Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Роберт Миннуллин: «Меня каждый татарин знает с детства»

Наш собеседник - известный детский поэт, депутат Государственного Совета Республики Татарстан Роберт Миннуллин.

Первого августа 2003 года исполнилось  55 лет Роберту Миннуллину. Человек он в Татарстане известный. Одни его знают как замечательного детского поэта, и не только детского, другие – как крупного государственного деятеля.

Журналист Любовь Агеева хорошо знает Роберта Мугаллимовича и как поэта, и как заместителя Государственного Совета Республики Татарстан. Предлагаем вашему вниманию их диалог, состоявшийся незадолго до юбилея.  

– Работа в отделе культуры газеты «Вечерняя Казань» дала мне хорошее представление о том, каким должен быть поэт. Детский поэт – это вообще особый разговор. Так вот, мир человека творческого заметно отличается от того мира, в котором мы все живем, тем более что сегодняшняя реальность, как мне кажется, дает мало импульсов для творчества.

Как же вам удается совмещать эти два разных мира? Какой из них в конечном счете оказывается сильнее по влиянию? А, может, для начала – кем вы себя представляли в детстве?

– Некоторые, как в начальники выйдут, постепенно поэтами становятся – появляется возможность книги издавать. Много тому примеров. У меня это давно началось. После десятилетки я два года работал корреспондентом районной газеты. Это для меня большая школа была.

Когда приехал из Башкортостана в Казань учиться, уже чувствовал себя поэтом. Хорошим лириком был. Мои стихи читала молодежь, студенчество, люди старшего поколения среди читателей и слушателей тоже были. Как и сегодня. В этом смысле я спокоен.

– Когда вы написали свое первое стихотворение? Наверняка любовное?

– Нет. Как ни странно, это были почти детские стихи. Я о своих сверстниках написал. Тогда я учился в шестом классе. Я хотел быть поэтом. Огромное желание было. До приезда в Казань у меня уже публикации были. Здесь тоже начал печататься. Например, в газете «Татарстан яшьлэре» мои стихи появлялись.

– Закончил Казанский университет. Что было дальше?

– Дальше в те времена было распределение. Меня хотели послать в Октябрьский район. Но я хотел остаться в Казани. Ведь к тому времени уже стал своим среди поэтов. Мне не хотелось отрываться от новой жизни. Как мне казалось, я уже успел себя показать, чтобы претендовать на что-то другое, чем профессия учителя. Когда я еще студентом был, у меня в коллективном сборнике «Первые ласточки» появилась большая подборка стихов, которые получили хороший резонанс. Я был участником пятого Всесоюзного фестиваля молодых поэтов в Ереване, участвовал в поэтических праздниках в Чебоксарах, Бирске, Уфе. То есть известным поэтом был.

Так что, не хотелось мне ехать в Октябрьский район. 

Роберт Миннуллин с мамой

– И как же вы вышли тогда из положения?

– Моим учителем в университете был Мансур Хасанович Хасанов. Об этом я никогда не говорил – первый раз. Он вел у нас семинары. Мы нашли с ним общий язык. Потому после распределения я прямо к нему: «Мансур Хасанович, такое дело, посоветуйте, что мне делать?» Он позвонил Шамси Хабибулловичу Хамматову, тогда редактору газеты «Социалистик Татарстан» и спросил, нет ли в редакции вакантного места. Тот пригласил меня прийти завтра.

Я пошел в Дом печати, Баумана, 19. Встретил там Радифа Гаташа. Мой земляк, поэт, романтик. Сказал ему, что буду работать у Хамматова. «Ну, зачем тебе «Социалистик Татарстан»? «Яшь ленинчы» журналист нужен». Мне какая разница, если главное – остаться в Казани?

– Но ведь вы же писали детские стихи! Детская газета – это было как раз то, что надо!

– Детских стихов в студенческие годы я написал всего три. Два напечатали в газете «Яшь ленинчы». Кстати, Ренат Харис тогда работал там ответственным секретарем. А одно до сих пор в моем архиве лежит, не напечатано. Я о детской поэзии тогда не думал. Я и не предполагал, что это такое. Но остался в этой редакции надолго, почти на всю жизнь. Работал в этой газете с двумя перерывами – на редакцию журнала «Казан утлары» и Татарское телевидение – с 1973 по 1986 год.

– Можно тогда сказать, что детским поэтом вы стали благодаря месту работы?

– Благодаря своему сыну – Алмазу, благодаря Шаукату Галиеву стал детским поэтом. Я как раз начал работать в редакции, когда родился сын. Тогда в Татарстане был один детский поэт, выдающийся поэт, несравненный поэт – Шаукат Галиев. Без него я поэтом не стал бы. Я считаю себя его учеником, самым прилежным учеником.

Он заметил мои первые публикации. Как-то обнял меня: «Поздравляю, прекрасные стихи». Потом с Хасаном Туфаном разговор был: «Я смотрю в «Яшь ленинчы» появилась подборка стихов, думаю – Шауката стихи, хорошие стихи. Хотел поздравить, смотрю – там совсем другая фамилия». Это для меня большая награда была.

– Меня всегда занимал вопрос: любой ли поэт может написать детские стихи? Или для этого какой-то особый склад характера нужен, особое восприятие мира?

– Надо, чтобы поэт навечно оставался ребенком, тогда он станет хорошим детским поэтом. И у Шауката Галиева, и у меня рано прервалось детство – когда я учился в пятом классе, умер мой отец. А когда Шаукат Галиев был мальчишкой, началась война, его отец уехал на фронт – и не вернулся. Но детство-то внутри осталось. И оно должно было где-то обнаружить себя.

Еще многое от характера зависит. Кто сентиментален, тот уже потенциально детский поэт. Вообще-то детские стихи может писать каждый, но быть хорошим детским поэтом – это уже требует много труда. Я много изучал поэзию как теорию, 20 лет читал всю детскую литературу. Я всех поэтов знаю: в русской поэзии, в мировой литературе, кто о чем пишет, какие стихи пишет, на каком уровне. И до сих пор хорошо знаю.

– Интересно, как рождаются стихи? Тема появляется как бы изнутри, по вдохновению, или под воздействием каких-то конкретных событий?

– Почти всегда это экспромт. Это своего рода мальчишество. Я в этот момент сам становлюсь настоящим мальчишкой. Озорство появляется. Ну, настоящий десятилетний мальчик! Это особое психологическое состояние.

Этим надо жить постоянно, что, сами понимаете, непросто при моей сегодняшней работе. А потому мои самые счастливые годы – это годы работы в детской газете. Это время, когда состояние души и рабочие дела существовали в единстве.

Много было встреч в школах. Ни одной школы не осталось, наверное, где бы я не был на встрече с ребятами. Журналист детской газеты везде и всегда среди детей. Иначе нельзя.

– Тогда что же заставило вас со всем этим расстаться? Конкретные обстоятельства, конкретные люди, личное желание?

– Работая в газете, тем более став редактором, я ведь не был просто детским поэтом. Тут стоит отметить, что я всю жизнь был активным общественником. Еще со школьных лет. С 1979 года в течение 20-ти лет был членом правления Союза писателей, 15 лет руководил секцией детской литературы. Во многих изданиях был членом редколлегии, член жюри, председателем жюри.

Мне трудно дается все это, я сам себя заставляю: по-другому нельзя! Мать научила меня этому. Сохраняю ее письма, где она меня наставляет: «Ты должен делать то-то, то-то, то-то. У тебя возможности есть, не ленись. И скажи своему младшему брату, у него тоже есть возможности, пусть смотрит на тебя».

Однажды меня избрали председателем Татарского отделения Советского детского фонда. Это во многом изменило мою жизнь. Я узнал, как живут инвалиды, сироты, многодетные семьи… Много нового узнал. Лиханов Альберт Анатольевич, руководитель Фонда Советского Союза, сам пошел в депутаты, и нас, региональных руководителей, заставил баллотироваться. Ради детей, сказал, надо.

– То есть вы пришли в парламенте защитить детей?

– Да, во-первых, интересы детей. Но не только. В Казани я избирался в одном округе с чиновником районного масштаба, с большим производственником – нас пятеро было, по-моему. Конечно, помогла моя популярность как поэта. Я к тому же вел на татарском в течение десяти лет детские телепередачи. Ни с того, ни с сего тогда бы не получилось.

Время такое было. Первые альтернативные выборы. Настоящие выборы были.

– Насколько я помню, вас избрали председателем комиссии?

– Это уже в 1995-м. А в 1990 году я был просто депутат, правда, был избран членом Президиума Верховного Совета. Нас там таких «свободных» депутатов было человека три-четыре.

– Итак, во втором созыве – председатель Комиссии по национальным вопросам…

– Сначала она по-другому называлась – по культурному и природному наследию народов Татарстана и национальным вопросам, потом, в июне 1995 года, название уменьшилось – Комиссия по культуре и национальным вопросам.

– … в третьем созыве – уже заместитель Председателя Государственного Совета. Насколько я вижу (на одном этаже сидим), времени на поэтическое творчество еще меньше. Как удается сочетать такие разные занятия? Какие чувства испытываете, когда не до стихов?

– На самом деле работа в парламенте – это тяжелая ноша. Вспоминаю такой анекдот: обезьян построили и сказали им: красивые обезьяны – на левую сторону, умные – на правую. Все переместились, и только одна на месте осталась. Ее спросили: «А ты чего стоишь?». «Я же не могу разорваться на две части. Я и умная, и красивая».

Я тоже в таком положении. Политика и поэтика – звучит почти одинаково. Но не больше… И поэт, и государственный деятель – это очень тяжело. Стиль у каждого занятия совсем разный. Разный образ жизни, разный подход к работе, даже стиль письма разный.

– Надо полагать, детские стихи сейчас не пишите?

– Меньше, но пишу…

– А не было мысли заняться только творчеством?

– Но кто-то должен работать и на моем месте в Госсовете. Государственная служба тоже людям нужна. Для меня это принципиально: я везде стараюсь служить хорошо.

– А как вы оцениваете тот факт, что в Государственном Совете сразу несколько поэтов? Чем это вызвано?

– Это ненормально, это необычно, это удивительно. Так получилось, что сразу несколько поэтов и писателей решили стать депутатами. Но все они – и Разиль Валеев, и Ренат Харис, и Туфан Миннуллин всегда были активными общественными деятелями. Желающих стать депутатами было больше. И в первом созыве, и во втором…

Отметим как положительный факт присутствие в парламенте таких фигур, как Туфан Миннуллин и другие. Литература, в целом искусство, татарская культура в целом имеют в вашем лице активных защитников. Избиратели могут это наблюдать каждой осенью, когда обсуждается проект бюджета на следующий год.

– Не может не вызывать удовлетворение, когда в результате меняется отношение к литературе, к культуре у хозяйственных руководителей, министров, у глав местных администраций, даже у Президента республики.

– Можете ли вы сказать, бывают ли у вас минуты сомнений в правильности избранного пути? О чем приходится сожалеть?

– Дело в том, что поэт должен заниматься своим делом, если он хороший, настоящий поэт. Он должен жить поэзией, литературой. Я всегда завидовал Сибгату Хакиму. Он после войны почти нигде не работал – только занимался творчеством. Для него стихи – прежде всего. Он прежде всего – поэт. Он мне как-то сказал: «Если хочешь быть большим поэтом, то бросай все и сиди дома». Скажем, как Шаукат Галиев, который тоже после Литературного института нигде не работал – только писал стихи. И стал выдающимся детским поэтом.

У меня так не получилось.

– Остается дождаться пенсии.

– До этого еще дожить надо. У меня есть идиллическое желание…У Тургенева есть одна повесть про такую идиллическую жизнь на природе. У меня тоже дача – на хорошем месте. Такая жизнь – как раз для поэта.

– Когда вы пришли в поэзию, поэтов любили, какие они залы на свои вечера собирали, книжки выходили и в Татарстане, и в Москве. Сегодняшнее время не для поэтов и не для поэзии.

Знаменитый Евгений Евтушенко решил провести юбилейный вечер в Политехническом, где когда-то поэты собирали огромную аудиторию – и не мог скрыть опасений, что вечер сорвется из-за того, что очень мало будет народу. Что вы по этому поводу думаете? Какие ощущения?

– Есть такое ощущение, что в русской литературе вообще творится что-то неладное. Появилась какая-то новая литература, новая поэзия. Я стараюсь вникнуть, но что-то не то, не привычное для нас. Великая русская поэзия, великая русская литература стала совсем другой, как мне кажется. До сих пор я думал, что это вечные ценности. Вечные.

Татарская литература более консервативна. И читатели у нас более консервативные. Так что у нас любители поэзии, в основном, сохранились. Книги, более или менее, издаются и расходятся. Не как раньше, конечно. Все-таки это зависит не только от читателей и поэтов. Мы в какой-то степени даже сделали шаг вперед.

Я за последние десять лет провел несколько творческих вечеров. Полный зал, четыре с половиной часа концерт. Стихи, песни. По телевидению показывают – с удовольствием смотрят есть отзывы.

Иногда думаю, что если вообще перестанут читать, что-то все равно останется. Жизнь зря не прожита. Столько написано!..

– Может быть, ваш оптимизм от того, что вы детский поэт? У вас всегда будет своя аудитория.

– Вы правы: у детских поэтов – вообще счастливая судьба. Детские поэты, они на века востребованы. Просто меняются читатели…

– Какая часть вашего творчества приносит вам большую популярность? Вы больше популярны как детский поэт или как поэт-песенник?

– Я во всем – самый популярный. Шучу, конечно. Но и на самом деле меня каждый татарин знает с детства. Люди поют мои песни – и порой даже не знают, что это мои стихи.

– Вы пишите стихи или тексты для песен? Как это получается?

– Многие мои стихи стали песнями. В последнее время стал писать и тексты. Теперь я знаю, как писать песни. Все-таки стихи – это другое.

– Отрадно, что в татарском музыкальном искусстве песня как жанр сохранился. А вот в русском искусстве он, по-моему, умирает. Попса все забивает…

– А у татар они параллельно идут. Попса идет своим путем, но параллельно существует и традиционная песня. Я же сказал, что татары – народ консервативный. Консерватизм – благое дело. Он спас и наш язык, и нашу культуру, спасает и настоящее музыкальное искусство.

Глядишь – пробьемся, переживем.

– Конечно. А то зачем же я сижу в Государственном Совете, пишу стихи, песни и законы?..  

НАША СПРАВКА:

 Депутат от Джалильского территориального избирательного округа № 129. Член Президиума Государственного Совета. Заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан.

Родился 1 августа 1948 г. в деревне Назяде Илишевского района Башкирской АССР. Татарин. Закончил Казанский государственный университет по специальности «филолог». Работа в прошлом: литсотрудник Илишевской редакции газеты «Маяк» (1966-1968); студент Казанского государственного университета (1968-1973); литсотрудник редакции газеты «Яшь ленинчы» (1973-1977); редактор, старший редактор, ответственный секретарь журнала «Казан утлары»(1977-1983); главный редактор художественных передач студии телевидения Госкомитета ТАССР по телевидению и радиовещанию (1983-1986); редактор, главный редактор газеты «Яшь ленинчы» (с 1991 г. – «Сабантуй») 1986-1995); председатель Комиссии по культуре и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан (1995-1999). 21 января 2000 г. избран заместителем Председателя Государственного Совета.

Награжден Почетной Грамотой Республики Татарстан. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая, республиканских премий им. Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша, международной литературной премии им. Х.К.Андерсена, премии Республики Башкортостан им.Фатыха Карима. Действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург).

Написано для газеты «Время и Деньги», 1 августа 2003 года

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить