Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Это была единственная трибуна для татар

В Государственной Думе России активно работала мусульманская фракция, члены которой отстаивали интересы 17-милионного мусульманского населения империи.

О деятельности депутатов-мусульман нашему корреспонденту рассказала автор трех книг об истории российского парламентаризма, доктор исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета Диляра УСМАНОВА.

– Диляра Миркасымовна, монография «Мусульманские представители в Российском парламенте» стала своеобразным итогом ваших исследований. Как вы пришли к этой теме?

– Проблемой мусульманских фракций и историей парламентаризма я начала заниматься в 1996-1997 годах. До этого темой моих исследований было национальное движение 1917 года на страницах татарских периодических изданий. После защиты кандидатской диссертации совершенно случайно заинтересовалась этой темой. Не могу сказать, что это было сделано целенаправленно.

Достаточно долго меня интересовало несколько тем: становление и развитие традиционной мусульманской прессы в начале XX века, история парламентаризма и деятельность татарских депутатов. И третье направление, которым я и сейчас занимаюсь достаточно активно, – это мусульманское сектантство в нашем регионе и на территории России. Занималась всеми тремя темами, собирала материал – и достаточно долго не могла определиться.

В конце 90-х годов, когда была опубликована первая книга – «Мусульманская фракция и «свобода совести» в Государственной думе», как промежуточный результат моих исследований, стало ясно, что в качестве темы диссертации я выберу именно проблему мусульманских фракций в истории российского парламентаризма.

Вторая книга была связана с юбилеем университета. Я целенаправленно собирала материал о профессорах и выпускниках Казанского университета, которые были связаны с парламентом. Монография «Мусульманские представители в Российском парламенте» – это текст диссертационного исследования с небольшими изменениями и сокращениями.

– Расскажите подробнее об этом итоговом исследовании.

– В центре моего внимания была деятельность шестидесяти семи депутатов-мусульман, которые были избраны в четыре дореволюционные Думы. В первом разделе дана общая характеристика мусульманского населения Российской империи, его правового положения, очерчены также наиболее болезненные проблемы, которые требовали разрешения в парламенте.

Вторая часть посвящена избранию мусульман-депутатов, их общему политическому настрою, предвыборным кампаниям, настроению населения в разные периоды, а также истории образования мусульманской фракции Думы и ее функционированию. В третьей части внимание было уделено конкретно парламентской деятельности депутатов-мусульман. Скажем, читатель узнает, как депутаты-мусульмане оценили закон о введении всеобщего начального образования, ведь мусульманские дети часто не знали русского языка.

При рассмотрении законопроекта о всеобщем избирательном праве, а значит – наделении политическими правами женщин мусульманскому населению надо было решить, насколько это совместимо с законами Шариата.

Все эти серьезные вопросы обсуждались внутри мусульманской фракции, депутаты должны были внятно объяснить позицию мусульманского населения другим и отстоять ее. Не всегда это получалось, силы были неравны. Необходимо было учитывать интересы других национальных групп и общие стратегические интересы страны.

Мусульманская фракция была малочисленна. В первой Думе было 25 депутатов-мусульман, во второй 37, а третьей и четвертой, по сути самых работоспособных – 10 и 7. Конечно, ее возможности были ограничены.

Депутаты Государственной Думы Российской империи. Снимок 1907 года

В четвертой части основное внимание уделено «имиджу» депутатов в глазах широкой общественности, их контактам с населением. Отношение к деятельности депутатов было далеко не однозначным и часто критическим. В этой части есть очерк, который мне самой очень нравится. Он посвящен становлению фотожурналистики.

Во времена дореволюционной Думы депутатов снимали множество фоторепортеров. Эти снимки были очень важны, потому что телевидения тогда не было. В то время практиковалось изготовление почтовых карточек с изображением депутатов Думы.

– Насколько сильна была мусульманская фракция и чего удалось добиться депутатам?

– Парламент был единственной трибуной, где можно было попытаться отстоять национальные интересы. Фракция была одной из самых малочисленных, поскольку мусульмане были ограничены в избирательных правах. Избирательное законодательство 1907 года лишило население некоторых территорий с мусульманским населением избирательного права (Средняя Азия, Сибирь, Казахстан).

Выборы происходили по так называемым национальным куриям: русский народ был отделен от нерусских (инородцев). Кроме того, процедура голосования была устроена таким образом, что депутаты окраинных областей страны подъезжали к началу работы Думы с опозданием на один-два месяца.

Мусульманская фракция была официально зарегистрирована во время работы II Государственной Думы, но в двух последующих составах была очень малочисленна. Для того чтобы внести собственный законопроект, надо было собрать не менее 30 подписей, что для мусульманской фракции было проблематично. И что такое – шесть-семь человек, насколько эффективно они могут работать?

Мусульманская фракция была не очень сильной, но такова была политическая ситуация в стране. Конечно, не стоит забывать, что все депутаты были обычными людьми, со своими проблемами, болезнями, какими-то жизненными ситуациями, которые не позволяли им быть борцами до конца. Но они пытались бороться за свои права.

Прежде всего, им удавалось привлечь внимание к проблемам мусульманского населения. Вообще эффективность дореволюционной Государственной Думы была крайне низкой. Еще не было традиций, отношение верховной власти к депутатам было негативное, со стороны большей части населения была масса скептицизма. Не идеализируя деятельность Думы, можно сказать, что это был очень важный этап развития. Может быть, он был не совсем простым, с изъянами, но это необходимый элемент политической жизни общества.

– Среди депутатов Государственной Думы есть и крестьяне, и мелкие собственники. Как это было возможным? Ведь в сегодняшних парламентах нет простых граждан.

– Все население России, имевшее избирательное право, было поделено на 4 курии: крупные и средние землевладельцы, городские обыватели, земледельцы и рабочие. Соответственно представители каждой группы имели место в Думе. В Государственной Думе первого и второго созыва предпочтение было отдано крестьянскому населению, поскольку оно было преобладающим в стране, к тому же от него ожидали лояльного отношения к власти.

Однако оказалось, что крестьяне настроены довольно радикально, особенно в аграрном вопросе – они требовали насильственного изъятия частновладельческих земель. Когда стало ясно, что на крестьянскую покорность не стоит надеяться, избирательное право изменили кардинально, и преимущество было отдано средним и крупным землевладельцам, городской буржуазии.

– Известно, что только третья Дума проработала полный срок, остальные были распущены императором. Была ли в этом «заслуга» и депутатов-мусульман или они были лояльны к власти?

– Конечно, причина роспуска первых двух Дум – противоборство с властью. Радикальное думское большинство не хотело соглашаться с проектом решения земельного вопроса, который предлагало правительство П.А.Столыпина.

Среди депутатов-мусульман были достаточно яркие люди, которые тоже высказывались критически. Но в целом они занимали, скажем так, левый центр, хотя и принадлежали к блоку оппозиции. Люди, которые могли создать «проблемы» для власти, отсекались еще на этапе выборов.

Очень активные социал-революционеры – Гаяз Исхаки и Фоат Туктаров – просто не были допущены до выборов. Садри Максуди, ярко проявивший себя в третьей Думе, в четвертую уже не попал. Фоат Туктаров был направлен в Петербург для работы с народными избранниками.

Была поставлена задача сформировать мусульманскую фракцию левой направленности. Он стал вдохновителем и создателем мусульманской трудовой группы. Вместе с Калимуллой Хасановым издавал газету «Дума», но это было слабое и маломощное издание. Весной 1906 года вышло всего 6 номеров.

Более известной стала его книга «Депутаты-мусульмане в 1, 2, и 3 Государственных Думах и их деятельность». Он была написана в 1909 году  и вызвала большой общественный резонанс в Казани. Фоат Туктаров высказывался крайне остро и даже зло, многие были не согласны с ним.

При всей неоднозначности оценок, стоит сказать, что у автора была своя политическая позиция, свой взгляд на многие проблемы. К тому же книга написана талантливо.

Интервью взяла Лилия ТУХВАТУЛЛИНА

«Казанские истории», №1-6, 2006 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить