Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Село Бишбалта - Пять топоров
- Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед
- 05 октября 2004 года
Поразительно, что в современном мире, переполненном машинами, компьютерами и прочими сверхумными существами, так много еще неизведанного и непознанного. Однако большей частью это непознанное вполне возможно объяснить, стоит лишь обратить свой взор к далекому прошлому, в котором, несмотря на серьезную удаленность от нашего времени, и по сей день пульсирует волшебство жизни. Существует оно и в тайной жизни чисел. В этом смысле интересна история села Бишбалта.
Поселение Бишбалта (в переводе Пять топоров) находилось в старой части Казани. Как утверждал археолог Альфред Халиков, проводивший раскопки за Казанкой, в районе Зилантовой горы были найдены остатки пригородных поселений, существовавших в то время, когда на Кремлевском холме только появилась белокаменная крепость.
В селе Бишбалта жили «балта остасы» – мастера по дереву: лесорубы, столяры, плотники. Поблизости находилась большая бухта – залив Волги, в которую заходили многочисленные торговые и военные суда. В округе были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар использовали их для строительства судов – торговых и военных.
Память о судах, сделанных в Казани, сохранялась в их татарских названиях: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Если нужно было везти зерно, соль или другие сыпучие грузы, использовали насады. Когда надо было перевозить текстильные, меховые изделия, загружались учаны. Учаны – суда средних размеров – в случае необходимости использовали для перевозки воинов.
Купеческие ладьи, направляющиеся вверх по Волге, Оке, Каме и Вятке, надо было охранять, поскольку здесь на них зачастую нападали новгородские разбойники. В устьях мелководных рек на ладьи перегружали товары с насадов и учанов. Насады, учаны и ладьи передвигались по речной глади с помощью парусов. Когда возникала необходимость, употребляли весла.
Давно существовавшее в Казани речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I, и село Бишбалта было избрано царем для устройства второго в России (после Петербургского) адмиралтейства для строительства судов Каспийского флота. Казанское адмиралтейство за 112 лет своего существования поставило около 400 судов. Такова история Бишбалты.
Но почему Бишбалта (Пять Топоров)? Составители всех краеведческих справочников зациклились на дословном переводе слова. Они утверждают, что в самом начале строительства у сельчан было всего пять топоров – отсюда и название села.
Между тем объяснение слова биш (пять) – религиозное. Оно уходит корнями в ислам, где цифре 5 придавалось особое значение. Так, еще у древних тюрков было 5 обращений к Всевышнему. Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом правил исламского вероучения: 5 ежедневно исполняемых главных мотивов, 5 ключей к тайному познанию, 5 раз повторяется священная клятва, у исламских народов 5-й день недели выходной…
До XVII века у мусульман мира за эталон культового сооружения была принята мечеть Мекки. Не надо быть излишне наблюдательным, чтобы заметить – у нее 5 минаретов. Такое же число минаретов и у мечети в городе Медине. По той же самой причине, как указывает архитектор Нияз Халитов, в Бишбалте была возведена большая пятиминаретная мечеть «Юсуф». Однако название это не прижилось, бишбалтинцы называли ее по-своему – «Бишбармак» (пять пальцев).
Сам собой напрашивается вывод: выражение 5 топоров имело для жителей села явный оттенок священности. Аналогично стоит трактовать и названия других татарских сел: Бишбатман (пять кадок), Бишкумэч (пять булок), Бишмунча (пять бань), Бишбаш (пять голов), Бишэй (пять лун) и много другие. В районе Кавказских Минеральных Вод, где издавна живут народы, исповедующие ислам, находится гора Биштау (пять гор), отсюда – русское название города Пятигорск, в Казахстане есть гора Биштамак (пять ртов).
Такая же тайна цифр существует и в других религиях, например, цифра семь в христианской религии: 7 братьев – семь Симеонов и 7 сестер; 7 дней недели; 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 основных запахов в стереохимической теории. У христиан – 7 смертных грехов и 7 главных добродетелей. 7 – это константа, определяющая объем человеческой памяти. Как видно, это число символизирует совершенный порядок, полный период или цикл.
Во фразе за семью печатями не менее глубокий смысл. Существует поверье: стоит на такой тайник покуситься недоброжелателю, на защиту тайны непременно встанут божественные силы, и победа, несомненно, будет за ними. Число семь вообще принято называть числом жизни. Именно по этой причине люди верующие полагали, что у рожденного через 7 месяцев больше шансов выжить, нежели у восьмимесячного.
Интересная трактовка цифры девять в буддийской религии. Число 9 там символизирует все. В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей. В своем природном аспекте число 9 символизирует физический план бытия. В аспекте же человеческом оно олицетворяет собой идею духовной мощи, т.е. идею Просвящения. Именно по этой причине в буддийском дворце Гучун бывшего запретного города, в пекинской резиденции императоров династии Мин и Цинн, – 999 помещений. Такое же количество комнат в буддийском дворце столицы Тибета Лхаса. Магия цифры 9 жива в Китае до сих пор. Так, в начале 2003 года многие китайские газеты рассказали о пекинском миллионере, который презентовал своей возлюбленной 99999 роз, которые ей доставили на нескольких грузовиках.
Жаль, что такое яркое, отшлифованное временем название, как Бишбалта, исчезло с топонимической карты нашего города. Улица в Адмиралтейской слободе, когда-то носившая название Бишбалтинской, наречена Большой.
Поневоле напрашивается вопрос: к чему Казани столь безликое название улицы? Тем более что «Больших» в нашем городе и без того достаточно.
Надо бы городской комиссии по топонимике к 1000-летию Казани исправить эту ошибку.
«Казанские истории», №19-20, 2004 г.