Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Белая сирень» в Казани в третий раз

6 июля 2013 года Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан открыл третий фестиваль «Белая сирень», посвященный Сергею Рахманинову.

Композитор дважды бывал в Казани (в 1910 и 1916 годах) с инспекцией музыкальных заведений, выступал в колонном зале Дворянского собрания. Он был дружен с нашим земляком Федором Шаляпиным. По одной из версий род Рахманиновых имеет татарские корни.

Как известно, «Белая сирень» – проект, задуманный художественным руководителем и главным дирижером оркестра Александром Сладковским, был поддержан внуком композитора Александром Рахманиновым-Конюс. В мае 2011 года Александр Борисович был почетным гостем первого фестиваля  и выразил желание стать почетным президентом этого музыкального праздника. В 2011 году удалось установить мемориальную доску на здании Ратуши (бывшее Дворянское Собрание) на площади Свободы и заложить на площади аллею белой сирени.

Александр Борисович принял экспертное участие в составлении программы второго фестиваля, который состоялся в 2012 году, и приезжал на его концерты.  В его честь в первый день третьего фестиваля прозвучал рахманиновский Концерт для фортепиано с оркестром №3 – любимое сочинение Александра Борисовича, скончавшегося в 2012 году.

Перед концертом с журналистами пообщались Александр Сладковский и два именитых гостя фестиваля – хорошо знакомый казанцам пианист Денис Мацуев и всемирно известный дирижер Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Как оказалось, они знакомы уже много лет. Когда-то Мацуев играл в один вечер три концерта Чайковского с оркестром Федосеева, а за дирижерским пультом тогда стоял Сладковский.

– Пригласить Владимира Ивановича в Казань – это была моя давняя мечта, – сказал Сладковский. – Чтобы такой мастер поработал с нашим оркестром! Польза для музыкантов огромная.

В первый фестивальный день Федоссев присутствовал на концерте как обычный зритель. Слушатели, узнав, что он в зале, приветствовали его бурными аплодисментами.

Федосеев займет место за дирижерским пультом 10 июля. В этот день будут звучать Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор Скрябина и Симфония № 2 ми минор Рахманинова. Вместе с Федосеевым выступит пианист Андрей Коробейников.

Сладковский в разговоре с журналистами отметил, что фестиваль в нынешнем году благодаря таким именитым гостям «решительно двинулся вперед». Владимир Федосеев, который, кстати, впервые в Казани, отметил, что руководство города понимает, что такое культура и духовность.

Во время антракта прошла автограф-сессия Сладковского и Мацуева в холле концертного зала, и очень многие казанцы и наши гости воспользовались возможностью получить их автограф. Кстати, гостей в зале было много, в том числе иностранцев. А потому сочинения в этот вечер представляли на двух языках – русском и английском.

В нынешнем году в программу фестиваля включены не только сочинения Сергея Рахманинова. В концерте первого дня была исполнена Симфония № 2 си минор («Богатырская») Александра Бородина.

В исполнении оркестра и Мацуева прозвучал Концерт № 3 Рахманинова для фортепиано с оркестром ре минор. Сверх программы были исполнены «Славянский марш» Петра Чайковского и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Первое – вначале, пока Мацуев готовился выйти на сцену после общения с журналистами, второе – на бис, когда публика никак не хотела отпускать оркестр с дирижером со сцены.

Как пишут специалисты в области музыки, имя народного артиста Российской Федерации (2011), лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2009) Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций.

У пианиста особое отношение к Рахманинову. Вот как он определил его сам: «Рахманинову я посвятил значительную часть своей жизни, безусловно, для меня это знаковая фигура: огромное счастье играть... да любую его музыку! Причем, чувствуя это особое ностальгическое состояние, этот высокий романтизм (цитируется по газете «Московский комсомолец»).

По мнению Александра Рахманинова, Мацуев один из лучших исполнителей музыки Рахманинова в мире. Это мнение разделяет и Сладковский: «Это единственный в мире исполнитель, который соответствует фактуре и размаху рахманиновского письма. При всем уважении к другим замечательным пианистам, Денис обладает необычайным диапазоном технологических возможностей, ярко проявляющихся именно при игре Сергея Васильевича – от тончайших кружев, сплетений, инкрустаций до невероятного фортиссимо – фортиссимо, перекрывающего звук целого оркестра. Ничего подобного я в своей жизни не слышал, а опыт у меня немалый...»

Весной 2007 года увидел свет сольный альбом, ставший своего рода вехой в творчестве музыканта, – «Неизвестный Рахманинов». Запись неизвестных сочинений Рахманинова была сделана на рояле композитора в Швейцарии. Мацуев играет Рахманинова в России и за рубежом. Как сообщил пианист корреспонденту «Московский комсомолец», программу, которую составили Второй и Третий концерты, он сыграл в 15 столицах мира.

В марте 2009 года Денис Мацуев, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра осуществили запись сочинений Рахманинова на новом рекорд-лейбле Mariinsky.

Нельзя не отметить, что к третьему фестивалю «Белая сирень» наш оркестр также добавил запись в рахманиновскую дискографию: на диске «Просветление», презентованном публике не так давно, записана симфоническая поэма «Остров мертвых».

«Я не мог не согласиться приехать в Казань в июле по ряду причин, – сказал Мацуев. – Во-первых, меня пригласил Саша Сладковский, во-вторых, это фестиваль Рахманинова. Кроме того, открытие Универсиады – событие для меня очень важное, потому что я человек спортивный и горжусь тем, что происходит в нашем спорте».

Журналисты уже знали, что Мацуев будет в числе тех, кому поручен вынос флага Международной федерации студенческого спорта на церемонии открытия Универсиады. Коллега поинтересовалась, как он относится к этому поручению. «Кроссовки вот новые купил, – начал он шутливо. И добавил уже серьезно: «Ощущение странное: я никогда не волнуюсь перед концертом… Я выполню это поручение с большим воодушевлением». И снова перешел на шутку: «Но сначала сыграю третий концерт Рахманинова…»

Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В абонементе вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья. Из красочного буклета, изданного к фестивалю, мы узнали, что новая встреча Мацуева с казанцами произойдет совсем скоро, в октябре. В программу 48-го концертного сезона Государственного симфонического оркестра РТ включен музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей».

Отвечая на вопрос, как Мацуев относится к казанской публике, пианист отметил, что публика в Казани замечательная. Однако это еще более усиливает его ответственность за выступления здесь. «Публика в Казани любимая, «намоленная», – сказал он. – Я встречаюсь с ней уже лет 12-13, и с каждым приездом поражаюсь уникальности этой аудитории».

Музыкант особо отметил, что публика помолодела. Он обратил внимание на своеобразие каждого фестиваля, а в целом определил программу как «теплую, утонченную».

В программе третьего фестиваля «Белая сирень» будет еще одно событие, которое можно связать с нашим именитым гостем. 13 июля на сцене Государственного концертного зала имени С. Сайдашева впервые выступит Молодежный симфонический оркестр РТ, в составе которого учащиеся музыкальных школ Казани (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РТ Светлана Лось).

Оказывается, Сладковского вдохновил пример Мацуева, который способствовал созданию такого оркестра в Иркутске. Он успешно существует несколько лет и уже выезжает на большие гастроли, например, в США.

Кстати, в Иркутске Мацуев родился¸ и он много делает для своего родного города. Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, пианист считает своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно в России, чтобы расширять слушательскую аудиторию классической музыки.

Будем надеяться, что со временем это будет всеобщей тенденцией. Мацуев является членом Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, и у него есть возможность влиять на ситуацию.

Сладковский так прокомментировал рождение нового симфонического коллектива в Казани: надо растить новые поколения музыкантов, чтобы в симфонических оркестрах не было дефицита кадров; надо успеть, пока в музыкальных школах есть опытные педагоги.

Не будет лишним добавить здесь, что на концерт в июне прошлого года Мацуев привез с собой в Казань профессоров Московской консерватории, которые прослушали здесь талантливых детей и взяли их на заметку. Не исключено, что самые одаренные будут заниматься дальше под присмотром фонда «Новые имена», который возглавляет пианист.

Анализировать выступление оркестра и Мацуева – дело музыковедов. Я могу выразить свое впечатление только одним словом – «восторг» и пожалеть себя за то, что не слушала Рахманинова в исполнении Мацуева раньше.

Концерт закончился на таком крещендо, какого видеть еще не приходилось. Оркестр завершил программу своим коронным номером – фрагментом из оперы «Сказание о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского. Сладковский в этот момент дирижировал не только оркестром, но и зрительным залом, который сопровождал игру оркестра дружными аплодисментами. Овации после этого были такой силы, что их могли слышать за пределами концертного зала.

Дирижер не зря считает «Стан Тамерлана» визитной карточкой оркестра.

Концерт завершился рано, но впереди был вечер, почти у всех расписанный по минутам. Федосеев и Мацуев были гостями торжественного открытия Универсиады, музыкантам во главе со Сладковским предстояло там работать. Ну а многие зрители перемещались в кресла нового стадиона «Казань-Арена», чтобы увидеть это открытие не с экрана 

ПОСТСКРИПТУМ:

В день закрытия фестиваля, 13 июля, Государственный симфонический оркестр Татарстана представит казанским меломанам известного британского пианиста Фредерика Кемпфа, который исполнит Четвертый концерт Рахманинова.

Публика сможет оценить на фестивале новое приобретение оркестра – старинные инструменты XVIII-XIX веков из итальянской Кремоны. Три скрипки и контрабас доставили в Казань накануне, сообщает пресс-cлужба Государственного симфонического оркестра Татарстана.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить