Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эдуард Трескин: «Музыка – это язык ангелов»
- 09 февраля 2012 года
За несколько дней до концертного исполнения оперы «Севильский цирюльник» в рамках 30-го Шаляпинского фестиваля наш корреспондент Ольга Яковлева встретилась с одним из исполнителей роли Фигаро – народным артистом Татарстана Эдуардом ТРЕСКИНЫМ.
– В этом году Шаляпинский фестиваль – юбилейный. Как вы считаете, в чем его отличие от предыдущих фестивалей.
– Он отличается уже хотя бы тем, что помимо приглашенных артистов – гастролеров в этом фестивале участвует приглашенный спектакль. Это опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» в постановке Мариинского театра. И вот этот спектакль целиком, то есть целый оркестр с дирижером Валерием Георгиевым приезжают сюда, в Казань. И 14 февраля мы этот спектакль увидим.
До этого у нас практики приглашения целых спектаклей из других театров не было.
– Эдуард Германович, а вы сами будете петь на гала-концертах?
– Нет, я на гала-концерте петь не буду, я буду его вести.
]– А почему «Севильский цирюльник» будут показывать в концертном исполнении?
– Показывать оперу в прежней постановке сочли нецелесообразным, а до новой постановки этой оперы очередь еще не дошла. Театр – это тоже производство. Есть определенный план – и мы ему следуем. У театра перед этим были другие спектакли. Вот в сентябре был «Джалиль», потом – «Евгений Онегин».
Вскоре дойдет очередь и до «Севильского цирюльника». Но поскольку это спектакль из репертуара Федора Шаляпина, то мы не могли его не включить в фестивальную афишу. Хотя бы и в концертном варианте.
– Вы ведь наверняка знаете, кто будет петь в фестивальном спектакле? Как оцениваете состав исполнителей?
– Я его оцениваю как очень хороший. У нас будет петь превосходная Розина – Елена Максимова, прекрасный бас – Светлов-Крутиков, он живет сейчас в Соединенных Штатах Америки. У него замечательный голос. Уже знакомый казанцам Владимир Мороз будет петь Фигаро. Это солист Мариинского театра, который пел на нашем юбилейном фестивале Онегина.
Словом, будет хороший состав, очень хороший. И за дирижерским пультом будет Марко Боэми, которого казанские меломаны хорошо знают. Его присутствие за дирижерским пультом уже определяет многое.
– Я знаю, что вы пели партию Фигаро. А кто были вашими партнерами по этому спектаклю?
– Когда я исполнял роль Фигаро, моими партнерами по сцене были такие выдающиеся певицы, как Лариса Башкирова, Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, замечательный тенор Геннадий Васьков, наш великолепный бас Юрий Борисенко. Он и до сих пор еще при голосе и поет в спектаклях. Не часто, но поет.
– Как вы оцениваете сочетание в спектаклях гастролеров и артистов нашего театра?
– В принципе, есть такая формула – не должно быть больше трех гастролеров, иначе спектакль разваливается. Но практика театра оперы и балета имени Джалиля показывает, что может быть и больше.
– Что бы вы посоветовали зрителям, которые идут на «Севильский цирюльник» впервые?
– Я бы им посоветовал расслабиться и наслаждаться музыкой. Этот спектакль идет по-итальянски с переводом на русский язык. И, конечно, это можно отнести к некоторым минусам, потому что смысл шуток порой не доходит сразу. Если бы опера шла на русском, реакция была бы моментальной. Но это очень известная опера, и наверняка большинство зрителей, которые придут в театр 10 февраля, хорошо знают ее сюжет, а потому оценят его даже на итальянском языке.
– Правильно ли говорят: чтобы понять оперу, её нужно смотреть несколько раз?
– Для того чтобы полюбить оперу, достаточно посетить оперный спектакль один раз. Но это должна быть хорошая опера и хорошая постановка. Сочетание этого заставит человека полюбить оперу на всю жизнь.
– Шаляпинский фестиваль был создан для привлечения в театр новых зрителей. Как он с этой задачей справился?
– Шаляпинский фестиваль вообще преобразил театр. У нас нет таких спектаклей, на которых есть свободные места. На любые наши спектакли достать билеты проблематично. Мы приглашаем всех на Шаляпинский фестиваль, хотя знаем, что все билеты уже проданы. И молодежь сейчас начинает ходить в театр охотнее.
– Это понятно: на Шаляпинский фестиваль билеты распродают задолго да начала спектаклей. А как дела обстоит дело в обычные дни?
– И в обычные дни у нас полные залы. Вообще принцип нашего театра сегодня таков: у нас нет обычных спектаклей. Каждый спектакль – праздник для зрителя и для артиста.
– В одном репортаже вы говорили, что увидели «многоцветье Земли». Вы побывали во многих странах. А как вы ощущаете отношение к музыке в разных странах?
– Музыку любят везде. Другой вопрос – какую музыку? В каждой стране свои традиции. Я не думаю, что очень сильно любят классическую музыку, итальянскую оперу, скажем, в странах Африки. Хотя и в Африке есть оперные театры: в Египте, ЮАР. А вот в Японии обожают классику, ценят Чайковского – его мелодии звучат даже в лифтах отелей подчас.
Все зависит от традиций страны, от темперамента ее жителей. Но могу сказать одно: оперу любят в таком количестве стран, что можно смело говорить, что огромная часть населения земли любит оперу.
– А как вы считаете, где её любят больше всего?
– Самая великая оперная страна – это Германия. Там самое большое количество театров на душу населения, самое большое количество оперных постановок. Очень музыкальная страна – это Австрия, традиционно – Италия. Хотя Италия теперь – это уже не совсем то, что было раньше. Испания, Франция… Очень любят оперу в Соединенных Штатах. Там есть большое количество оперных ансамблей помимо стационарных театров. Любят оперу и в Великобритании. Ну и во всей Европе.
– А как с этим обстоят дела в России?
– Судя по нашему театру, оперу начинают любить больше.
– Эдуард Германович, а что для вас музыка?
– Музыка… Музыка – это фундаментальная радость бытия. Музыка – это язык ангелов. Там, на небесах, музыка – это норма разговора.
– Сразу видно, что вы живете музыкой.
– Да. На самом деле мы все живем музыкой.