Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Русская культура: путешествие в XVI век
- 21 февраля 2006 года
В преддверии тысячелетнего юбилея Казани появилось много книг об истории города. Но не все издания читатель увидел. Например, еще продолжается работа над книгой, которая расскажет о малоизвестных страницах из жизни нашего города. Среди ее авторов – Алла Викторовна ГАРЗАВИНА.
– Я занимаюсь той частью книги, которая рассказывает об истории русской культуры Казани с середины XVI века до настоящего времени. Об этой стороне казанской истории мало что рассказано. Например, Николай Калинин, а он очень авторитетный ученый, в своей книге «Казань» – диссертации, посвященной истории города, практические не писал о культуре. Его больше интересовала тема взятия Казани, строительства кремля, оборонительных сооружений. В XVII веке Казань напоминала военный лагерь. Если о чем писали, так о создании храмов и монастырей.
Я много лет этим интересовалась, при этом у меня оставалось много вопросов. Их стало особенно много в последние годы, когда исследовалась в основном татарская культура. Люди жили, учились, пели песни, слагали стихи, писали иконы, расписывали фресками храмы. Но русской культуры в Казани как бы вроде не существовало. Как же так?!
Когда мне предложили написать об этом, я неосмотрительно взялась. Оказалось, это очень трудная тема, мало сохранилось документальных свидетельств. Но писать об этом надо. Я стала работать, и у меня получилось.
– Это правда, что русская культура появилась в нашем крае после взятия Казани Иваном Грозным?
– Началось все, действительно, с приезда троих казанских святителей: Гурия, Ворсонофия и Германа. Иван Грозный лично выбирал их: Ворсонофия, например, как знатока татарского языка и врачевания – он в юности три года был в плену, в Крыму. Герман отвечал за нагорную часть новой русской территории, а значит – за Свияжск, Ворсонофий стал строить в Казани Спасо-Преображенский монастырь, который был построен в кремле, и от него, к сожалению, почти ничего не осталось.
Гурий возглавил новую Казанскую православную Епархию – в прошлом году мы отметили 450-летие этого события. Иван Грозный прислал в Казань еще и мастеров иконописи для росписи иконостаса Успенского (или Зилантова) монастыря. Этот монастырь стоял на русском кладбище, где были похоронены воины, павшие при взятии Казани в 1552 году.
То есть Адмиралтейская слобода, район Зилантового монастыря – это самое старое русское поселение в Казани.
Ворсонофий сам писал иконы для Спасо-Приображенского монастыря. Сохранился перечень икон, которые прислал Иван Грозный.
Вместе с иконописью в Казани стало развиваться декоративно-прикладное искусство: здесь изготовляли ризы, украшения, церковную утварь из серебра и золота. Если сначала подобные изделия были исключительно привозными, то уже в XVI веке появились казанские мастера-серебрянники. В Эрмитаже сохранились изделия декоративно-прикладного искусства казанских мастеров. А казанские иконописцы настолько хорошо себя зарекомендовали, что в середине XVII века наряду с другими мастерами их пригласили для росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.
Самым известным из наших иконописцев стал Яков Казанец, он работал вместе с Симоном Ушаковым и считается его учителем. Известно, что Гурий привез с собой книги. Их собирали со всех монастырей и церквей, со всех епархий Русского государства. В самом начале этого было достаточно, но вновь открываемым монастырям и церквам требовались новые книги.
Русское книгоиздание стало развиваться из-за потребностей Казанской епархии – это неоспоримый факт. Первые книги для Казани были изданы в Москве в 1556 году.
Интересно, что святитель Герман выступал и в роли переписчика книг. Известно, что он переписал своей рукой 46 книг. Все они хранились в Свияжском монастыре. Книги, вышивка, резьба по дереву, резные надгробия – это просто потрясающий пласт истории.
До сих пор в фондах Национального музея РТ сохранилась деревянная скульптура Христа в терновом венце. Но ведь церковь не приветствовала деревянную скульптуру! Тем не менее, резьба по дереву в Казани была развита. Это ремесло получило новый толчок, когда в Казани было основано Адмиралтейство.
Жаль, что от судов того времени ничего не осталось. Но известно, что на них изображали и как они строились. Сохранились бесценные образцы вышивки. Известно, что этим искусством занимались жены высокопоставленных чиновников: воевод, дьяков. Им, безусловно, был известен образ жизни царского двора, и в своей жизни они заимствовали отдельные его приметы.
Уже в конце XIX века в России славились чебаксинские мастера. К сожалению, сейчас это ремесло в Чебаксах умерло, осталось лишь несколько мастеров. Благодаря тому, что святитель Ворсонофий привез с собой певчих, в Казани начало развиваться хоровое искусство. Русская культура чрезвычайно богата, и если у меня хватит сил, позже на основе этой работы я сделаю еще одно издание, но более полное с иллюстрациями.
«Казанские истории», №1-6, 2006 год