Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1919 - Постановлением Наркомпроса РСФСР Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Большая история – мозаика историй малых
- 19 июля 2010 года
Кира МАСЛОВА взяла интервью Дениса Владимировича ДАВЫДОВА, доцента кафедры истории и связей с общественностью Института социальных технологий КАИ.
– Почему Вы выбрали такую непростую специальность преподавателя?
– У некоторых это призвание, а у кого-то – так получилось. Я вообще хотел стать, не поверите, дирижером военного оркестра. Собирался поступать в военно-музыкальное училище в Москве. Но не прошел по зрению. Поэтому дальнейшую жизнь пришлось пересмотреть. В плане упора на гуманитарные науки, в частности, на историю. И уже сразу после окончания Елабужского педагогического института начал осваивать азы профессии. А так – ну, конечно, это призвание. Ведь работа должна приносить радость человеку.
– А почему именно история?
– Вообще история – это наука, которая имеет много функций: и познавательную, и воспитательную и социальную. Изучение истории помогает нам становиться гражданами и лучше разбираться в современных процессах. И крайне интересно не просто изучать историю, а понимать, как ее воспринимает само общество. Гораздо интереснее исследовать реакцию простых людей, живших в то время, на то или иное событие, потому что мы можем связать это с историей каждой семьи. У каждого из нас, у каждого студента есть богатая история – воспоминания родителей, воспоминания дедушек и бабушек, которые он может донести до аудитории. Ко мне часто подходят студенты и говорят, мол, Денис Владимирович, у меня деда раскулачили, у кого-то лошадей отобрали, дом…
– То есть студенты сами приходят к Вам со своими историями?
– Совершенно верно. Студенты сами проявляют инициативу в поисках каких интересных фактов. Потом мы пишем на эти темы статьи, выступаем на Туполевских чтениях, где занимаем призовые места.
– Как складывалась Ваша карьера?
– Сначала работал в школе, преподавал историю с четвертого по одиннадцатый класс. Затем стал подниматься выше. В 1998 году поступил в очную аспирантуру Казанского государственного университета, через три года защитил диссертацию. А с 2005 года работаю в КАИ, на кафедре истории связей с общественностью, веду занятия по истории Татарстана, отечественной истории, участвую в разработке методических пособий, учебных программ, учебников.
– Расскажите, пожалуйста, о своей научно-исследовательской деятельности.
– Я считаю, что любой преподаватель не должен замыкаться только на том, что он где-то что-то прочитал, потом это пересказал – и все. Сфера моих научных интересов – это XX век, аграрная тематика, крестьянское движение. В настоящее время работаю над докторской диссертацией по теме «Крестьянская культура». Волею судьбы мне пришлось жить и работать в Оксфорде. Я работал там в библиотеке, собирал материал. Бодлианская библиотека Оксфорда – это одна из крупнейших библиотек, пожалуй, всего мира. Количество книг, находящихся в ней, – примерно 7 миллионов. И если их всех выложить в один ряд, то дорога закроется от Оксфорда до Лондона – это 70 миль (113 км. – Прим. редактора).
Мне было очень интересно погрузиться в научную жизнь. Оксфордский университет – это порядка тридцати колледжей, и каждый из них проводит свою исследовательскую деятельность. Многие крупные ученые отмечают, что очень сложно работать в русских архивах, потому что нет материалов или нет доступа к тому, что имеется. А моя основная работа как раз-таки заключается в накоплении архивной информации.
– Что для Вас было самым запоминающимся в Оксфорде?
– Меня очень удивил уровень бытовой культуры англичан. Профессора вузов, которые там работают, – это люди, имеющие очень высокий социальный статус и в зарплате, и в отношении к ним со стороны Правительства. Меня удивило, что они ездят на мопедах, а один из профессоров регулярно ездил на велосипеде, при этом в гараже у него стоит новенькая ауди. Выезжал он на ней крайне редко, потому что парковка дорогая, постоянные пробки. А потом – зачем пускать пыль в глаза? Его уважали не за это – его уважали за личные качества. И вот эта скромность в бытовой культуре англичан, а также их потрясающий менталитет очень понравились и запомнились мне.
– А какие источники информации Вы используете в своих работах?
– Это, конечно же, библиотеки, различные архивы. Есть такой источник информации, как общение с живыми людьми, свидетелями, но, к сожалению, очевидцев событий двадцатых годов, по которым я пишу свою работу, сейчас уже нет. В лучшем случае, это очевидцы уже послевоенного времени, и они могут рассказать только о воспоминаниях своих отцов либо дедов, но и это уже хорошо.
– Вас очень любят студенты. Может быть, откроете секрет успешного преподавания? –
На самом деле никакого секрета нет. Я просто очень люблю свою работу. Работа – это не просто обязанность, это образ жизни, который мы выбираем. Потому что если человек работает просто за деньги, то, по сути, он даже не работает, а движет свое время от и до, постоянно смотря на часы, сколько осталось времени. А если работа сопровождается раскрытием потенциала человека, то ему интересно не просто рассказать, а узнать что-то новое, найти в архиве, кому-нибудь показать и объяснить. Я считаю, что преподаватель по мере своих возможностей сил и интересов все-таки должен заниматься исследовательской работой, чтобы донести до аудитории то, что никто не знает. Ради этого вообще стоит работать.
– А чем Вы занимаетесь в свободное от преподавания время? Может быть, есть какое то хобби?
– Хобби?.. Вообще я заканчивал музыкальную школу по классу фортепиано, и поскольку хотел быть военным дирижером, за два года пришлось освоить и программу игры на кларнете. Самостоятельно освоил игру на баяне и по сей день играю на нем, немного на гитаре. Если бы было больше свободного времени, освоил бы еще какой-нибудь инструмент. То есть хобби для меня – не просто пассивное слушание музыки, а собственно игра. Очень нравится джаз. И очень жалею, что в свое время не получил возможности играть настоящий джаз.
Интервью взяла Кира МАСЛОВА
Производственная практика 2010 года