.

Елена Бурундуковская и Татьяна Сергеева

В Казани своя, уже почти четвертьвековая, история приобщения исполнителей и слушателей к клавесинной музыке.

– Расскажи, как ты сама пришла к клавесину, ведь по образованию ты пианистка и органистка. Мы знакомы с тобой с детства, ещё по музыкальной школе № 1, и много раз наши пути пересекались, но эта история осталась для меня неизвестной.

– Хочу напомнить читателям, что эссе о том, как у меня появился дома клавесин, было напечатано в одном из первых номеров журнала «Казань» более четверти века назад. Но с тех пор, как говорится, много воды утекло…

– Всё же напомни об этой истории, тем более что первые номера журнала стали уже раритетными, а в интернет-архиве их нет.

– Если очень кратко, то в 1990 году я попала  в Италию сразу на два  мастер-класса по исполнению итальянской органно-клавирной музыки XVII века. Первый из них проходил в крохотном городке Пистойя недалеко от Болоньи, и руководил им Луиджи Фердинандо Тальявини, абсолютная величина в области исследования и исполнения старинной итальянской музыки.  

Место проведения второго мероприятия – Феррара, знаменитая  пристрастием своих правителей к искусствам. Руководителем здешнего семинара был известный органист и клавесинист Кристофер Стембридж, англичанин по происхождению, навсегда влюбившийся в музыку Фрескобальди, одного из наиболее значительных итальянских композиторов эпохи раннего Барокко.  Собственно, Стембридж и усадил меня за клавесин, а потом поспособствовал тому, что у меня в собственности появился маленький итальянский инструмент (по-итальянски, чембалино), классической крыловидной  формы, но с меньшим, чем у обычных клавесинов диапазоном  и одним регистром мастера Дэнсила Райта.  

До этого у меня никаких и поползновений в эту сторону не было, да и нормальных клавесинов в Казани тоже не существовало.

– Да, я помню в консерватории ещё в советское время пару ужасных немецких инструментов, как их кто-то правильно назвал, эрзац-клавесины. А когда в Казанской консерватории появился настоящий исторический инструмент – концертный французский клавесин из ателье Райнхарда фон Нагеля?

 

 Концертный французский клавесин из ателье Райнхарда фон Нагеля. Фото  Татьяны Сергеевой

– Клавесин был приобретён консерваторией в конце 90-х годов. Спустя некоторое время была образована новая кафедра – органа и клавесина, и Рубин Кабирович Абдуллин (в то время ректор и заведующий этой кафедрой в одном лице) пригласил меня преподавать клавесин и историю органного искусства. Надо признаться, что отдельного диплома по специальности «клавесин» у меня нет, есть только свидетельства европейских мастер-классов, в которых я участвовала. Кроме того, в моем профессиональном багаже многочисленные уроки на протяжении десятилетий с маэстро Стембриджем.

С моим консерваторским дипломом по двум специальностям – «фортепиано» и «орган» – меня приняли в аспирантуру по клавесину в Венскую Высшую школу музыки. К сожалению, по семейным причинам я не смогла поехать в Вену учиться. Ну что ж! Значит, мне это и не нужно было.

А какие, скажи, дипломы были у Баха? (Смеется)

– Знаю, что первоначально предмет «клавесин» в консерватории был  доступен только как факультатив. Сейчас что-то изменилось?

– Да, теперь можно получить специальность «клавесин», обучаясь, как и все исполнители, 5 лет на специалитете. Органисты и пианисты имеют обязательный курс на этом старинном инструменте.  В школе-десятилетке при консерватории также ввели клавесин для пианистов как дополнительный инструмент, который ведет Люция Калимуллина, закончившая у меня в прошлом году ассистентуру-стажировку по клавесину.

– Значит, ряды казанских клавесинистов растут и полнятся? 

– На самом деле тех, кто по-настоящему «потерял голову» от клавесина и старинной музыки, не так много.  К тому же, кто-то уехал из Казани. Два моих студента –  Александра Филатова и Николай Малецков, продолжили обучение в магистратуре в консерватории в Брешии (Италия).

– А сколько в Казани клавесинов, кроме нагелевского, и кто их обслуживает?

– Концертный клавесин один, он требует регулярных, так сказать «техосмотров».  Лет двенадцать назад приезжал подмастерье Нагеля Гийом Финас. Он всё, что было необходимо, сделал. Я помогала ему – что-то подержать, подкрутить, подсматривала секреты.

В принципе, я и сама кое-что знаю, поскольку дома свой клавесин по дощечке собирала (он пришел из магазина в Англии в виде конструктора). Так что сейчас сама ухаживаю за клавесином в консерватории, меняю струны, плектр. Но мастер, безусловно, необходим. К сожалению, нет у нас людей, которые бы болели душой за клавесин. Сейчас нашему инструменту опять хорошо бы пройти обслуживание, но приглашать мастера из Парижа – это очень дорого.

В консерватории есть немецкий инструмент, сделанный ещё в ГДР, – двухмануальный Аммер, именно такая эрзац-машина. Изредка его используют органисты, желая на концерте для разнообразия сыграть что-нибудь на клавесине.

Иногда для концертных выступлений в консерватории я привозила свой клавесин, когда, например, у меня училась Саша Филатова, которая сейчас живёт в Италии. Один концерт она играла вообще на трёх инструментах, включая клавикорд (который ей давал во временное пользование маэстро Стембридж). 

На моем клавесине хорошо исполнять итальянскую музыку (до Баха) и английских вёрджиналистов. На Западе, кстати, делают так: если не монографическая программа, то на сцене стоят несколько инструментов под каждую страну и эпоху. Мы пока такого себе позволить не можем…

Кроме консерватории, есть ещё инструмент в госоркестре у Александра Сладковского – немецкий клавесин мастерской Сассмана. Он больше подходит для аккомпанемента (бассо континуо), поэтому его и взяли в оркестр. Несмотря на это, я на нем сыграла два концерта с камерным составом этого оркестра, когда еще здесь был Фуат Мансуров главным дирижёром (правда, этими концертами тогда дирижировал Рустем Заляй).

– Кто из клавесинистов приезжал в Казань?

Елена БурундуковскаяЕлена Бурундуковская

– Из зарубежных музыкантов – уже упоминаемый Кристофер Стембридж. Первый раз он приезжал по моему приглашению в 1991 году, 30 лет назад. У него было 3 концерта и мастер-классы. Я тогда была председателем Союза творческой молодежи при обкоме комсомола, и мне активно помогали в организации и проведении всех мероприятий.

Это было первое публичное появление клавесина в Казани. Имею в виду сольный концерт на этом инструменте. А в начале двухтысячных Стембридж приезжал по приглашению тогдашнего ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина с органным концертом и мастер-классами на органе и клавесине. Кроме Стембриджа, был ещё только Михаэль Цалка из дальнего зарубежья. Он из Израиля, так сказать, «мультиклавирист», который замечен в исполнении музыки разных эпох чуть ли не на всех известных нам клавишных инструментах.

В прошлом году наша филармония организовала абонемент «Музыка эпох. Барокко», пригласив исключительно музыкантов из Москвы. (К нам оттуда почему-то не обращаются). Первый концерт играла клавесинистка Александра Коренева, преподаватель Московской консерватории, в ансамбле с Екатериной Мочаловой, исполнительницей на домре и мандолине.

В марте прошлого же года приезжала известная клавесинистка, профессор Московской консерватории Ольга Мартынова со своим ансамблем Gnessin Baroque. Она играла на Сассмане. По отзывам моих студентов, был замечательный концерт.

– Расскажи про направление аутентичного исполнительства.

– Да, раньше исполнение старинной музыки на копиях инструментов или реставрированных подлинниках называли аутентичным исполнительством. Сейчас этот не совсем корректный термин заменили выражением  «исторически информированное исполнительство». Кстати, им можно заниматься и на современных инструментах.

Считаю, что нет никакого аутентизма.  Согласна с маэстро Стембриджем, что, если исполнители играют на копиях старинных инструментов, с жильными струнами и старинными смычками, на гобоях д’амур, деревянных флейтах и других старинных инструментах, это абсолютно не означает, что они сыграют эту музыку хорошо, близко к тому, что вложил в нее автор. Главное для исполнителя – понять замысел композитора.

В советское время мы не всегда понимали эту музыку, у нас не было информации о том, как она исполнялась. Старинную музыку мы играли, как могли, с русскими чувствами. А барочная музыка, хотя она очень чувственная, но там всё по-другому.

Удивительно, но  она имеет параллель в музыке романтизма: рубато в романтической традиции сходно с ритмической свободой барочной музыки,  с её агогикой (небольшие отклонения от темпа), с разными манерами исполнения ритма. Музыкант не просто исполняет эту музыку, согласно прочитанному трактату, – он должен прочувствовать и понять, почему этот музыкальный язык, эти принципы существовали, что хотел сказать автор каждой интонацией, предположительно определив аффект по совпадению нескольких символов. Главное, что в этой музыке нам ничего не навязывается, нам дается пунктир, «волшебный пинок», а дальше идите сами. Отыщете верную дорогу – то отыщете, не отыщете – извиняйте.

– Но всё равно тебя учили, как должна исполняться эта музыка, учили артикуляции, тушѐ. Сам до этого не дойдёшь…

– Наверное, можно. Я вспоминаю первый свой мастер-класс у Тальявини. Я поставила на пюпитр органа сборник Фрескобальди гэдээровского издательства Edition Peters, почти единственные доступное издание Фрескобальди в то время в СССР.

Тальявини: «Господи, что это?» Я сыграла. Он с удивлением: «Как вы так всё чувствуете? Всё играете, как надо. Вот только трель не знаете, как нужно заканчивать». Он ужасно удивился и сказал: «Вам осталось прочитать и понять, чего в нотах нет, но нужно именно так исполнять».

Или другой мастер-класс, на котором Стебридж посадил меня за клавесин (первый раз в жизни). Я опоздала на его мероприятие, потому что оно накладывалось на тальявиниевское, и когда приехала, все уже готовились к заключительному концерту, на котором, как выяснилось, участникам предстояло играть на клавесине. Я сыграла Стембриджу на мастер-классе накануне концерта подготовленную на органе программу, которую можно было играть и на клавесине. (Вообще, немалая часть репертуара для клавишных добаховского периода может быть с равным успехом сыграна и на органе, и на клавесине, и на клавикорде). Он всё одобрил.

Я понимала эту музыку, понимала намерения композитора, эту агогику я знала на каком-то инстинктивном уровне. Юлия Константинова Евдокимова, мой педагог в гнесинской аспирантуре, под чьей непрерывной заботой я написала диссертацию о Фрескобальди,  как-то сказала мне: «Вы, наверное, в прошлой жизни были девушкой Фрескобальди» (Смеётся).

Если серьёзно, то к тому времени я уже 5-7 лет играла на органе, и нас Рубин Кабирович хорошо всему учил, включая артикуляционные вещи, а все эти принципы применяются и на клавесине.

Елена Бурундуковская за клавесином

Тогда, в 1990 году, я была первая из России на мастер-классе в Италии. Стембридж написал статью обо мне, о том, как они все были удивлены, что и в России играют Фрескобальди, и там была такая фраза: «она села за клавесин, как утка садится на воду». Поэтому у меня и появился дома клавесин, так как он спросил: «Ты сейчас уедешь, а на чём дома будешь играть?» Так что, наверное, в прошлой жизни я уже играла на клавесине (Смеется).

– Расскажи про ваш ансамбль Seconda prattica. Откуда это название?  Когда появился ансамбль, кто его участники? Существует ли он сейчас?  

– Нет, увы, всё почило в бозе. Что касается названия, «вторая практика» – это термин, который одним из первых применил Клаудио Монтеверди  (великий итальянский композитор XVII века) по отношению к музыке барокко, отличая её от полифонической музыки («первой практики») позднего Возрождения.

Ансамбль Seconda prattica. Фото из архива Елены Бурундуковской

 Ансамбль просуществовал около пяти лет –  примерно  с  2005 по 2010 год. Мы сыграли  достаточно большой репертуар. Нас было четверо: Зуля Асадуллина (виолончель), Алсу Камалиева (скрипка), Витя Воробьев (флейта) и я (клавесин). Иногда мы приглашали гобоиста на тот репертуар, где он был необходим. Например, когда играли концерт в Большом зале консерватории, приглашали Мишу Черепанова, а в концертах  в Центре «Эрмитаж-Казань» Казанского кремля  участвовал Андрей Шубин.

Два раза (в 2008 и 2010 годах) мы ездили на барочную Академию в Вену (первый раз втроем – Алсу, Зуля и я, второй – вдвоем с Зулей). Сейчас Алсу живёт в Канаде, Витя – в своем Архангельске. Как они уехали из Казани, так всё и распалось.

Потом разово я собирала камерные составы. Два года назад мы исполняли Концерт для клавесина, двух блок-флейт и камерного оркестра И.С. Баха. На флейтах (правда, современных) играли две Даши, обе тогда студентки консерватории – Фищенко и Рябова.  Годом ранее состоялось исполнение  фантастической Фолии Вивальди с Алсу Абдуллиной, Еленой Рольбиной, Андреем Каминским и Ксенией Афремовой. В прошлом году с Зулей Асадуллиной сыграли программу, включающую Сонаты Вивальди, переложения арий Генделя и Баха.

С Secоnda prattica мы делали несколько концертов в год с разными программами. Наш ансамбль существовал под патронажем Центра «Эрмитаж-Казань». Мы имели возможность выступать в пространстве выставок, на фоне картин, в больших просторных залах, что создавало особую атмосферу для восприятия старинной музыки.

– Кстати, о залах. Для клавесинной музыки ведь акустика имеет первостепенное значение. Какие залы в Казани, на твой взгляд, обладают хорошей акустикой, благодатной для звучания клавесина и других старинных инструментов?

– Лучшие залы в этом отношении, по моему мнению,  в Музее истории в главном здании КФУ (это бывшая университетская церковь) и в Союзе композиторов. Сразу чувствуется старая архитектура, высокие потолки или купол, как в университете. Наш органный  зал тоже неплохой. При хорошей акустике ничего не нужно «подзвучивать» микрофонами, и это идеальный вариант.

– Расскажи о своем детище – фестивале «Пять зимних вечеров у клавесина».

– Он проходил с 2011 по 2014 год, всего четыре раза, до пятого, юбилейного, увы, не дотянул. Я еле выдерживала такой интенсивный режим и ритм, который сама, в сущности, и задала: пять концертов подряд – классный, сольный, ансамблевый и концерты гостей. К тому же мне приходилось и репетировать, и решать многие организационные моменты.

В целом, кого я хотела, я всех пригласила. Приезжали одни из лучших российских клавесинисток – Татьяна Зенаишвили и Ольга Мартынова. В рамках фестиваля прошли сольные концерты клавесинистов Светланы Шабалтиной из Киева и Андрея Коломийцева из Санкт-Петербурга, а также двух клавесинистов из Новосибирска – Станислава Греса (сейчас он живет в Германии) и Анны Недоспасовой, бывшей моей ученицы, моей «первой ласточки».

Первая выпускница по классу клавесина в Казанской консерватории Анна Недоспасова. Фото Татьяны Сергеевой

 Главная проблема заключается в том, что у консерватории существуют проблемы с оплатой концертов зарубежных исполнителей. Нам еще повезло, что концерт замечательного  мандолиниста и лютниста Алона Сариэля   оплатило Посольство Израиля в Москве. Пожалуй, самые яркие фестивальные впечатления остались именно от его барочной концертной программы, исполненной им на мандолине.

Уже восьмой год, как фестиваля нет, и в консерватории никто не интересуется, почему его нет, будет ли в будущем. К сожалению, клавесинный фестиваль не является приоритетным в списке фестивалей консерватории.

– Кто ваш слушатель? 

– На наши концерты ходит весьма разнообразная публика. В прошлом году, на мартовском концерте моих выпускников, например, была группа детей из школы айкидо, и молодёжь, и пожилые слушатели. 

– Кстати, об этом концерте. Он  удивил меня тем, что в нём участвовали твои бывшие студенты. Они по собственной инициативе организовали и провели концерт на отличном уровне.

– Если человек заболел клавесином, он уже не может без него. Считаю, что бывших клавесинистов не бывает. Почти все мои ученики подтверждают эту максиму.  История Николая Малецкова – не исключительный случай. Он занимался у меня в консерватории, потом поехал в Италию, закончил там  магистратуру по клавесину в Брешии, но по возвращении в Казань решил уйти от музыки, посвятив себя компьютерному дизайну. Однако, как видишь, в мартовском концерте он участвовал, и Куперен в его исполнении был очень хорош.

Яркий пример – моя бывшая ученица Эмилия Смаглюк. К сожалению, она уехала из Казани, сейчас живёт в Гатчине, родила четверых детей. У неё дома полный набор старинных клавишных инструментов – клавесин, клавикорд, спинет. Всё заказано у московского мастера Дмитрия Белова. Она умудряется и заниматься, и концерты играть.

Так что, старинная музыка – для одержимых, для тех, кто этим болен.

– Что ты пожелаешь тем, кто «заболел» клавесином?

– Приобрести инструмент, чтобы заниматься дома, плюс автомобиль – и ездить давать концерты. Как это делала я в 90-е годы, выступая во всех залах города Казани: в Доме актера, в зале Музея истории КГУ, в музее Горького…

– Как в тебе уживаются три музыкантские ипостаси: пианист, клавесинист, органист, не говоря о поэте. Чему-то ты отдаешь  предпочтение?

– На фортепиано я не играю публично, но дома музицирую, недавно, например, захотелось выучить 23-й Этюд Шопена. На органе и клавесине играю постоянно, время от времени выступаю публично. Я сыграла, как мне кажется, уже всё самое лучшее для клавесина. Итальянцами занималась и перевернула эту страницу, хотя в концерте могу сыграть токкату или канцону Фрескобальди. Покопалась в наследии верджиналистов и тоже поставила точку. Только Бах бесконечен, это истинный космос.

Я не могу долго заниматься чем-то одним. Я просто непостоянный человек (Смеётся). Сейчас хочу больше записывать, не рвусь к прямому контакту со слушателем.

– Присутствует ли образ клавесина в твоих стихах?

– Нет, для меня важнее сонорика. Поэзия должна звучать, и из звучания рождается образ.

– Значит, подводя итог нашей беседе, можно заключить, что старинная музыка теплится лишь в стенах консерватории.

– Я бы сказала, что по большому счету в Казани исполнением старинной музыки серьезно не занимается никто. Ну, я не в счет…

В идеале, в консерватории, помимо взращивания клавесинистов, надо приобщать к этому направлению струнников, духовиков,  вокалистов. Как это происходит в Московской консерватории. Кафедра старинной музыки есть также в Киевской консерватории. И я бывала у них в гостях.

Мечтаю о том, что и в Казанской консерватории когда-то откроют такую кафедру, где будут замечательные инструменты, барочные скрипки, виолы да гамба, деревянные флейты, несколько клавесинов, клавикордов, хаммер-клавиров. И главное – «больные» своим делом педагоги и «загоревшиеся» ученики.  Но…всё-таки, согласись, Казань – это провинция.  Вряд ли в нашем оперном театре, например, когда-нибудь поставят «Коронацию Поппеи» Монтеверди. Или пригласят Вильяма Кристи с его ансамблем.

Кроме того, большое значение имеет личностный фактор. Так, руководитель ансамбля старинной музыки Insula Magica Аркадий Бурханов своей харизмой заразил многих в Новосибирске.

Мне никто не мешает заниматься тем, чем я хочу. Но я – не Бурханов, и не могу заряжать своей энергией всех и вся. Наверное, могла бы ходить по кафедрам в поисках интересующихся, но я в этом плане все-таки интроверт. Кроме того, я не могу обнадёживать своих студентов.

– Каковы планы на будущее, есть ли мечты, связанные с клавесином? 

– Планы есть, что-то хочу сыграть. Препятствий для концертов сейчас нет. Я – в потоке:  надеюсь, будут и концерты, и записи, потому что я люблю наш французский клавесин и свою итальянскую малютку, и уже не представляю жизни без них.

Анна Недоспасова, Елена Бурундуковская и Татьяна Сергеева после концерта Анны Недоспасовой в Казанской консерватории.  Фото Татьяны Сергеевой

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить