Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шаляпинский фестиваль-2013: опера «Евгений Онегин»

3 февраля в программе XXXI Международного оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина был «Евгений Онегин».

Мы увидели премьеру новой постановки в прошлом году, в рамках юбилейного Шаляпинского фестиваля. «Казанские истории» писали и об истории этой оперы, и о постановке, осуществленной дирижером Михаилом Плетневым и режиссером Михаилом Панджавидзе.

Представляя спектакль 2013 года, Эдуард Трескин напомнил основные события, связанные с историей этой оперы. Он назвал конфликт между Онегиным и Ленским братоубийственным, поставив тем самым пушкинский сюжет, гениально воплощенный в музыке Петром Чайковским, в разряд библейской притчи. И солисту Мариинского театра Владимиру Морозу вполне по силам передать всю трагичность Онегина.

Жизнь наказала его дважды. Он убил друга (Ленского на этот раз играл Сергей Семишкур), потерял Татьяну, которая могла бы стать ему верной спутницей жизни ( Виктория Ястребова). Певец удивительно точно передает состояние своего героя, когда тот узнаёт в светской даме ту самую Татьяну. Из него будто вынули душу - он как-то скукожился, словно прижался к земле.

Все-таки поразительная вещь - актерская пластика. Онегину-Морозу веришь, когда он пытается вернуть Татьяну. Это не минутный каприз, а любовь, вспыхнувшая вдруг, как молния, и заставившая трепетать ранее холодное сердце этого  «денди». Конечно, в образе Онегина меньше ярких красок, чем в образе Ленского. Сцена Ольги и молодого поэта в первом действии динамична, даже искромётна. Онегин  более статичен. Как еще передать холодность и некую отрешенность от жизни, так характерную для этого  героя. Но музыка позволила артисту проявить всю искренность проснувшегося чувства.

Зрители наградили   Владимира Мороза дружными овациями. Впрочем, понравились все. Нельзя не отметить, что в этот вечер мы словно побывали в питерской Мариинке. Большинство исполнителей главных партий: Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, были из Государственного академического Мариинского театра. Московский музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко  в роли Лариной, как и в прошлом году,  представляла Ирина Гелахова.

Спектакль, задуманный Михаилом Панджавидзе в традициях напряженного драматического действа, нашел в их исполнении полное воплощение. Зрители, многих из которых помнят каждую строчку знаменитой поэмы Александра Пушкина, напряженно следили и за ссорой Ленского с Онегиным на балу, и за их дуэлью, и за грустной прощальной сценой Татьяны и Онегина - как будто видели все это в первый раз.

В такие минуты забываешь, что слышишь пение - настолько реальными кажутся взаимоотношения героев, что забываешь всю  условность оперного спектакля. Как и в прошлом году, роль Няни исполнила Лариса Шевченко (она тоже из Мариинки).

Михаила Казакова, солиста Большого театра России и Татарского академического театра имени Мусы Джалиля,  мы снова услышали в партии Гремина. Зал после его арии буквально взорвался овациями. «Свои» певцы все же ближе, чем гости.

Наш театр представлял только Юрий Петров в характерной  роли  Трике. Но спектакль вряд ли бы произвел такое мощное впечатление, если бы не хор нашего театра (главный хормейстер Любовь Дразнина), не артисты балета (художественный руководитель балета Владимир Яковлев).

И последний штрих. Оркестром в этот вечер дирижировал дебютант Шаляпинского фестиваля Айрат Кашаев. Сегодня он живет и работает в Москве, но его вполне можно назвать казанцем.  Айрат родился в Казани  в 1984 году. Окончил с отличием Казанское музыкальное училище имени И.В. Аухадеева (2004 г.), Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Л.З. Конторовича, 2009 г., диплом с отличием) и по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Г.Н. Рождественского, 2012 г., диплом с отличием).

По окончании консерватории был удостоен звания «Лучший выпускник года – 2012». Айрат не впервые встречается с оперой «Евгений Онегин». В сезоне 2011-2012 годов он дирижировал этим спектаклем в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера». Представляя Айрата Кашаева на пресс-конференции, директор театра Рауфаль Мухаметзянов не уточнил, чья это была инициатива - театра или самого музыканта.

Но включение в фестивальную афишу молодых дирижеров (есть еще один экс-казанец - Айрат Ишмуратов, который живет сегодня в Канаде) - явление примечательное.  Конечно, трудно предположить художественный результат. Но ведь не совсем новичков пригласили...

Если судить по информдосье Интернета, лауреат всероссийского конкурса Айрат Кашаев – востребованный дирижер. В качестве приглашенного дирижера работал с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Московским молодежным камерным оркестром, Симфоническим оркестром имени С.В. Рахманинова, Оркестром Центра Павла Слободкина. С 2008 года Айрат Кашаев был главным дирижером Колледжа-театра «Галина Вишневская», где на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской осуществил постановки балетов «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского и «Щелкунчик» П.И. Чайковского, опер «Анна Снегина» В.Г. Агафонникова, «Дидона и Эней» Генри Перселла и «Una cosa rara» Мартин-и-Солера.

С сентября 2011 года Айрат Кашаев – художественный руководитель академического хора колледжа имени Гнесиных Российской Академии музыки имени Гнесиных. В апреле 2012 года этот хор выступал в Большом концертном зале имени С. Сайдашева в рамках 16-й Казанской хоровой ассамблеи. Айрат Кашаев был музыкальным руководителем и дирижером постановки оперы-буфф Гаэтано Доницетти «Колокольчик», осуществленной совместно с Российской академией театрального искусства (ГИТИС) на сцене театра «Геликон-Опера».

28 мая 2012 года он дирижировал первым исполнением этой оперы в Казани. Она была показана во втором отделении концерта Государственного камерного хора РТ под руководством Миляуши Таминдаровой под названием «Знай наших!», состоявшегося на сцене Государственного большого концертного зала имени С.Сайдашева.

В этот вечер казанцы услышали и увидели музыкантов, начавших свой творческий путь в Казани и получивших признание в России и за рубежом. Мнения музыкантов о дебютанте Шаляпинского фестиваля Айрате Кашаеве, которые довелось услышать после «Евгения Онегина», неоднозначные. Но все сошлись на одном определении, которое мало что скажет нам, непосвященным, – «крепкий дирижер».  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить