Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Музыкальный портрет безумия

В очередной раз оперная студия Казанской государственной консерватории заставляет говорить о себе как о серьезном творческом коллективе. 25 декабря 2012 года в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева состоялась премьера оперы Гаммы Скупинского «Апостол».

Это уже не первый случай, когда студенты замахиваются на отнюдь не учебные проекты. Вспомним премьеру оперы «Вий» Елены Анисимовой (либретто композитора по повести Н.В. Гоголя), когда впервые в истории кафедры композиции Казанской консерватории осуществилась постановка дипломной работы выпускницы вуза, рок-оперы «Алтын Казан» Эльмира Низамова (либретто Рената Хариса), тоже выпускника консерватории, а также оперу Назиба Жиганова «Алтынчеч» в «интерьере» Казанского Кремля.

Созданная по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Черный монах», это первая из пяти одноактных опер композитора, вошедших в пенталогию «Edge Of Sanity» («На грани безумия»): «Зона» по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», «Вий» по одноименной повести Николая Гоголя, «Выстрел» (рассказ Александра Пушкина) и «Заколдованный портной» по мотивам рассказа Шолома Алейхема. Либретто оперы написано на русском и английском языках профессиональным сценаристом Фридманом и композитором.  

Андрей Васильевич Коврин, магистр, которого именуют большим ученым, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора он решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семеновичем, в имении Борисовка. Егор Семеныч – страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и имеющий в нем немало диковинок.

Однажды Андрей рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Смысл ее в том, что через тысячу лет после первого появления снова должен  явиться на землю Черный монах. После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит этого монаха.

Но пока ничто не предвещает плохого развития событий. Егор Семеныч мечтает выдать Таню замуж за Коврина, чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня неравнодушна к Коврину, ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься. И вот уже их свадьба.

Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Он счастлив. Но он встречается с Черным монахом и подолгу беседует. Он все более убеждается в собственной гениальности, в ницшеанскую идее избранности.

После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает Черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается, понимая, что сходит с ума.

Коврин почти выздоровел. Вместе с Таней он проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Они расстаются. Таня извещает Андрея о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Андрей ясно понимает, что он – посредственность. И снова видит Черного монаха.

  5 июня 2012 года опера  «Апостол» была представлена в казанском кинотеатре «Мир» в формате кинофильма в рамках I Международного фестиваля еврейской музыки. Сообщалось, что незадолго до этого состоялась ее премьера в Лос-Анджелесе. Как рассказал тогда Гамма Скупинский журналистам, современная опера представляет проблему для композиторов: «Меняется уровень воспроизведения звука и его восприятие, растет сила экспрессии и, соответственно, техническая мощность. Мы устанавливаем аппаратуру, как на рок-концертах». Отсюда решение заменить симфонический оркестр компьютером. Певцы используют микрофоны. Нет декораций и сценических костюмов.

По словам композитора, казанская постановка приобретает для него особенное значение. Ведь он провёл свои студенческие годы в стенах Казанской консерватории, которую окончил по классу композиции у профессора А. Лемана, по классу оркестровки – у Н. Жиганова. По нашей информации, Гамма Скупинский предложил этот проект руководству консерватории сам. Скорее всего это случилось в июне, когда он был участником фестиваля еврейской музыки.

 

Режиссером-постановщиком пригласили известного певца, народного артиста Татарстана, в прошлом солиста казанской оперы Эдуарда Трескина. По всей вероятности, учли не только успешную работу одного из учеников Нияза Даутова в области режиссуры, но и его знание западных оперных традиций. Эдуард несколько лет работал в труппе Пражской национальной оперы, много гастролировал по странам Европы. Как он сам признается, постановка поставила перед ним сложные задачи. Во-первых, материал для постановки очень сложный, впрочем, как и оригинал – повесть Чехова, которая перерабатывалась в пьесу и киносценарий неоднократно и воплощалась в театре и на экране не совсем удачно. Хотя играли звёзды – Любшин, Маковецкий…

Повесть была написана Чеховым в Мелихове летом и осенью 1893 года. В июле Чехов сообщил своему покровителю и издателю А.С. Суворину: «Написал я также повестушку в 2 листа «Черный монах». В повести мало действия, много пересказов событий, которые не видит читатель, а на сцене – зритель. И все это не могло не осложнить постановку.

«Это произведение нельзя ставить всерьез – оно слишком депрессивно, нет света, катарсиса», – говорит режиссер-постановщик. Эдуард Трескин нашел оригинальный ключ: гротесковость, фарсовость во взаимоотношениях и положениях. Никто никого не любит, у каждого – только своё дело или идея. У Андрея – это наука, у Егора – сад, у Татьяны – мечта о супружеской жизни. Не хватает сил для других. Так что, приехав в деревню отдохнуть от своей науки, главный герой попадает в своего рода межличностный вакуум, когда все общаются, не слыша друг друга. И это ускоряет наметившийся в городе процесс его безумия.

Режиссер сделал попытку создать некое художественное пространство на сценической площадке. Это и два больших экрана, без которых трудно было бы передать безумие главного героя, и театральный дым, выигрышно оттеняющий некоторые мизансцены. В качестве декораций – четыре дерева, точнее некий намек на них, с живыми яблоками. Оживление в зале вызывали сцены, когда по ходу действия эти яблоки употреблялись по прямому назначению. 

Участники постановки с режиссером и концертмейстером после премьеры

В постановке Э. Трескина изменен финал. И это, пожалуй, единственная оптимистичная нота всего спектакля. Андрей танцует с Черным монахом и видит...  свою жену Татьяну. Можно прочитать это как озарение в последние минуты жизни. Погнался за химерами и не заметил рядом любящего сердца… Увы, в жизни такое случается.

Во-вторых, сложно было увидеть музыку. В ней  почти нет подсказок для сценического воплощения сюжета. Нет лейтмотивов, зато много знакомых цитат. Серьезное затруднение вызывали ансамблевые сцены, сложные для молодых исполнителей – дуэты, трио, а их много в опере «Апостол».

Почти во всех сценах композитор предусмотрел громкое пение, что тоже непросто для певцов. Режиссеру пришлось поломать голову, чтобы совпасть с музыкой. Тем более, что композитор болезненно реагировал на предложения сократить некоторые мотивы. Так появилась свадьба, которой Чехов   отвел пару абзацев.

В-третьих, участники спектакля – еще совсем молодые музыканты, воспитанники оперной студии под руководством профессора Альфии Заппаровой. Как отмечает режиссер, исполнители проделали огромную работу и с ним, и с концертмейстером Екатериной Зарифовой: «Выучить такую сложную музыку – это... я вам скажу. Результатом доволен, певцами очень доволен. Да и их пластическими достижениями тоже» (педагог по актерскому мастерству – Галина Маковская).

Если соотносить работу молодых исполнителей с музыкой, то оценки могут быть самые восторженные. Это ведь еще студенты! И только Игорь Барбаков, исполнитель партии Андрея – выпускник 2012 года. Он учился у Эдуарда Туманского. У него свободы больше и в пении, и в сценическом поведении.

Игорь Барбаков, исполнитель партии Андрея

Очень переживали за своих воспитанников педагоги. У Влады Боровко (Татьяна) – это Галина Ластовка, у Айрата Имашева (Егор Семенович, отец Татьяны) – Мунир Якупов, у Асии Мустафиной (Черный монах) – Зиля Сунгатуллина.

Я спросила у Эдуарда Трескина, что из творческого наследия своего учителя Нияза Даутова он использует в своей режиссерской работе. Он ответил так: «Даутов всегда со мной. И всегда стремлюсь выстраивать психологические отношения героев через реалистически-романтическую пластику. А еще я знаю из его багажа то, что надо любить артистов, с которыми работаешь. И я их полюбил». Конечно, не все в исполнении студентов можно оценить по гамбургскому счету. Не хватает естественности в сценическом поведении, еще напряжен голос. Айрат, находящий немало живых красок для своего Егора Семеновича, никак не может оторваться от палочки дирижера.

Пожалуй, тяжелее всего пришлось Асие. Ее роль – без слов, целиком пластическая. При этом практически нет лица – оно скрыто под капюшоном. Девушка, как могла, оживляла своего героя, и он выглядел не так зловеще, как может показаться по сюжету. Скорее это была прекрасная искусительница…

Осталась за кадром философская основа повести Чехова – закономерный конец гордыни, взявшей верх над человеком. Да и можно ли воплотить ее в одноактной постановке? Опера звучала в сопровождении живого оркестра  «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой.

Специалисты в разговоре со мной высказали в его адрес некоторые претензии. Мне как слушателю мешало то, что оркестр частенько заглушал певцов. А когда слушаешь неизвестную оперу, очень важно понимать, о чем поют на сцене. Но музыканты тоже молоды…

Так что оценки по гамбургскому счету не получается. Но Гамма Скупинский доволен и совсем не жалеет, что доверил премьеру своей оперы казанским студентам. «Они так старались», – заметил он в разговоре со мной после спектакля. В любом случае новая работа оперной студии – это важное событие. И не только в истории Казанской консерватории, но и в культурной жизни Казани в целом. И студентов, и их педагогов можно искренне поздравить!

Фото автора. Прошу прощения за невысокое качество снимков

 Наши справки

 ПЕРСОНАЖИ

Андрей Васильевич Коврин – магистр Егор Семеновыч Песоцкий – известный садовод, бывший опекун и воспитатель Коврина Таня Песоцкая – дочь Егора Семеновича, подруга детства Коврина Чёрный монах – мираж, призрак, видимый Ковриным

 ПОСТАНОВКИ В ТЕАТРЕ И ЭКРАНИЗАЦИИ

1987 – «Чёрный монах» (фильм), режиссёр Иван Дыховичный, директор Николай Гаро, в ролях – Станислав Любшин (Коврин), Петр Фоменко (Песоцкий), Татьяна Друбич (Таня Песоцкая). 1995 – «Сон доктора Чехова» (телеспектакль), режиссёр Сергей Десницкий, автор сценария Татьяна Шах-Азизова, в ролях – Сергей Десницкий, Елена Кондратова, Геннадий Фролов, Елена Миллиоти. 1999 – Московский тюз, режиссёр Кама Гинкас, в ролях Сергей Маковецкий (Коврин), Игорь Ясулович (Чёрный монах), Валерий Баринов (Песоцкий), Юлия Свежакова (Таня Песоцкая).

 КОМПОЗИТОР

Гамма Скупинский – выпускник Казанской консерватории. В студенческие годы  вместе с А. Коганом руководил популярным ВИА «Каравелла» Казанского финансово-экономического института. Тогда же в СКБ «Прометей» КАИ под руководством Булата Галеева занимался вопросами теории и практики светомузыки

Ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин и композитор Гамма Скупинский

По окончании консерватории Скупинский был приглашен в Черновицкую филармонию в качестве музыкального руководителя ансамбля «Червона Рута» (солистка София Ротару) и «Семеричка». Одна из песен Скупинского была выбрана в качестве саундтрека к рекламному ролику Олимпиады-1980, представляющему виды спорта Советского Союза.

Новый этап жизни Г.Скупинского связан с его переездом в США. Гамма поступил на композиторский факультет консерватории в Бостоне, затем продолжил своё образование в Бостонском университете, где посещал классы Пьера Булеза, Джона Кэйджа, Жоржи Лигетти, Джона Адамса, Стива Райха и др. Гамма занимался теорией современных медиаискусств и проблемами искусственного разума в «Media Lab» Массачуссетского технологического института. Получив звание доктора музыки, композитор переехал в Лос-Анджелес для работы в киноиндустрии Голливуда, основал студию «Gamma Soundworks», сотрудничал с известными киностудиями: «Сони Пикчерс», «Кушнер-Локе», «Нью Вэйв». Он создал саундтреки к десяткам фильмов. В 2000 году фильм «Преступники» («Criminals») с музыкой Г. Скупинского попал в десятку лучших фильмов 2000 года. Важной вехой в карьере композитора стала работа по переозвучиванию более 30 фильмов с участием Джеки Чана. Сейчас Гамма Скупинский – владелец оперной антрепризы «The WHOpera». Творческое портфолио композитора содержит 12 симфоний, 3 балета, более десятка опер, 7 струнных квартетов, концерты для различных инструментов, камерные формы, джазовые произведения, аудио-визуальные инсталляции.

Из программки к премьерному спектаклю

 ОПЕРНАЯ СТУДИЯ

Оперная студия Казанской консерватории, созданная в 1993 году, продолжила традиции сценического воспитания певцов, долгие годы формировавшиеся на кафедре оперной подготовки выдающимися мастерами музыкального театра Н.К. Даутовым, И.Э. Шерманом и др.

В становлении оперной студии как нового студенческого творческого коллектива была велика заслуга заведующей кафедрой оперной подготовки С. Н. Жигановой (1990-2000). Спектакли оперной студии осуществляли: дирижеры Ф. Мансуров, В. Васильев, Т. Бабаджанов, Лео Кремер, П. Ландо, Ю. Карпов; режиссеры Э. Трескин, М. Соколов, Р. Фатхуллин; хореограф Т. Иссина; концертмейстеры Л. Пашина, Т. Сергеева, А. Барышникова, А. Лабзина, М. Матусевич, Т. Сафонова.

Силами оперной студии были поставлены оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского (на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля), «Алеко» С. Рахманинова, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Мельничиха» Дж. Паизиелло, «Брачный вексель» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Любовный напиток» Г. Доницетти, оперетта И. Кальмана «Фиалка Монмартра»; сцены из опер «Кармен» Ж. Бизе, «Чио-Чио-сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне была исполнена опера К. Молчанова «Зори здесь тихие...». Спектакли оперной студии неизменно встречают восторженный прием у публики, получают высокую оценку в средствах массовой информации.

В 1997 году при оперной студии создан хор (руководитель – М. Таминдарова (Мударисова). Наряду с участием в оперных постановках хор ведет самостоятельную концертную деятельность. В его репертуаре – образцы русской духовной музыки, произведения татарских композиторов, зарубежная музыка XX века. Хор выступал с симфоническими оркестрами Казанской консерватории, Министерства обороны (под управлением А. Афанасьева), Российским национальным оркестром (под руководством М. Плетнева). В 2003 году хор оперной студии стал лауреатом международного конкурса в Чехии.

С 2004 года художественным руководителем оперной студии является заведующая кафедрой музыкального театра, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор А. Заппарова. С этого времени начинает активно действовать постановочная труппа в составе: зав. труппой Р. Исхаковой, художника Б. Ибрагимова, муз. редактора Н. Хабибуллиной, зав. постановкой В. Лейбова, пом. режиссера В. Лисиной, гримера М. Горшуновой, костюмера Т. Шанталинской, и регулярно ставятся оперные спектакли: К. Молчанов «Зори здесь тихие...» (2005), М. Равель «Дитя и волшебство» (2005), Е. Анисимова «Вий» (2006, 2009), Ш. Гуно «Фауст» (2006), В.Моцарт «Похищение из Сераля» (2006), Г. Перселл «Дидона и Эней» (2007), Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (2007, 2008), В. Моцарт «Свадьба Фигаро» (2008), Дж. Файзи «Башмачки» (2009, 2010, 2011), С. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам» (2010), С. Сайдашев – М.Юдин «Милая Хафиза» (2010), П. Чайковский «Евгений Онегин» (2011), Э. Низамов «Алтын Казан» (2011), Н. Жиганов «Алтынчач» (2011).

Сайт Казанской государственной консерватории

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить