Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Частичка Испании в городе Казани

Последние дни в Центре «Эрмитаж-Казань» Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»  работает выставка «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа».

Ее открытие состоялось 24 ноября 2011 года в рамках Года Испании в России и России в Испании.  В 2011 году состоялось множество мероприятий, посвященных данной тематике. На выставке побывала студента Института социальных технологий КНИТУ-КАИ  Анастасия ДЖАЛИЛОВА.  

Скажу сразу – впечатления от выставки только наилучшие. Сопутствовала мне прекрасная весенняя погода, благодаря которой приятная прогулка по территории Казанского Кремля стала завершающим штрихом от посещения данной выставки. Гостям выставки были представлены различные произведения испанского искусства XII-XX веков.

В залах музея можно увидеть живопись, графику, произведения оружейного и прикладного искусства, созданные в период того времени. Картины, несомненно, талантливых художников обрамляют красивые золоченые рамки, на которых выполнены различные узоры. Они смотрятся очень дорого, презентабельно, а самое главное – полностью сливаются в единое целое с полотном.

Я заметила, что многие из картин не выделялись яркостью красок, что на какое-то время создало впечатление мрачности и «сухости» изображений. Но, вглядываясь и вникая в картину глубже, понимаешь, что все в ней так, как и должно быть. Ничего лишнего, ничего недостающего.

Многие портреты выполнены на темном, зачастую черном фоне, что дает зрителю возможность сконцентрироваться на изображаемом человеке, его внешности, чертах и выражении лица. Из портретов лично для себя я выделила работу Федерико де Мадрасо-и-Кунца «Портрет княгини Мари Ильиничны Голицыной» 1887 года. Приятные внешние черты и выражение лица женщины располагают к себе.

Помимо портретов, можно полюбоваться пейзажами, картинами сцен из жизни, а также религиозной живописью. Самыми запоминающимися для меня стали еще несколько работ испанского живописного искусства, это: «Мальчик, ищущий у собаки блох» Педро Нуньес де Вильявисенсио (1650 год), «Отшельник» Игнасио Сулоага (1904 год) и «Проповедь в соборе» Хенаро Перес де Вильямиля (10830-1835 гг.).

 Картина с мальчиком зацепила своей добротой, непосредственностью, душевностью, от изображаемого мальчика с прекрасной собачкой явно идет какое-то невидимое тепло. Они заставляют улыбнуться и даже умилиться.

«Отшельник» же, наоборот, полная противоположность предыдущей работе по получаемым впечатлениям и эмоциям. Все мрачное, темное, ни единого намека на жизненность. Даже рамка у нее черного цвета с тонкой золотой полоской по внутреннему краю, в то время как почти все остальные имеют полностью рамки золотые. Ну, в общем-то, название картины говорит само за себя. Но несмотря на все это, она несет в себе смысл, заряжена глубокими чувствами, чем и зацепила мое внимание.

Предметы декоративно-прикладного искусства испанских мастеров – это еще одна кладезь культуры страны. На выставке представлены различные виды полотен, тканей, вышитых стилизованными узорами. Вышивка в основном выполнена на льняной ткани техникой двусторонней глади, узелковыми и стебельчатыми швами. Некоторые небольшие полотна обшиты по краю испанским кружевом. Основными изображениями, создаваемыми техникой вышивки являются герб, животные, растительный орнамент, в особенности цветы. Все очень ярко, красиво. Глядя на вышитые ткани и кружева, невольно задумываешься об усидчивости и терпении мастеров. Ведь это действительно мастера своего дела с большой буквы!

И, конечно же, не забыть две шпалеры, занимающие место от пола до самого потолка двух музейных стен. На тканных настенных коврах – сюжетные и орнаментальные композиции из серии «История Дон Кихота» (1727-1746).

Название первой работы – «Встреча Дон Кихота с крестьянами», очень яркая и положительная композиция с цветами, зеленью, светом и доброжелательными лицами персонажей. Мне передалось от нее ощущение спокойствия, позитива и добра.

Вторая шпалера называется «Дон Кихот сражается со стадом овец». Дает менее положительные эмоции, сцена сражения мне показалось не очень приятной для восприятия. Оба изделия оформлены изображением колонн по бокам, которые обвиты красивыми цветами, большое место занимает природа. Их можно рассматривать часами, с каждой минутой находя в картинах для себя что-то новое, не замеченное раньше.

Очень интересно было посмотреть на медные изделия: пластинку от сбруи с изображением герба Кастилии и Наварры XV века, прецессионный крест XV века, сибориум (дарохранительница) XIV века, ларец с изображением дам, кавалеров и фантастических птиц (конец XIV века). Были представлены предметы из прозрачного обесцвеченного стекла: чашечка для вина, стакан, кувшин, фигурка «Собака», подсвечник.

К сожалению, нашему вниманию представлены только лишь несколько предметов испанской мебели XVII века, но они действительно производят неизгладимое впечатление. Кабинет, изготовленный из дерева, металла, кости, ткани, техникой резьбы и гравировки; стул из дерева, меди, кожи, сделанный резьбой и тиснением – это неоспоримые произведения искусства.

Оружейное искусство Испании было представлено кремневыми пистолетами (1660-1670), шпагой дуэльной (XVII век) поясными колесными пистолетами (1610-1630), кинжалами, ружьем охотничьим кремневым. Интересно их оформление. Изготовители определенно знали толк в этом деле. Ведь сейчас, когда эти предметы уже не используются по назначению, на них так приятно смотреть и соприкасаться с частичкой прошлой Испании.

И единственное, о чем я не поделилась, – это испанское искусство графики Франсиско Гойи. Оно представляет собой небольшие изображения в черно-белой цветовой гамме. Тематика разнообразна.

Мне запомнилась группа рисунков с быком, пикадором. Ведь коррида – традиционное испанское зрелище и ничто с ней так не ассоциируется, как круглая арена, быки и красные платки, хотя красного платка традиционной графикой и не передашь…

Для большинства произведений использовался литографический карандаш, есть работы акварелью и пером с кистью железо-галловыми чернилами.

В завершение я скажу лишь одно – сходите и увидьте все своими глазами! Это действительно стоит того. Ведь искусство не только просвещает нас, пополняя наш багаж знаний и расширяя кругозор, а еще и дает почву для размышлений…Оно как бы оставляет нас наедине с самим собой, давая возможность развития духовного.

Уделив этой выставке некоторую часть своего времени, я как будто попала в небольшой, но такой увлекательный и познавательный мирок Испании, который показал мне данную страну XII-XX веков со всеми ее прелестями искусства.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Анастасия ДЖАЛИЛОВА

Фото автора и с сайта art16.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить