Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Татарская княжна на улицах современной Казани
- Любовь АГЕЕВА
- 25 октября 2007 года
В сентябре 2007 года в Казани с большим успехом прошла премьера фильма «Дилемма», который был показан в первый день III Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар» и получил Приз зрительских симпатий.
Это первое «большое» кино, снятое татарстанскими кинематографистами. О таком фильме они мечтали давно, но только после того, как Казань стала городом, где проводится фестиваль мусульманского кино, нашлись средства на полноценную работу.
Рамиль Тухватуллин принимает поздравления
Картина по сценарию Айсылу Хафизовой и Рамиля Тухватуллина пополнила перечень некоммерческих кинолент. Современный массовый зритель вряд ли проявит к фильму интерес, поскольку он заставляет думать, от чего в последнее время люди, сидящие перед телевизорами и заполняющие модерновые кинотеатры, отвыкли. Но именно этим и значительна картина, ставшая событием фестиваля.
Режиссер Рамиль Тухватуллин ушел с церемонии закрытия фестиваля с призом зрительских симпатий. Это большая победа не только творческой группы, но и республики в целом. В главной роли снялась дочь режиссера Индира Тухватуллина. В других ролях – Ильсия Тухватуллина, Руслан Утяганов, Саид Раинбеков и сам Рамиль Тухватуллин.
Известный актер из Татарского государственного театра имени Г.Камала Азгар Шакиров поименован в титрах особо. И не только потому, что среди актеров, которых мы видим на экране, он самый именитый. По замыслу авторов, его экранный образ воплощает символическое начало киноповествования. Он – Чистильщик.
Появляясь в самом начале фильма – на молодежной вечеринке, устроенной молодыми казанцами на развалинах древних Булгар, в виде реального дворника, он является Индире в момент кульминации как страж памяти, помогая ей, а заодно и зрителям соединить два начала – мир реальный, сегодняшний, и мир виртуальный в виде картин из далекого прошлого.
Мир реальный – это мир современной молодежи, проводящей свободное время в ночных клубах (героиня фильма не очень хорошо чувствует себя на этих тусовках), и сложный мир взрослых, больно ранящий Индиру (она узнает, что у ее преуспевающего отца есть любовница).
Мир нереальный – это воспоминания из прошлого: на землю предков Индиры пришли завоеватели, ее любимый город разрушен...
Стоит отметить, что сняты эти сцены с любовью, в эпическом ключе. Это то ли видения, которые изредка приходят к девушке, вызывая душевное беспокойство, то ли авторское пояснение, без которого зрителю трудно понять болезнь Индиры: она боится высоты. Но гораздо больше девушка страдает от непонятной вины, которую приходится вычислять с помощью психоаналитика.
Разговор с врачом – как шампур, на который нанизывается все действие, а потому реальность и видения составляют органичное целое. Авторы фильма воспользовались популярной идеей, что все мы живем не один раз. Оказывается, в прошлом Индира была татарской княжной. И в детстве той, прошлой жизни она не смогла спрятаться от захватчиков – побоялась спрыгнуть с обрыва...
Несмотря на основную сюжетную линию, связанную с Индирой, с ее болезнью, с проблемами молодой девушки, которая мучается от неразделенной любви, от разлада в семье, главной в фильме представляется линия, которую зрителю предлагается вычислить самому.
Авторы картины дают лишь одну подсказку – в ее названии. Дилемма – это извечный выбор человека между обыденным и сущим, между духовным и материальным. Жить в современном городе, забыв о своих корнях, об истории своего народа, – или помнить эту историю, соответствовать ей? Хотя бы в том, чтобы не устраивать ночную гулянку в святом месте.
На афише картины можно прочитать ключевую мысль, заложенную авторами в киноповествование: лишь познав свои истоки, мы можем узнать свое предназначение. В этой связи нельзя не обратить внимания на тот факт, что фильм снят на русском языке. Ведь забыть историю своего народа – это прежде всего забыть его язык.
Не кажется случайным и выбор казанских пейзажей. Индира выбирает местом самоубийства офис пенсионного фонда на площади Тукая, здания, которое никак не вписывается в традиции татарской архитектуры. Автор проекта, по фильму – отец Индиры. Факт, далеко не случайный. Казань в этом фильме любовно снята оператором Эмиром Золондиновым.
Важную роль играет в нем музыка (композитор Марат Ахметшин). Картина заканчивается на оптимистической ноте. Индира осталась жива, она победила страх высоты и даже рискнула прыгнуть с парашютом. Последние кадры – поцелуй в воздухе...
Но досидят ли молодые зрители в кинотеатре до этой сцены? Очень бы хотелось, чтобы досидели.
Фото Владимира ЗОТОВА
Опубликовано в журнале «Лидер Поволжья», октябрь 2007 года