Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фестиваль «Соncordia» в третий раз
- 08 ноября 2013 года
6 ноября 2013 года Государственный симфонический оркестр Татарстана в третий раз пригласил казанцев на фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Соncordia».
III Международный фестиваль «Сoncordia» Государственный симфонический оркестр РТ и его художественный руководитель Александр Сладковский посвятили юбилеям композиторов Кшиштофа Пендерецкого, Леонарда Бернстайна и Эдварда Бенджамина Бриттена. Мы имеем возможность также познакомиться с музыкой Джорджа Гершвина, Фредерика Делиуса, Витольда Лютославского, Бетти Оливеро, Арво Пярта, Ральфа Воан-Уильямса, а также татарского композитора Рашида Калимуллина. В концерте 9 ноября будет исполнен его Концерт для двух кларнетов с оркестром.
Софья Губайдуллина, чьим именем назван фестиваль, представлена сочинением «Рыцарь на белом коне», которое прозвучало на концерте-открытии 6 ноября.
В программе, как и в предыдущие годы, – только современная музыка. И практически все произведения прозвучат в Казани впервые.
«Особенность нашего фестиваля – это исполнение произведений, которые никогда не звучали в Казани и редко исполняются в России. Тем временем в мире они уже считаются классикой, – говорит Александр Сладковский. – Третий фестиваль представит более сложную и глубокую программу, он будет отличаться и составом участников».
К фестивалю выпущен красочный буклет с информацией о композиторах, чьи произведения прозвучат в эти дни в Казани, об исполнителях, с которыми мы встретимся.
III фестиваль значительно расширил географию: на «Конкордию» приглашены эстонский дирижер Андрес Мустонен, английский дирижер Кристофер Мулдс, трубач Сергей Накаряков, который сегодня живет во Франции, пианисты Лукас Генюшас и Рустем Кудояров, кстати, выпускник Казанской государственной консерватории, кларнетист Игорь Федоров.
Буклет открывается двумя приветствиями. Из приветствия министра культуры России Владимира Мединского:
«Нельзя не отметить огромную роль, которую играют для нашей культуры фестиваль «Concordia» и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Развитие современной музыки и академических жанров – это особая миссия, а ее продвижение в мировом культурном пространстве – невероятно сложная задача».
«Публику ждут удивительные премьеры и новые приятные открытия. Убеждён, что нынешний фестиваль ещё больше будет способствовать обогащению отечественной и мировой музыкальной культуры» – говорится в приветствии фестивалю Президента Татарстана Рустама Минниханова.
В первом отделении концерта 6 ноября прозвучала музыка Кшиштофа Пендерецкого, которому в ноябре 2013 года исполнится 80 лет. Слушатели стали свидетелями казанской премьеры его известного сочинения «Agnus Dei», написанного в 1981 году. Впервые на казанской сцене прозвучали также Симфониетта для струнного оркестра Пендерецкого и «Merkavot» Бетти Оливеро.
За дирижерским пультом в этот вечер был известный скрипач и дирижёр Андрес Мустонен. Рождённый в СССР, в Таллине, он разрушает многие каноны и шаблоны классических представлений о симфонической музыке. Он свой в мире музыки, которая понятна далеко не всем. Как сообщается в буклете, дирижерская манера Мустонена отличается спонтанностью, импровизацией и ярким артистизмом. Он говорит: «Я никогда не выйду на сцену с музыкантом, которого не знаю, не считаю своим другом и не люблю». На казанском концерте он не скрывал своего удовлетворения от работы с нашими музыкантами.
Исполнение премьерных сочинений для них — хорошая школа мастерства, опыт общения с новой музыкой.
По горячему приему, который был оказан дирижеру и оркестру, можно предположить, что среди слушателей было много поклонников современной музыки.
В традиции нынешнего Государственного симфонического оркестра РТ представлять сочинения самым кратким образом, причем, что называется, за кадром. Утрачена традиция прямого общения слушателей с музыковедами, которые предваряли исполнение комментариями, которые помогали восприятию сочинения, каким бы трудным оно не было. Мне доводилось слушать комментарии Георгия Кантора к музыке Софьи Губайдуллиной, которые делали ближе ее космический мир, поклонником которого я себя не чувствую.
На концерте повезло Пендерецкому. Его Agnus Dei для струнного оркестра был представлен как фрагмент Реквиема, посвященного памяти кардинала Стефана Вышинского. Я знаю, как почитают в Польше этого человека. Музыка вполне передала великую скорбь композитора, и ее разделили все сидящие в зале. Не уверена, что это случилось бы, если бы мы не узнали эту подробность.
Другим сочинениям повезло меньше. И если Симфониетта Пендерецкого еще была воспринята залом, то встреча с израильским композитором Бетти Оливеро получилась менее сердечной. Единственное, что мы узнали от ведущей концерта, это русский перевод слова «мerkavot» — движение. Этого было явно не достаточно, чтобы погрузиться в сложный мир образов композитора, представляющего на фестивале современную музыку Израиля.
Надо ли удивляться, что не всем слушателям (а в зале, как всегда был аншлаг) эта музыка была понятна. Часть публики после антракта в зал не вернулась.
Не могу не разделить мнение на этот счет идейного вдохновителя фестиваля — художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Сладковского, которое прочитала на сайте Татар-информа:
«Да, это современные произведения, но я не боюсь, что публика не поймет, случайные люди к нам в зал не приходят. Публика знает на год вперед, что в «Рахлинские сезоны» мы играем западную классику, в «Казанскую осень» – оперную, а на фестивале Губайдулиной – современную музыку. В этом смысле наша публика достаточно подготовлена, чтобы целенаправленно слушать то, что в Казани вообще никогда не звучало в исполнении симфонического оркестра».
Все, что мы делаем – это не опыты и эксперименты, а события, и мы ориентируемся не только на то поле татарстанское, которое в Казани развивается само по себе, а ориентируемся на лучшие мировые площадки – Москву и Петербург.
Фестиваль проходит под знаком трех композиторов, чьи произведения исполняются по всему миру, думаю, публика достойна того, чтобы слушать то, что звучит в мире».
Что ж, если оркестр ориентируется только на подготовленную публику — то тогда, наверное, сожалеть об исходе слушателей после первого отделения не стоит. В таком городе, как Казань, нетрудно сыскать подготовленного слушателя, поскольку у нас только профессиональных музыкантов — несколько сотен.
Александр Сладковский отметил, что за три года уровень Симфонического оркестра РТ вырос до того, чтобы профессионально играть новую музыку в лучших традициях классической школы. Совершенно с этим согласна. Оркестр демонстрирует нам такую технику, что я согласна слушать музыку, даже если не могу ее эмоционально принять. Что делать — мне ближе Чайковский.
Правда, я люблю и некоторых композиторов XX века, Например, Джорджа Гершвина, и рада, что в Казани его музыка в последнее время звучит часто. Мы услышим ее и на этот раз — в концерте 9 ноября прозвучит Рапсодия в стиле блюз. После первого концерта фестиваля «Соncordia» решила ближе познакомиться с творчеством Кшиштофа Пендерецкого, земляка великого Шопена.
Но я готова к новым впечатлениям, например, очень бы хотелось узнать, что скрывается за музыкальными образами Бетти Оливеро, моей современницы.
Прошу прощения, что пишу о себе — но, как мне думается, выражаю мнение десятков людей, с которыми оказалась 6 ноября в зрительном зале БКЗ.
Фестиваль будет проходить в Казани до 13 ноября. Его программа включает 3 концерта.
Второй концерт состоится в субботу, 9 ноября. Прозвучат произведения известных американцев – Гершвина и Бернстайна. Днем в Большом концерном зале состоятся мастер- классы молодых виртуозов России – Игоря Фёдорова (кларнет) и Сергея Накарякова (труба).
Программа концертов далее.
Подробности о композиторах и исполнителях — на сайте оркестра:
http://tatarstan-symphony.com/rus/afisha/315-iii-festival-imeni-gubaidullinoi-concordia.html
Обратите внимание: начало концертов в разное время.
III Международный фестиваль современной музыки имени С. Губайдулиной «CONCORDIA»
ПРОГРАММА
6 ноября, открытие фестиваля
ГБКЗ им. С. Сайдашева, 18:30
1 отделение
Пендерецкий Agnus Dei для струнного оркестра
Пендерецкий Симфониетта для струнного оркестра
Оливеро Merkavot
2 отделение
Лютославский Концерт для фортепиано с оркестром
Губайдулина «Рыцарь на белом коне»
Солист Лукас Генюшас
Дирижер Андрес Мустонен (Эстония)
9 ноября
ГБКЗ им. С. Сайдашева, 17:00
1 отделение
Бернстайн Увертюра к опере «Кандид»
Калимуллин Концерт для двух кларнетов с оркестром
Бернстайн Прелюдия, фуга и рифы для кларнета и джазового ансамбля
Солист – Игорь Федоров
2 отделение
Гершвин Рапсодия в стиле блюз
Солист Сергей Накаряков
Бернстайн Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история»
Дирижер Александр Сладковский
13 ноября
ГБКЗ им. С. Сайдашева, 18:30
1 отделение
Делиус Прогулки по райским кущам из оперы «Деревня Ромео и Джульетта»
Бриттен Концерт для фортепиано и камерного оркестра ре мажор, ор. 13
Солист Рустем Кудояров
2 отделение
Арво Пярт Cantus памяти Бриттена для струнного оркестра (и колокола)
Воэн Уильямс Фантазия на тему Томаса Таллиса для струнного оркестра
Бриттен Морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс»
Дирижер Кристофер Мулдс (Великобритания)