Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Антология музыки композиторов Республики Татарстан» – повод для оптимизма
- Любовь АГЕЕВА
- 16 февраля 2013 года
23 января 2013 года в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева Государственный симфонический оркестр РТ презентовал «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан».
Среди слушателей концерта была журналист Любовь АГЕЕВА.
Симфонический имидж Казани
После долгого перерыва осуществлена запись сочинений композиторов республики на современный медианоситель. Когда-то это было нормой – из Москвы приезжали специалисты фирмы «Мелодия» - и в свет выходили пластинки с музыкой одного или нескольких авторов. Но последняя такая запись была произведена в 1989 году…
Потом записи и тиражи дисков если и были, то самодеятельные, частного характера, так что говорить о качестве воспроизведения не приходилось.
В данном случае мы имеем дело с высокопрофессиональным качеством на всех стадиях реализации проекта. «То, что сейчас сделано, переведено на язык цифр. Это уже не пропадет. Это наш генофонд, код нашей памяти», – с этим утверждением председателя правления Союза композиторов РТ Рашида Калимуллина нельзя не согласиться. Такой прямой выход на мировую арену позволит композиторам Татарстана заявить о себе всему миру, будет стимулировать их творческие амбиции.
В одной из интернет-публикаций я прочитала, на мой взгляд, точное определение этого проекта: «Антология…» – «результат первого цикла разработки новейшего симфонического имиджа республики». Это замечательно! Ничего не имею против имиджа спортивной столицы, но симфонический имидж Казани мне лично нравится больше.
Если вложиться в наше искусство так же, как в спорт, уверена – в России и за рубежом знали бы не только клубы «Ак барс» и «Рубин». «Антология музыки композиторов Республики Татарстан», презентованная сначала для музыкантов и друзей оркестра, а также для журналистов в виде фрагментов аудиозаписи , а 23 января – в концертной программе для большой аудитории, вселила надежду, что первые 3 диска не будут последними.
Первая презентация медиа-альбома
Безусловно, отсутствие профессиональных записей не стало причиной творческого застоя наших композиторов. Музыка звучала с концертных подмостков, на местных радио– и телеканалах. Однако грамзапись в любых формах – это обращение не столько к сегодняшней, сколько к завтрашней аудитории. Это хорошо видно по содержанию первого диска, в который включены сочинения аксакалов татарской музыки – Назиба Жиганова (фрагментом его симфонии «Сабантуй» открылся концерт), Фасиля Ахметова (1-я часть «Казанской симфонии»), Алмаза Монасыпова (симфоническая поэма «Муса Джалиль»). В этом ряду теперь и рано ушедший от нас Александр Миргородский, оставивший яркий след в музыкальной культуре республики.
Музыка композиторов старшего поколения не так часто исполняется, как хотелось бы, и многие молодые слушатели ее просто не знают. В этом смысле повезло, пожалуй, только Фариду Яруллину, представленному в «Антологии…» двумя фрагментами из балета «Шурале», который время от времени включается в афишу Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля, и любимцу татарской публики Салиху Сайдашеву. Исполнение его «Марша Красной Армии», которым оркестр завершил концерт, вызвало в зале такой прилив патриотизма, что люди встали в едином порыве и долго аплодировали. И при этом не было разницы, кто какой был национальности. Поскольку это сочинение сегодня – своего рода визитная карточка нашей республики. Под нее провожают и встречают поезда на Казанском железнодорожном вокзале.
«Музыкальная история Татарстана богата именами выдающихся композиторов, по праву вошедшими в сокровищницу мировой культуры, и нам особенно важно, чтобы их творческое наследие было достойно представлено на международном уровне», – говорится в обращении к слушателям «Антологии…» Президента республики Рустама Минниханова.
Кстати, если бы не его деятельная поддержка этого проекта и оркестра в целом, не было бы и повода говорить о новом этапе развития музыкальной культуры Татарстана. Композиторы писали сочинения крупных форм, потому что их было кому исполнять. Никто не будет оспаривать тот факт, что наличие хорошей симфонической школы в Казани во многом объясняется существованием оркестра Натана Рахлина и его постоянным интересом к творчеству композиторов Татарстана. Он считал себя призванным служить татарской музыке.
Если Александр Сладковский продолжит эти традиции, мы будем иметь и хороший оркестр, и хорошие сочинения. В симфонических жанрах работали композиторы разных поколений. В «Антологию…» вошли сочинения Масгуды Шамсутдиновой, Резеды Ахияровой, Анатолия Луппова, Рината Еникеева, Шамиля Тимербулатова, Рашида Калимуллина. Эстафетную палочку подхватили молодые авторы – Зульфия Раупова и Елена Анисимова.
Женщин-композиторов авторы проекта представили особо, в отдельном диске. Их сочинения прозвучали в январском концерте.
Напомним – «Антология музыки композиторов Республики Татарстан» записана на лейблах Sony Music Entertainment и RCA Red Seal Records и внесена в каталоги этих всемирно известных компаний, что, несомненно, поможет продвигать ее за рубежом. Правда, для начала хорошо бы сделать ее известной в России.
Как сообщили журналистам, медиа-альбом будет подарен участником казанской Универсиады (Александр Сладковский имеет официальный статус посла этих международных спортивных соревнований). Хотелось бы верить, что молодые спортсмены и их тренеры со всего мира будут рады такому подарку. Но более меня порадовал тот факт, что «Антологию…» получили все слушатели январского концерта в зале имени Салиха Сайдашева. Они-то точно не поставят медиа-альбом на дальнюю полку.
Филипп Нидель подчеркнул, что проект в первую очередь рассчитан на российских слушателей. Сам формат «Антологии…», да еще с таким уникальным наполнением, как симфоническая музыка отдельно взятого региона, – само по себе дело небывалое. Студия B-Shurp намерена небольшими партиями продвигать «Антологию…» и на Западе.
На пресс-конференции перед началом концерта я спросила почетного гостя, художественного руководителя Московской государственной филармонии, композитора Александра Чайковского, что можно сделать для того, чтобы музыка композиторов, живущих за пределами Садового кольца, была лучше известна жителям всей России. Ответ вселил мало энтузиазма. Оказывается, у Союза композиторов страны нет средств, чтобы заниматься пропагандой и просветительством предметно, как это делалось во времена СССР. Так что без государственной поддержки сегодня не обойтись. Как заметил московский композитор, пример Татарстана – тому подтверждение.
«Антология музыки композиторов Татарстана имеет огромное значение не только для татарской, но и для российской музыки в целом, – заявил он. – Особенно сейчас, когда современную музыку записывают мало, да и происходит это не без трудностей». Порадовало то, что все организаторы проекта – и Александр Сладковский, и Ян Хендерсон, и Филипп Нидель – готовы продолжить творческое сотрудничество. Музыки записано еще на один диск. Есть и другие планы, например, проект с записью сочинений Сергея Рахманинова.
Надо сказать, что до начала работы над «Антологией…» наши зарубежные гости вряд ли знали о существовании татарской музыки, но, соприкоснувшись с ней, не могли не оценить ее самобытности. Как заметила Елена Черемных, автор рецензии на сайте ATI-TIMES (обзорно-аналитический проект агентства «Татар-информ»), «механизм попадания любого оркестра на лейблы уровня Sony Music в чем-то сродни сложнейшему альпинистскому маршруту. Рынок звукозаписи строго субординирован. И находить этажи в нем надо уметь. То, что до «Антологии» татарская музыка была представлена только в анонимном этнографическом подкасте world music, говорит само за себя. Погуглите в Интернете, легко убедитесь в этом. С выпуском симфонической панорамы Made in Tatarstan ситуация изменена».
Вот как московский критик оценила реализацию проекта:
«Сейчас, похоже, только в Татарстане реконструируют идею «национальной симфонической традиции». Операция проводится серьезно и грамотно, ни крепкому прошлому татарской музыки, ни гибкому настоящему вреда не нанося. Цель, которую поставил перед собой и своим оркестром Александр Сладковский – «показать татарскую музыку всему миру», достигается кропотливой работой».
Музыка не имеет национальности, но у нее есть национальные корни
В этот вечер в зале активно обсуждался вопрос о списке композиторов, включенных в медиа-альбом. Естественно, есть другие авторы, чьи сочинения представляют не меньший интерес для слушателей, например, Александр Ключарев, Рустем Яхин, Леонид Любовский и другие.
Мне кажется, было бы интересно иметь представление о композиторе Ильдусе Якубове, авторе 12 симфоний. Не совсем справедливо представлять творчество композиторов РТ без Альберта Лемана, стоявшего у истоков профессиональной симфонической музыки республики. Но надо понимать, что у проекта были заданные временные рамки. Уж если в медиа-альбоме не представлено творчество Софьи Губайдуллиной, которая занимает в культурном имидже Татарстана особое место, то у создателей проекта не было задачи сделать из «Антологии…» своего рода доску почета. Так что будем слушать пока то, что записано.
Однако хотелось бы верить, что будут другие проекты – коллективные и авторские. Как это практиковалось в советские времена. Я не музыковед и не рискну оценивать сочинения, включенные в медиа-альбом, с точки зрения качества. Ограничусь некоторыми суждениями простого слушателя.
Уже как-то писала о том, что судьбы музыкальных сочинений неисповедимы, и порой их популярность больше связана с частотой звучания, чем с художественным значением. Но когда имеешь возможность слушать и то, и другое, то невольно возникает мысль о том, что наши композиторы, как минимум, не хуже, чем московские или питерские. Палитра красок, которую мы имели возможность наблюдать на концерте 23 января, поражает. Уважение к традициям татарской национальной музыки – и одновременно использование всего богатства музыкального инструментария. Цитирование фольклора – и оригинальный, свежий взгляд на возможности современной музыки, что особенно ярко прозвучало в сочинениях молодых композиторов.
И наконец, самое оригинальное, что наблюдаешь в творчестве композиторов республики –интернациональный характер музыки. Чувашский композитор Анатолий Луппов пишет «Татарское каприччио», русский Александр Миргородский создает Фантазию на темы Салиха Сайдашева. Масгуда Шамсутдинова, известная своим интересом к древним баитам, не может не испытывать влияние американской музыкальной культуры, поскольку уже многие годы живет в США. Более всего в этом смысле красок имеет в своей творческой палитре Елена Анисимова: симфоническую фантазию на удмуртские напевы написала русский композитор, воспитанный на лучших традициях татарской композиторской школы.
Стремление к некоей национальной ограниченности, характерное для первого постсоветского десятилетия, кажется, преодолено безвозвратно. Ушли в прошлое и дискуссии об ограниченных возможностях пентатоники. Современные татарские композиторы обращаются к выразительным краскам самых разных музыкальных культур, не теряя при этом глубинных корней. Правда, в творчестве молодых композиторов это проявляется уже не так явно, как, скажем, у Назиба Жиганова.
Всегда полезно сравнить сравнимое. В этом смысле интересно было услышать в одном концерте два сочинения о татарском празднике «Сабантуй». И дело не только в том, что мы получили представление о двух ярких индивидуальностях – Анатолии Луппове и Назибе Жиганов. Такое соседство позволяет даже непосвященным видеть, что есть музыка – яркие впечатления от главного праздника татар – у одного и философские размышления о родном народе – у другого.
Органично вошел в концерт (не уверена в этом, когда речь идет об «Антологии…») фрагмент из оперы московского композитора Александра Чайковского «Сказание о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» – «Стан Тамерлана». Александр Сладковский назвал это сочинение визитной карточкой Государственного оркестра РТ. Он знает, что говорит. Это было интересное музыкальное впечатление. Оркестр, если можно так сказать, дышал полной грудью. Характерное для Александра Сладковского пристрастие к фортиссимо получило хорошую подпитку в музыкальном материале, что держало слушателей в постоянном напряжении. Энергия музыкантов передалась зрительному залу, и слушатели вознаградили нашего гостя продолжительными аплодисментами.
Рук в этот вечер вообще не жалели. После каждого сочинения композиторы выходили на сцену и буквально купались в слушательской приязни. Женщин встретили вообще восторженно. Жаль, фото получилось не очень качественное.
Они вышли втроем – Резеда Ахиярова (исполнялась Симфоническая поэма «Монлы Сазым»), Зульфия Раупова (Симфоническая картина «Золотой Храм») и Елена Анисимова (Симфоническая фантазия «Шудон Гур» («Игровая»). А после исполнения финала Симфонии № 5 до мажор «Женский лик победы» Шамиля Тимербулатова на глазах у многих заблестели слезы.
Дойти до широкого слушателя
В эти минуты хотелось благодарить не только композиторов, но и музыкантов, дирижера. Оркестр играл с большим вдохновением. Сопоставляя запись с живым звучанием, вспоминая другие концерты оркестра, можно с уверенностью сказать, что высокий уровень коллектива под управлением Александра Сладковского – явление постоянное. То, что Юрий Башмет пригласил наших музыкантов на свой юбилейный концерт (мы видели его 24 января в прямом эфире по телевидению) говорит о многом.
Приведу отзывы с сайта оркестра, оставленные сразу после этого концерта:
Михаил Белов: «браво за вчерашнее выступление! Вы произвели фурор)»;
Павел Умяров: «снимаю шляпу. Молодцы, вы были гвоздём программы, браво! Порвали Москву, как Тамерлан Тахтамыша)))».
Святослав Белза, начиная концерт-презентацию, сообщил, что, по мнению экспертов газеты «Музыкальное обозрение», Государственный симфонический оркестр РТ вошел в первую группу рейтинга симфонических оркестров России. В обзор газеты по итогам 2012 года вошли 44 оркестра. Наш оркестр оказался на четвертом месте, пропустив в группе региональных коллективов только Уральский и Новосибирский оркестры. Газета писала, что коллектив из Казани «показал чудеса менеджмента, стремительного и качественного роста во всех отношениях: творческом, юридическом, организационном».
Наш симфонический оркестр, как любой творческий коллектив, переживал разные времена. Были в его истории и взлеты, и падения. В последние годы, когда Фуат Мансуров был болен, и после его ухода, любой концерт мог стать последним. Ходили слухи, что оркестр распустят. Не секрет, что содержание такого огромного коллектива – дело затратное.
С приходом в 2010 году Александра Сладковского ситуация поменялась коренным образом. Более подробно об этом смотрите в другой публикации «Казанских историй».
Опять же не рискну давать оценки оркестру, предоставлю это право специалистам, воспользовавшись личными диалогами и мнениями, записанными Люцией Камаловой (газета "Татар иле"). В рецензии Елены Черемных я нашла мнение Филиппа Ниделя, который отметил важность исполнения, что называется, на языке оригинала:
«Если компания хочет записать музыку, скажем, русского автора, у нее, конечно, есть возможность сделать это с каким-то западным оркестром. Но есть риск, что исчезнет некая сердцевина, некий смысл, воспитанный именно русской музыкальной традицией. Та же самая ситуация и с татарской музыкой в исполнении Татарского симфонического оркестра: здесь своя ментальность, свой звук, даже свои правила рассадки. В записях все это оборачивается особенным, ни с чем не сравнимым качеством».
Как отметила Елена Анисимова, симфоническая музыка – это непростой жанр, и благодаря прекрасному исполнению она может дойти до широкого слушателя, войти в его жизнь, наполнив ее особым смыслом. Очень высоко оценила работу симфонического оркестра Резеда Ахиярова. Свою Симфоническую поэму «Монлы Сазым» она слышала в разном исполнении, но более всего ее удовлетворило сотворчество с Александром Сладковским. Кстати, композитор узнала, что ее сочинение включено в «Антологию…», когда у нее запросили ноты. В репетициях, как другие коллеги, не участвовала, но прочтением своего сочинения удовлетворена в полной мере. А более всего ее поразила та бережность, с какой оно интерпретировано. Композитор еще ни разу не слышала соло курая, записанное в партитуре, а в «Антологии…» звучит именно этот инструмент. Резеда Ахиярова особо отметила, что совершенно по-другому восприняла хорошо известные сочинения своих коллег. Об этом же говорил Шамиль Тимербулатов. Анатолий Луппов отметил, что он не столько радуется тому, что представлен в медиа-альбоме, сколько тому, что наш симфонический оркестр достиг такого высокого уровня профессионализма.
Я поинтересовалась мнением Леонида Любовского и услышала много добрых слов об оркестре. Композитор работает со многими симфоническими коллективами. Так, недавно его сочинения исполнялись во Львове. По его мнению, наш коллектив не хуже любого академического оркестра – прекрасные инструменты, очень хороший звук, есть ансамбль, что очень важно для любого оркестра, хорошо звучат все оркестровые группы. Конечно, слышала я и некоторые критические высказывания. Как говорится, нет предела совершенству. Но в целом все выражали удовлетворение по поводу того, что в Казани снова есть высокопрофессиональный симфонический оркестр и что его творческий лидер Александр Сладковский всерьез намерен расширить слушательскую аудиторию классической музыки, приучить молодежь воспринимать симфонические сочинения. Хотя бы композиторов своей республики. Из чувства патриотизма. И тогда «Марш Красной Армии» будет вызывать не только эстетические чувства. А со временем придет интерес и к музыке, и к ее авторам.