Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Культурно-просветительская газета в Интернете: поиск единомышленников
- 30 ноября 2013 года
29 и 30 октября в Казани проходила Международная межвузовская научно-практическая конференция на тему «Сетевая журналистика в стиле «АРТ»: проблемы и перспективы».
Она была организована Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом массовых коммуникаций и социальных наук, кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации этого института, Казанской государственной консерваторией имени Н.Г. Жиганова, кафедрой музыкально-прикладных технологий этого вуза.
Среди участников конференции была главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева. Предлагаем вашему вниманию текст ее сообщения.
В мир высоких информационных технологий, когда на первое место среди каналов коммуникации вышел Интернет, казалось бы, иметь сетевую газету – вариант беспроигрышный. Современные люди все меньше читают газеты. Их содержание при этом имеет мало значения.
Да, в части оперативной информации Интернет серьезно потеснил газеты, однако темы «Казанских историй», газеты четкого культурно-просветительского издания, чаще всего не имеют оперативного повода. Газета рассказывает об истории города и его достопримечательностях, о людях, которые когда-то здесь жили и живут сегодня, о проблемах защиты исторических и архитектурных памятников старины.
Интернет-версия газеты способствовала увеличению числа читателей. В лучшие времена мы распространяли не более трех тысяч экземпляров сетевой версии. До замены сайта летом нынешнего года ежедневная посещаемость составляла от 300 до 800 читателей. Это совсем неплохо для ресурса подобной направленности.
Сегодня, когда мы перешли на новый сайт, оставив прежний адрес, активная посещаемость еще не восстановлена, но число визитов и просмотров ежедневно растет.
В немалой степени приросту читателей способствует природа Интернета, преимущества этого канала коммуникации.
В первую очередь это возможность самостоятельного выбора публикаций, естественная в сети – человек читает то, что ему интересно или нужно в данный момент, когда он пишет реферат на историческую тему. У меня на экзамене бывают случаи, когда студенты ищут в сети ответы на вопросы экзамена по журналистике.
В этой связи мы особо можем рассчитывать на студентов и школьников, которые изучают историю. И не раз убеждались, что учитель – самый надежный проводник в мире СМИ.
Вторая составляющая успеха любого сетевого СМИ – это интерактивная природа Интернета, возможность оставить комментарии, сообщить дополнительную информацию. И хотя число комментариев у нас не так велико, но по ним легко можно выделить наиболее интересные или важные для читателей темы или область противостояния взглядов и жизненных позиций. Например, небольшая заметка о сартрах, которую написала одна из студенток Института социальных технологий КНИТУ-КАИ, вызвала более 20 комментариев, правда, почти половину из них пришлось удалить, поскольку они были оскорбительного характера.
На новом сайте мы установили два канала обратной связи – на главной странице есть опции «Задать вопрос» и «Предложить тему». Тем пока не предлагали, а вот вопросы уже задают. Причем не только по темам нашей газеты.
Читателей привлекает и наличие сетевых сервисов, повышающих прагматичную ценность публикаций. Прежде всего это архив публикаций «Казанских историй», начиная с 2001 года. В своих материалах мы стараемся размещать гиперссылки и на другие сетевые ресурсы. На новом сайте появилась новая рубрика – «Афиша культурных событий».
В «Казанских историях» есть рубрика «Компас в мире информации», где мы размещаем обзоры с гиперссылками или полные тексты материалов с других ресурсов, которые интересны нашей читательской аудитории.
Среди потенциальных читателей нашей газеты есть сугубо сетевая аудитория. Это не жители Казани, но у них вполне осознанный интерес к нашему городу. Здесь и бывшие казанцы, которые живут сегодня за границей, и татары, которые и в Польше, и в Австралии сохраняют интерес к исторической родине, и так называемые туристы на диване, которые предпочитают путешествовать по России, не выходя из своей квартиры. У нас для них много интересного.
Маленькая подробность. В пятерке популярных запросов последнего времени – запрос на стихи Габуллы Тукая на татарском языке. Мы ресурс русскоязычный, однако начали размещать в «Казанских историях» стихи на татарском языке. И вот результат – 37 посетителей заходили к нам только за стихами классика татарской поэзии.
К сожалению, мы не можем предложить читателям текстов на татарском языке. Для этого нужен переводчик, но на оплату его услуг средств нет. Как раз по причине их отсутствия «Казанские истории» не имеют сегодня печатной версии.
Думается, нельзя сбрасывать со счетов и своего рода моду на Интернет. Молодые люди буквально живут в сети. Сегодня большинство студентов входит в сеть с мобильного телефона, а потому они в Интернете и в транспорте, и на отдыхе, и даже на лекции.
Получение информации из Интернета, поиск нужной информации для них – дело обычное. И мы можем рассчитывать, что среди адресов, по которым «гуляет» посетитель сети, будет и адрес сетевой культурно-просветительской газеты.
Однако мы порой преувеличиваем роль этого канала коммуникации в жизни молодежи. Постоянный мониторинг информационных потребностей студентов, который я веду уже с 2004 года, показывает, что их общение с Интернетом сводится к поиску прагматичной информации типа реферата или к развлекательным ресурсам. Есть студенты, которые имеют целенаправленный интерес к некоторым специализированным ресурсам – музыкальным, этнографическим и другим. Большинство же вполне удовлетворено социальными сетями – тут тебе и информация, и общение, и возможность выплеснуть в комментариях накопившуюся агрессию.
Мы были вынуждены пойти навстречу «легким читателям» и завели раздел «Занимательная история» – рассказываем «всякую всячину», как когда-то определили суть подобной журналистики.
У многих студентов нет потребности в оперативной информации на темы политики, экономики, культуры. Их не волнует даже информация на важные социальные темы, которые касаются их вплотную. Например, обсуждение нового варианта закона об образовании не вызвало у моих студентов никакого интереса.
Показательны их советы по изменению программы газеты в связи с желанием расширить молодежную аудиторию – рассказывать о молодежных тусовках, о новых ночных клубах, о знаменитостях. «Джентльменский набор» современных читателей до 28 лет.
Отказываясь от печатной версии, мы потеряли много постоянных читателей и авторов зрелого возраста, которые не дружат с компьютером. Полностью перейдя в сеть, мы понимали, что вместе с большими возможностями, которые дает Интернет, для нашего ресурса, как зона риска остается отсутствие у молодежи потребности в темах, которые являются для нашего издания центральными – культура, история, краеведение, забота об историческом наследии, воспитание патриотизма.
В этой связи обострилась задача сформировать вокруг газеты своего рода клуб по интересам, возможно, организационно закрепить его существование в режиме офлайн, сотрудничая с подобными сообществами, существующими в Казани. В настоящий момент мы работаем в этом направлении.
Мы готовы предложить свои услуги преподавателям истории учебных заведений среднего и высшего звена. Есть несколько зон возможного сотрудничества.
Сегодня споры вокруг некоторых событий и исторических фигур порой похожи на гражданскую войну. В программе нашей газеты выражена установка редакции на роль нашего издания в подобных дискуссиях:
«Казанские истории» пишут о таких темах с позиций бесстрастного историка, не политизируя факты, избегая радикальных высказываний.
Газета борется не ПРОТИВ, а ЗА – за взаимопонимание, за возвращение лучших традиций прежних лет, в том числе в общении людей разных национальностей. Это газета не столько об истории, сколько об исторических уроках. Ведь хорошее знание истории – это лучшее средство познать себя и мир, в котором ты живешь».
Очень важно обратить внимание молодых на авторитетные мнения, которые помогут ориентироваться в разных точках зрения. С «Казанскими историями» сотрудничают известные ученые и краеведы, в том числе профессора Булат Султанбеков, Индус Тагиров, Алтер Литвин, Алла Гарзавина, Лев Жаржевский, которые предоставляют нам право первого размещения некоторых своих материалов или помогают отвечать на вопросы читателей в рубрике «Спрашивайте – отвечаем».
Учителя порой испытывают недостаток информации об истории нашего края, о роли Казани и казанцев в общей истории России. Когда газета выходила в печатном варианте, интереса к газете в этом смысле было больше. К сожалению, интереса к интернет-версии практически нет. Недавнее обращение размещать на нашем сайте лучшие исследовательские работы школьников, как это делалось раньше, осталось без внимания.
Приходилось встречаться с позицией, которая не может не вызвать удивления. «Почему я должна помогать вам распространять вашу газету? – спрашивала меня молодая учительница. Видимо, она не понимала, что, делая своих учеников читателями, она выполняет, в том числе, и свою, педагогическую задачу.
Педагоги могут рассчитывать на наш ресурс не только как на источник информации, но и как на средство самовыражения молодых исследователей. У нас есть опыт публикации лучших исследовательских работ школьников 2004-2005 года, когда интерес к истории Казани был особенно велик в связи с подготовкой к 1000-летию города. Мы готовы открыть отдельную рубрику, где могли бы размещать тезисы интересных докладов, курсовых и дипломных исследований исторического характера.
К сожалению, в последнее время редакция ослабила контакт с учителями школ, руководителями краеведческих исследовательских проектов. Между тем это важный канал распространения информации о нашем издании. Конечно, хотелось бы инициативы со стороны руководства школы и гимназий, органов образования – министерства, городских и районных отделов.
Пользуясь аудиторией конференции, хотелось бы обратить внимание на то, что «Казанские истории» могли бы стать местом производственной практики студентов Казанского (Приволжского) федерального университета — будущих журналистов, желающих специализироваться на темах культуры, и музыковедов, которые обучаются в Казанской консерватории. Что, несомненно, расширит число читателей нашей газеты в этих двух вузах.
Добровольными помощниками в продвижении нашей газеты могут стать пресс-секретари учреждений культуры. Для них присутствие в газете материалов о театрах, концертах, спектаклях, музейных экспозициях – это возможность увеличить свою аудиторию. Порой для этого достаточно разместить на корпоративном сайте баннер нашей газеты или размещать ссылки на конкретные публикации в социальной сети. Например, пресс-служба Татарского государственного академического театра оперы и балета имени М. Джалиля имеет на своем сайте специальный раздел, где собирает интересные с точки зрения театра публикации всех изданий. У нас был совместный проект с оперным театром по освещению Шаляпинского фестиваля. Мы проводили совместную викторину, посвященную Федору Шаляпину, победительница которой получила билет на бесплатное посещение одного из спектаклей.
Мы поддерживаем тесные связи с этим театром, а также с Симфоническим оркестром РТ, Казанским камерным оркестром «La Primavera», Национальным музеем РТ.
В последнее время источником информации для нас стали пресс-службы Казанской государственной консерватории, Театра юного зрителя, Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева. Мы планируем расширять такие контакты.
Готовы предложить услуги информационного спонсорства, понимая, что это еще одна возможность привлечь к себе внимание. Ведь наша газета – сугубо общественное издание, не имеющее других источников финансирования, кроме средств учредителей. Мы не можем позволить себе рекламные проекты. В случае информационного спонсорства логотип газеты, если его разместить на афише какого-то массового культурного мероприятия, станет известен многим нашим потенциальным читателям.
Практика общения со студентами показывает, что они не читают «Казанские истории» не потому, что она им не нравится, и не потому, что им не нужна информация подобного рода. Они просто не подозревали, что такое издание есть.
То же самое можно сказать обо всех читателях. А у нас представлены все возраста. Более всего тех, кому 25 -34 года – на октябрь 2013 года 29,7 процента, достаточно много читателей. Когда газета появилась в сети, практически не было читателей младше 18 лет и в возрасте 45 и старше – теперь соответственно около 17 и 16 процентов.
Мы пока не исчерпали все возможности заявить о себе. И это вселяет в нас некий оптимизм на будущее.
Читайте о конференции в "Казанских историях" Арт-журналистика – проблемы и перспективы