Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Выставка «Связь времен» открылась в Казани

12 июня 2013 года в центре «Эрмитаж – Казань» открылась выставка «Связь времен», на которой экспонируется 120 картин двенадцати мастеров ленинградской-петербургской школы живописи.

Все выступавшие отметили, что это событие произошло в День России и стало одним из значимых событий нового российского праздника.

Бизнес – искусству и казанцам

Церемонию открыла директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, которая отметила, что проект «Связь времен» – явление не случайное. История тесных связей двух городов – Петербурга и Казани – уходит в глубь веков, когда новую российскую столицу строили посланцы с Волги, во времена Петра I, создавшего в Казани адмиралтейство. В 2002 году Государственный Эрмитаж открыл в нашем городе свой выставочный зал, который позволяет казанцам знакомиться с богатейшими коллекциями питерского музея. Новый импульс взаимодействие получило во время подготовки двух городов к своим юбилеям. К 1000-летию Казани питерцы благоустроили улицу Свердлова, которая получила после этого новое название.

И вот новый проект, который впишет в историю сотрудничества новую главу. Причем проект знаменательный. Поскольку состоялся он благодаря инициативе бизнеса, что не так часто случается в современной России. Экспозиция мастеров живописи приурочена к одной из крупнейших в России конференций в области информационных технологий и информационной безопасности – IT&Security Forum 2013, которая открывается в Казани 13 июня. Она стала подарком казанцам от организатора «айтишной» конференции – компании «ICL-КПО ВС».

Участников церемонии открытия выставки приветствовали два генеральных директора – ООО «Газинформсервис» Валерий Пустарнаков и ОАО «ICL-КПО ВС» Виктор Дьячков. Они скромно умолчали о затратах, которые понесли предприятия на организацию выставки, а они, судя по всему, немалые и никак не окупятся. Посещение выставки бесплатное. Бесплатный каталог, изданный в Санкт-Петербурге, в котором даны краткие биографии всех художников и представлены все экспонируемые полотна.

«Очень хочется, чтобы эту выставку посетили как можно больше жителей и гостей Казани, приводили сюда детей и внуков. Если хотя бы в нескольких детских душах зародится интерес к настоящему искусству, тогда мы будем считать, что наша цель достигнута», – заявил Валерий Пустарнаков. Он уверен, что социальная ответственность бизнеса – это не просто слова, а реальный вклад бизнеса в социальную сферу, в культуру.

Нелишне заметить, что ученым и практикам сферы новых информационных технологий полезно познакомиться с художественной выставкой. Эстетические впечатления благотворно сказываются на любом виде творческой деятельности.

«В этот раз помимо новостей из области информационных технологий мы представляем участникам конференции эту выставку, – сказал Виктор Дьячков. – Сама идея принадлежит генеральному директору ООО «Газинформсервис» Валерию Пустарнакову, и я выражаю ему глубокую признательность за это. Наше скромное участие заключалось в том, чтобы организовать выставку в Казани.

Виктор Дьячков поблагодарил работников центра «Эрмитаж – Казань», подготовивших экспозицию, подчеркнул, что такие инициативы ICL-КПО ВС будет поддерживать и впредь.

Первое интервью дает Екатерина Сапогова

Как оказалось, для «Газинформсервиса» это уже третья такая выставка. Она подготовлена за рекордно короткий срок – два месяца. Все художники, которым были сделаны предложения об участии в проекте, от него не отказались.

Художественный руководитель и автор проекта – искусствовед Екатерина Сапогова. В своем приветственном слове она подчеркнула значение реалистического искусства, напомнив, что его еще называют «здоровым искусством». Художник творит без расчета на признание и материальную выгоду. Он выражает на холсте то, что почувствовал сердцем, а потому его картины не могут не трогать души людей.

Первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, продолжая тему меценатства, напомнила собравшимся об извечном споре – о том, что первично, экономика или культура? Ирада Аюпова заметила, что если в истории и остаются имена бизнесменов, то чаще всего за их вклад в культуру и искусство.

После приветственных слов почетные гости перерезали традиционную красную ленту – и выставка открылась официально. Ее первыми посетителями стали журналисты и участники конференции.

Чтобы не распалась связь времен…

Художники Геннадий Бернадский, Василий Борисенков, Василий Братанюк, Иван Варичев, Олег Гадалов, Николай Галахов, Николай Репин, Маргарита Рубан, Иван Савенко, Борис Семенов, Сергей Смирнов, Олег Тенев представляют живопись реалистического направления. Название выставки заставляет вспомнить пушкинское «Распалась связь времен». Ее организаторы восстанавливают эту связь, напоминая нам не только вторую половину XIX века, времена русских художников-передвижников, но и более поздний, советский, период, когда реалистическое направление имело государственную поддержку.

Иван Варичев. Осенняя пора. Эта картина удивила: отблеск солнца был столь ярок, что подумалось - это свет из окна. К сожалению, в каталоге этой работы нет. Пришлось примириться с отражением люстры выставочного зала

Новые времена сделали более востребованными другие жанры и стили. Однако многие художники продолжают развивать традиции русской реалистической живописи. У них более скромные возможности для экспонирования, для издания красочных каталогов, хотя в целом их искусство востребовано. Картины питерских художников закупаются музеями и галереями нашей страны, они довольно широко представлены в частных коллекциях многих стран. Но это не гарантирует известности творцов в широкой аудитории.

В этом смысле трудно переоценить роль организаторов выставки «Связь времен», которые, не ставя перед собой коммерческих целей, задумали чисто просветительский проект, надеясь, что в центр «Эрмитаж – Казань» придут не только ценители изобразительного искусства, но и люди, мало сведущие в живописи. Придут сами, приведут своих детей, внуков. Чтобы не распалась связь времен…

В экспозиции представлены не только работы последних десятилетий, но и полотна второй половины прошлого века, что позволяет видеть ленинградскую школу живописи в развитии.

На выставке есть жанровые полотна, но их очень мало («Чапаевцы», Борис Семенов).

Почти не представлены традиционные портреты. Исключений немного: портрет Пушкина (Н. Репин), портрет барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, безумянные образы детей. Цесаревич Алексей Николаевич изображен на корабле (В. Братанюк), поэт М. Лермонтов на Машуке (Б. Семенов).

В этом смысле выделяется творчество Василия Братанюка. Не только тем, что у него как раз в основном портреты, причем именные.

Он рисует артистов балета: в балетном классе, на репетиции, на спектакле, в кулисах. На полотнах народная артистка СССР Т. Комлева, народные артистки России Майя Плисецкая и Светлана Захарова, всемирно известный Рудольф Нуриев и молодые танцовщицы – выпускницы Академии имени Л.Я. Вагановой.

Солистка Театра Бориса Эйфмана Наталья Поворознюк позировала художнику несколько раз.

Она присутствовала на церемонии открытия выставки, поскольку находится в Казани, где родилась и где живут ее родители. Она отметила, что художник умеет представить балетное искусство и как каждодневный труд, и как светлый праздник. В 2000 году он получил Гран-при на выставке «Балет глазами художника».

Как оказалось, балетом Василий Братанюк заинтересовался очень рано: когда ему было 7 лет, он увлекся юной балериной. Он родился в 1964 году на Украине, учился в Одесском художественном училище имени Грекова и Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Широко представлены в экспозиции натюрморты, чаще – цветы (М. Рубан, О. Тюняев). Много пейзажей, городских и сельских. В них столько щемящей любви к родной земле, к ее просторам, к облакам, маленькой речке, к размытой весенним дождем дороге, к отжившей натуре – деревенским домам (В. Борисенко), поленнице дров (М. Рубан), бескрайним полям (И. Савенко). Очень много лошадей (И. Варичев).

Иван Варичев. Кони возле мельницы

Как это ни странно, мало питерских пейзажей. В основном это знаковые места: Мойка, Летний сад и Старая Ладога (Н. Репин), Мариинка (Б. Семенов), Павловский дворец, Адмиралтейство (Н. Галахов), Арсенал в Александровском парке (О. Гадалов),. Возможно, потому, что жизнь большого города с двумя разными названиями – Ленинград и Петербург – трудно объединить в одном художественном образе.

 

Николай Галахов. Адмиралтейство.

А может, потому, что представление о Родине, большой и малой, лучше выражается в российских пейзажах с березками (И. Варичев), проселочными дорогами, лесными полянами и даже деревенской банькой (О. Галадов). На картинах запечатлены Ангара (С. Смирнов), гора Аю-Даг (М. Рубан), мыс Айя (О. Теняев), реки Десна (М. Рубан) и Енисей (О. Гадалов).

Нельзя не обратить внимания на картины Николая Галахова. Художник родился в Казани в 1928 году, он выпускник Казанского художественного училища (1942-1947) и Института им. И. Е. Репина (мастерская Р. Френца). Как указывается в каталоге, Николай Галахов – известный мастер в жанре пейзажа. Почти на всех его картинах, представленных в казанской экспозиции, изображена вода, а 5 картин имеют в названии слово «Волга».

Выставка «Связь времен» будет открыта для всех желающих с 13 июня по 10 июля.  

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить