Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сохранять высокое качество спектаклей. Несмотря на грипп
- Маргарита Файзулаева,
- 01 марта 2013 года
XXXI Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина, посвященный 140-летию со дня рождения великого русского артиста, оставил в целом яркие художественные впечатления.
В его афишу вошли оперные шедевры западно-европейского и отечественного искусства «Аида», «Евгений Онегин», «Турандот», «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Риголетто», «Травиата», «Борис Годунов», национальная современная татарская опера «Любовь поэта» и подарок казанским меломанам от питерцев – «Дон Кихот» Массне в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Впечатления на уровне открытия у меня сложились на «Аиде» и «Борисе Годунове». Всемирно известный режиссер Юрий Александров в кратчайшие сроки сумел поставить красивый зрелищный, глубокий и жизненно достоверный спектакль, не передвигая, как это сейчас модно, персонажей действия во времени и пространстве.
Все внимание режиссера и дирижера из Италии Марко Боэми было направлено на внутреннее психологическое раскрытие динамичных образов спектакля и адекватное соответствие музыкальной драматургии вердиевской оперы сценическому решению. Режиссеру и художнику (Виктор Герасименко, Москва) удалось найти убедительное пространственно-изобразительное воплощение образной идеи спектакля, в котором артистам было удобно петь и двигаться в свободном сценическом пространстве. Главное то, что артистам было удобно петь в этом сценическом пространстве.
Зрелищные стильные декорации и костюмы героев соответствовали исторической эпохе Древнего Египта и египетской мифологии с характерным обожествлением почитаемых животных быка, льва, змеи, крокодила, кошки, птиц – сокола, ибиса, – каждый из которых являлся воплощением верховных богов.
«Аида» была сильна актерским составом. Здесь блистали великолепные голоса: Аида – Оксана Крамарева (Украина) и Екатерина Шиманович (Мариинский театр), Радамес – Ахмед Агади (Мариинский театр), Амнерис – Юлия Герцева (Италия), Рамфис – Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля) и др. Художественно-исполнительский уровень «Аиды» в лице солистов, хора и оркестра был очень высок и выделялся среди остальных спектаклей.
В «Борисе Годунове» все с нетерпением ждали появление Владимира Огновенко (США). В связи с болезнью певца произошла замена. В титульной партии Бориса выступил Михаил Казаков. Зрители увидели новую глубокую интерпретацию царя Бориса. Талант молодого артиста в полной мере раскрылся в этой сложнейшей в вокальном и актерском плане, работе. Перед зрителями предстал многогранный образ русского царя Бориса – властного, мятущегося, безмерно страдающего, растерянного, раскаявшегося и гибнущего от невыносимых душевных мук…
К Михаилу Казакову пришла творческая зрелость, позволяющая осилить бессмертные роли мирового оперного репертуара, в которых некогда блистал сам Федор Иванович Шаляпин.
В ряде спектаклей порадовали блестящие актерские составы, уже апробированные в течение нескольких лет и доказавшие свой высокий уровень. В «Мадам Баттерфляй» мы видели самую утонченную среди вокалисток, выступавших в Казани, исполнительницу Чио-Чио-сан – Сишенг И из Германии. Выступавших в Казани в партии Пинкертона был заявлен Георгий Ониани.
В «Кармен» был задействован достойный яркий дуэт, выделившийся среди других составов – Анжелина Швачка с Украины (Кармен), Калин Братеску из Румынии (Хозе), с которым соперничает на равных Ахмед Агади в этой же партии.
Звездный состав сложился и в опере Пуччини «Турандот». В главных ролях мы видели разных исполнителей на премьерных спектаклях. А этот ансамбль: Турандот – Оксана Крамарева, Калаф – Ахмед Агади, Лиу – Лилия Гревцова (Украина) – наиболее сильный и впечатляющий.
Древне-восточный сказочный сюжет, положенный в основу пьесы Карло Гоцци, в постановке Панджавидзе из трагикомической китайской фьябы превращается в высокую трагедию с сильными характерами ее героев и жизненными ситуациями.
Огромного психологического воздействия на зрителя достигают драматические сцены оперы: суровые архаичные хоры, массовые сцены, рисующие жестокие пытки невинных жертв, картина траурного шествия на казнь осужденного юного принца. Особого трагизма достигает кульминационная вершина оперы: сцена смерти Лиу, рабыни – китаянки, приносящей себя в жертву своему чувству во имя спасения Калафа.
Органично вписалась в афишу XXXI оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина татарская современная опера Резеды Ахияровой «Любовь поэта», завоевавшая в 2008 году национальную театральную премию России «Золотая маска». Зрители увидели трогательную, щемящую повесть о несбывшейся любви поэта, написанную мелодичным красивым национальным, и в то же время, современным языком, близким и понятным широкой аудитории.
Опера "Любовь поэта": Ахмед Агади и Венера Ганеева
Это глубоко-психологическая постановка о любовной драме гениального поэта татарского народа. И здесь был утвержден апробированный, сложившийся состав актеров с известными именами исполнителей главных ролей: Ахмеда Агади (Тукай) и Альфии Каримовой (Зайтуна).
Эпидемия гриппа в Казани внесла свои коррективы в исполнительские составы фестивальных опер. Неравноценная замена, судя по всему, произошла в «Риголетто»: вместо заявленного Бориса Стаценко из Германии в титульной партии выступил Юрий Ившин (по-видимому, спасавший положение), не раскрывший в полной мере мощную энергетику образа Риголетто с точки зрения вокального мастерства и подлинного драматизма одной из самых сложных ролей оперного репертуара.
Неудачным оказался шедевр русского оперного стиля «Евгений Онегин», поставленный в прошлом году Михаилом Плетневым и Михаилом Панджавидзе. Мы помним, сколько похвал выпало на долю этого замечательного спектакля в премьерные дни.
Через год мы «Онегина» не узнали, спектакль разваливался на глазах, и более всего удручала музыкальная составляющая оперы. Возможно, в этом была вина молодого дирижера Айрата Кашаева, не сумевшего достичь единого контакта с солистами оперы, хором и оркестром.
На роль Татьяны была выдвинута Виктория Ястребова (Мариинский театр) – вокалистка с небольшим оперным репертуаром, активно проявляющая себя в концертной деятельности, а не на оперной сцене. Ее голос, к сожалению, потерялся в нашем объемном зале, и мы не смогли ощутить очарование образа Татьяны.
К творческим удачам можно отнести исполнение Михаилом Казаковым партии Гремина, Сергея Семишкура (Мариинский театр) – Ленского, Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) партии Ольги и других исполнителей.
Вспоминая дирижеров фестиваля, можно выделить как яркую темпераментную личность итальянского маэстро Марко Боэми, которому подвластна музыка разных эпох, творческих направлений и национальных школ. Из двух молодых дирижеров, ангажированных на Шаляпинский фестиваль, выделяется Айрат Ишмуратов (Канада) – широко образованный музыкант с большим творческим потенциалом.
В заключительные фестивальные дни были даны два гала-концерта, познакомившие казанскую публику с артистической молодежью Академии молодых певцов Мариинского театра. Публика оценила дарование молодых певцов Марии Баянкиной, Екатерины Сергеевой, Екатерины Морозовой, Марии Соловьевой и Гелены Гаскаровой.
Менее интересными оказались, на мой взгляд, обладатели мужских голосов – Михаил Колелишвили, Дмитрий Воропаев и др. Андрей Серов покорил публику своим комическим дарованием, исполнив две хитовые арии из «Любовного напитка» (Дулькамара) и «Севильского цирюльника» (дон Базалио). Кстати, певцу еще предстоит в будущем большая работа над совершенствованием вокала.
Завершило XXXI оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина знакомство с неизвестной (даже профессионалам) оперой Массне «Дон Кихот», которую прославил Федор Иванович Шаляпин в 1910 году на сцене Большого театра своей гениальной интерпретацией образа печального Рыцаря.
Руководству оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина хочется пожелать в будущем сохранения высокого, достойного художественно-исполнительского уровня спектаклей, украшающих афишу столь престижного международного фестиваля оперного искусства имени нашего гениального земляка.
Маргарита Файзулаева,
заслуженный деятель искусств РФ и РТ,
профессор Казанского государственного университета культуры и искусств