Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Помним тех, кто был до нас
- Любовь АГЕЕВА
- 26 сентября 2013 года
25 и 26 сентября 2013 года в Казанской государственной консерватории отмечали 100-летний юбилей одного из основателей теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории Якова Моисеевича Гиршмана.
Как сообщалось в официальном пресс-релизе консерватории, история любого высшего музыкального учебного заведения – это, в первую очередь, история личностей, которые стояли у его истоков. Именно эти люди в свое время закладывали основы образования и во многом определяли векторы развития вуза. Казанская консерватория бережно хранит память о выдающихся педагогах, которые повлияли на становление каждого из ее факультетов.
К их числу, несомненно, относится Яков Гиршман. Теоретическое образование в этом вузе складывалось во многом под его влиянием. Начав работу в 1947 году, сразу после окончания Московской консерватории, он проработал в Казани вплоть до своей кончины в 1990 году.
Юбилею профессора была посвящена международная научно-практическая конференция «Ладовые коммуникации в евразийском пространстве», которая работала 2 дня. Конференция была связана, в основном, с той проблематикой, которую всегда затрагивал в своих работах Гиршман – пентатоникой и другими ладовыми системами, на которых базируется музыка евразийского пространства. Доклады касались и вопросов более широкого плана, демонстрируя широкий спектр исследовательских интересов его учеников.
Участников конференции приветствовал Рубин Абдуллин, ректор Казанской консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова. Первый доклад на тему «Яков Моисеевич Гиршман – личность, педагог, ученый, музыкант» сделал Александр Маклыгин, проректор Казанской консерватории по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой теории музыки и композиции. Среди докладчиков на пленарном заседании были Лариса Бражник, профессор Казанской консерватории («Теория пентатоники в трудах Я.М. Гиршмана»), Танзиля Алмазова, доцент Казанской консерватории («Труды Я.М. Гиршмана в историографии татарской музыки») и Галия Мухтарова, преподаватель Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева («Татарская музыка в трудах Я.М. Гиршмана»).
Среди участников конференции – Лариса Казанская из Санкт-Петербурга, Тамила Джани-Заде и Татьяна Старостина из Москвы,Имина Алиева из Баку,Лидия Дашиева из Улан-Удэ, Галина Коломиец из Оренбурга, Анна Алябьева из Краснодара, Азамат Хасаншин и Галия Баязитова из Уфы, Аясмаа Монгуш из Кызыла (Тува), Татьяна Казанцева из Новосибирска,Эльмира Каюмова, Надежда Шириева и Вадим Дулат-Алеев из Казани, Резеда Хайдарова из Набережных Челнов.
Два докладчика приехали из Китая. Пэн Чэн из Университета г. Линьи сделал доклад на тему «Традиционные и новаторские лады в настройке китайского музыкального инструмента чжэн», Цуй Сян из Академии искусствоведения Китая – на тему «Теория гаммы в музыке древнего Китая».
Участники конференции на концерте
К конференции была организована выставка научных трудов Якова Моисеевича.
Темы докладов касались особенностей пентатоники самых разных народов, подтверждая вывод, к которому пришли в Казани еще в 1948 году, на первой научно-практической конференции, посвященной этой проблеме: пентатоника – не примитив, характерный для древней стадии развития музыкального мышления, а музыкальный лад с богатыми выразительными возможностями, которые позволяют не только сохранять народные традиции, но и разнообразить современные музыкальные средства.
Яков Моисеевич Гиршман был среди организаторов той конференции. Конференции по пентатонике проводились в Казанской консерватории и позднее – в 1958 и 1973 годах. И всегда с участием представителей других российских регионов и стран пентатонной зоны.
Большой вклад ученый внес в изучение татарской музыки. Ему принадлежат исследования творчества Назиба Жиганова и Салиха Сайдашева. Целый ряд трудов и энциклопедических статей Гиршмана посвящены пентатонике и истории музыкальной культуры советской Татарии.
Яков Гиршман известен своими работами по западноевропейской и отечественной музыке, по анализу музыкальных произведений. Им создан очерк музыкальный приношений И.С. Баху с его символической звуковой монограммой («B-A-C-H»).
Дочь ученого Любовь Гиршман издала эту важную работу и подарила зрителям праздничного концерта, который состоялся во второй половине дня 26 сентября в органном зале консерватории.
Помимо исследовательской деятельности, Яков Моисеевич плодотворно работал как педагог. Многие выпускники его класса – а их более 90 – сегодня продолжают работать в науке и музыкальном образовании в разных городах и странах. Среди них немало докторов и кандидатов наук, профессоров. Это Ч.Н. Бахтиярова, Г.М. Кантор, И.Ю. Харкеевич, М.Н. Нигмедзянов, Ю.А. Илюхин, Л.В. Бражник, C.И. Раимова, Р.А. Чуракова, В.Н. Бацун, Ю.Н. Исанбет, Л.В. Казанская, А.Л. Маклыгин, Г.Р. Сайфуллина и др.
В рамках форума на доме по адресу: улица Шмидта, 37, где жила семья Якова Гиршмана с 1959 по 1990 годы, была торжественно открыта мемориальная доска.
Любовь Гиршман
Юбилейный концерт получился какой-то домашний, трогательный своей искренностью. Может, потому, что в зале собрались в основном те, кто знал Якова Моисеевича лично, а те, кто выступал, учатся у его учеников. Может, потому, что завершал концерт внук известного казанского ученого, названный в честь деда – Яков Зотов. Молодой музыкант сейчас живет в Германии, но приехал с матерью и отцом, известным казанским фотожурналистом Владимиром Зотовым, специально на юбилей.
Встречали его тепло, если не сказать восторженно. У многих на глазах появились слезы восторга. Такой роскошный подарок к 100-летию деда!
Играл Яков и в самом деле великолепно. Публика была взыскательной, сплошь профессионалы, но они оценили и хорошую технику, и способность импровизировать, и великолепную память – все три сложных сочинения – "Арабеска C-dur" Шумана, "Прелюдия c-moll" Рахманинова и "Риголетто. Парафраз" Листа – он сыграл на память.
В концерте прозвучали произведения, которые Яков Моисеевич изучал и которые любил. Правда, как отметил ведущий концерта Александр Маклыгин, очень часто это одно и то же.
Как выяснилось, самым любимым его сочинением был Концерт для голоса Глиэра (I часть исполнила Гульнара Мурзиева в сопровождении Татьяны Железных). А начался концерт с двух фуг на тему B-A-C-H Шумана, которые исполнила Антонина Воронина.
Однако значительная часть концерта была отдана татарской музыке. Ильгиз Закиев проникновенно спел татарскую народную песню «Урман» (надо бы запомнить его фамилию – многообещающий певец). Вальс Сайдашева прозвучал необычно – соло на кларнете исполнил Петр Чередниченко), а Танец из балета «Зюгра» Жиганова –в исполнении Марии Беговатовой на саксофоне.
Сорвал овации аксакал татарской музыки скрипач Марат Ахметов. Он исполнил «Романс» Ключарева и «Танец джигитов» Лемана, предварив свое выступление замечанием о том, что большой вклад в историю татарской музыки внесли русский Ключарев и немец Леман.
Думается, этот ряд по праву продолжает и юбиляр – Яков Моисеевич Гиршман, еврей, всю жизнь посвятивший татарскому искусству.
Фото Владимира Зотова