Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шаляпинский фестиваль-2014: опера «Риголетто»

9 февраля 2014 года на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля давали оперу Джузеппе Верди «Риголетто».

Встречи, которых всегда ждут

У поклонников театра было, как минимум, две причины, чтобы попасть на этот спектакль.

Во-первых, в партии Джильды они могли услышать Альбину Шагимуратову, чьи творческие успехи не могут не радовать казанцев: их землячка сейчас блистает на многих сценах мира.

На сайте театра размещена правительственная телеграмма Президента РТ Р. Минниханова народной артистке Республики Татарстан Альбине Шагимуратовой.

«Уважаемая Альбина Анваровна! От имени многочисленных поклонников Вашего таланта в Республике Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с блестящим выступлением на сцене «Ла Скала» – одного из лучших театров мира – в премьерном спектакле «Лючия ди Ламмермур»!

Гордимся, что Вы, солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля, стали первой в истории легендарного миланского театра российской и татарстанской певицей, исполнившей партию Лючии – главную роль в шедевре итальянского оперного искусства «Лючия ди Ламмермур». Желаем Вам и в будущем вдохновенного, плодотворного творчества, новых интересных ролей и больших успехов.

Всегда с нетерпением ждем встречи с Вами на казанской сцене».

Альбина поет на сцене этого театра не в первый раз. Она дебютировала там в сезоне 2010/2011 в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр).

Альбина ШАГИМУРАТОВА

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 году поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 годах училась в Казанской государственной консерватории имени Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал». В 2001 году была принята в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-2006 годах – солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 2008 года – солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета имени.Джалиля.

Партию Джильды в вердиевском «Риголетто» Альбина поет уже давно. Она вошла в реперутар певицы еще в 2006-2008 годах, во время учебы в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы, на сцене которой она исполнила также роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2013 году Альбина Шагимуратова была приглашена на эту роль в чикагский театр «Лирик-опера». Премьера там состоялась 25 февраля. Новую постановку на сцене крупнейшего театра США осуществили режиссер Энтони Фройд и дирижер Эндрю Дэвис. Креативным консультантом спектакля выступила известнейшая американская певица Рене Флеминг.

В видеопрезентации к этому «Риголетто», размещенной на официальном сайте Lyric Opera of Chicago, постановщики говорят о дебюте Альбины Шагимуратовой как об «очень волнующем событии», называют ее голос «искрящимся, бриллиантовым колоратурным сопрано, при этом теплым и драматически наполненным». Посмотреть презентацию спектакля можно на http://www.lyricopera.org/rigoletto/.

Подробности творческой жизни Альбины Шагимуратовой можно прочитать в Интернете, где ее называют одной из самых успешных и востребованных на мировой сцене российских певиц.

Города, театры… График, расписанный на годы вперед. Как многие современные артисты, Альбина живет по законам мировой оперы, заключая контракты на конкретные роли в конкретных театрах. Но, тем не менее, сохраняет связь с театром имени Джалиля, с Казанью, где живут ее родители.

Казанские любители оперы могут ее видеть, правда, нечасто, в спектаклях «Волшебная флейта», «Лючия ди Ламмермур», поставленных, как говорят в театре «на нее», на ее голос, как и «Риголетто», премьера которого в нашем театре состоялась в 2009 году. Она прошла в рамках XXVII Шаляпинского фестиваля.

Она пела также в «Травиате» Дж. Верди, а однажды – в опере «Любовь поэта» Р. Ахияровой. В эти дни мы узнали, что в сентябре состоится новая встреча: с участием Альбины Шагимуратовой будет поставлена опера итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

В феврале 2014 года Альбина Шагимуратова прилетела домой всего лишь на один день, чтобы выйти на сцену в опере «Риголетто», и вновь вернулась в Милан, где сейчас работает по контракту с театром La Scala.

Вторая причина, заставившая казанских меломанов купить билет на «Риголетто», – возможность услышать, наконец, Бориса Стаценко. Он обещался быть на Шаляпинском фестивале в прошлом году, но по болезни не смог. И вот теперь встреча состоялась.

БОРИС СТАЦЕНКО

В 1981-1984 годы учился в Челябинском музыкальном училище (педагог Г. Гаврилов). Продолжил вокальное образование в Московской государственной консерватории имени Чайковского в классе Гуго Типа. Окончил консерваторию в 1989 года, будучи студентом Петра Скусниченко, у которого в 1991 году окончил также и аспирантуру.

В 1987-1990 годы был солистом Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского. В 1990 году стал стажером оперной труппы, в 1991-1995 году работал в Большом театре России.

С 1999 года постоянно связан с труппой Немецкой оперы на Рейне (город Дюссельдорф) и на Шаляпинском фестивале  представляет Германию. Много гастролирует как оперный певец. Ведет разнообразную концертную деятельность.

Борис Стаценко – его называют одним из лучших баритонов своего поколения – исполнил на Шаляпинском фестивале 2014 года свою коронную и любимую роль – Риголетто.

«Я участвовал во множестве постановок вердиевского «Риголетто», – сказал певец корреспонденту «Вечерней Казани». – Среди этого множества спектакль в постановке Михаила Панджавидзе, который идет в Казани, мне особенно нравится. Это очень красивый спектакль, логичный и удобный. В Казани вообще так ставят оперы, что гастролеры могут быстро ввестись в спектакль, всё сразу понятно. Я никогда не видел здесь накрученных «режиссерских высказываний».

Стоит отметить, что Борис Стаценко пел партию Риголетто на Шаляпинском фестивале 2001 года. В 2006 году он исполнил заглавную партию в «Набукко» и партию Амонасро в «Аиде».

Те, кто был 9 февраля в театре, не пожалели. Зал продемонстрировал свое особое восхищение Борису Стаценко, воспользовавшись тем, что перед общим поклоном он случайно оказался на авансцене один – зрители дружно аплодировали, кричали «Браво!»… Все встали в едином порыве и уже больше не садились, пока тяжелый занавес не отделил партер и сцену.

Словами трудно передать, что в такие минуты происходит в театре. Наверное, вполне можно сказать: зал неиствует. Однако всегда находятся зрители, которые в излиянии восторга не участвуют. Но бывают спектакли, когда восторг бывает всеобщим, как было на этот раз.

Артисты не могли этого не почувствовать. Они стали бросать подаренные им театром букеты в зрительный зал, так что кто-то ушел домой с драгоценным сувениром.

«Риголетто» по-казански

Несколько слов о казанской истории «Риголетто».

По сведениям Георгия Кантора, впервые опера была поставлена в Казани в 1865 году, затем постановка возобновлялась в 1928, 1973 и 1986 году. В книге «Казань. Музыка. ХХ век» Георгий Михайлович пишет о двух последних постановках.

В 1973 году «Риголетто» поставил главный дирижер театра того времени Юрий Кочнев. Это была первая режиссерская работа Ильдуса Мазитова, который придумал интересный режиссерский ход – в его интерпретации главный герой, поняв, что дочь мертва, сходил с ума и пел свою последнюю арию уже безумным. «Публика до сих пор помнит то впечатление, которое производил трагический финал спектакля», – пишет Г. Кантор.

Казанские меломаны до сих пор помнят и постановку Валерия Раку. С 1986 по 1992 год он был главным режиссером театра имени Мусы Джалиля, занимая эту должность после кончины Нияза Даутова, последним в истории казанской оперы.

Премьера его «Риголетто» состоялась в 1986 году и была ознаменована двумя неожиданностями. Во-первых, поразила казанцев экспериментальным решением известного оперного сюжета, во-вторых, это было начало звездной карьеры в Казани Николая Путилина, который сегодня поет в Мариинке.

В спектакле Валерия Раку Риголетто не был горбуном. Калекой он становился, если можно так сказать», на работе, что, несомненно, помогало шуту играть его роль рядом с герцогом Альмавивой.

«Режиссер и главный герой педалировали не Риголетто – страдальца и мстителя, – а Шута в маске, в личине, которая скрывала волчью сущность. Риголетто – такой же, как вся придворная камарилья, он следует принципу «с волками жить...». Поэтому и горб его – ненастоящий! Режиссер совершенно не дал зрителю усомниться в своей концепции, «вбив» последний постановочный гвоздь в финальной сцене: к брошенному костюму Риголетто с пристегнутым горбом нахально подбирается новый молодой шут».

Георгий Кантор

До сих пор в памяти финальная сцена спектакля. Дочь мертва, ничего святого в этой жизни не осталось… Маска сброшена, Риголетто снимал камзол, к которому была пришита подушка…

То ли ситуация развернулась столь неожиданным образом, то ли голос Николая Путилина, его яркая драматическая игра тому виной, но потрясение было необыкновенное. Если память не изменяет, именно на этом спектакле зал в финале на какое-то мгновение замирал – и только потом возникали овации.

Последнюю постановку осуществил Михаил Панджавидзе, поставивший на сцене Татарского театра оперы и балета несколько спектаклей. Ее музыкальным руководителем стал итальянский дирижер Марко Боэми, также сотрудничающий с нашим театром не первый год. Рецензенты отмечали оригинальную сценографию киевского художника Андрея Злобина и костюмы Анны Ипатьевой, а также компьютерную графику, с помощью которой вполне можно нарисовать на сцене целую улицу.

Михаил Панджавидзе поставил «Риголетто» в классическом варианте, что даже было отмечено как недостаток режиссерского решения. Но в практике театра оперы и балета это решение представляется его достоинством. Мы видим и слышим в опере самых разных певцов. Можно сказать, у нас Шаляпинский фестиваль теперь круглый год.

Скажем, 9 февраля в роли беспутного герцога Альмавивы выступал Сергей Скороходов из Мариинского театра, а на премьере в 2009 году это был его коллега по театру Ахмед Агади.

В этих обстоятельствах певцы получают необыкновенную свободу действий, ведь современный оперный артист, он, непременно, – артист драматический. Да и особенность голоса может сильно переместить сценические акценты.

Вот что сказала Альбина Шагимуратова о премьерном спектакле «Риголетто» чикагского театра «Лирик-опера»:

«Сценография нового «Риголетто» выдержана в традиционном ключе, но сама постановка достаточно необычна. Режиссер ставит реальную историю Риголетто, которая могла бы случиться в наши дни.

Если говорить о моей роли, то я много передвигаюсь по сцене; есть и необычные мизансцены: к примеру, в одном из эпизодов я пою лежа на спине».

Помнится, наши певцы за глаза сильно ругали Валерия Раку за то, что тот тоже заставлял их петь в нетрадиционных позах.

Впечатление о спектакле последнего Шаляпинского фестиваля, для меня, во всяком случае, связано даже не с постановкой, хотя видела ее впервые, а с исполнителями главных партий. Именно от их умения передать страсти человеческие, через голос, через мимику, через собственную душу наконец, зависит степень вибрации твоей собственной души.

Можно сколь угодно много прочитать лестных характеристик в адрес Альбины Шагимуратовой и Бориса Стаценко, но степень их таланта понимаешь, только увидев их на сцене.

Мне не очень везло на певцов, исполнявших партию герцога Альмавивы, хотя среди них были замечательные голоса. (Замечу в скобках: Ахмеда Агади в этой роли я не видела). Но Сергея Скороходова в этом ряду выделю особо.

 СЕРГЕЙ СКОРОХОДОВ

Родился в Санкт-Петербурге. В 1980-1990 годах обучался в Санкт-Петербургском хоровом училище им. Глинки. В 1998 году поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. С 1999 года – солист Академии молодых певцов Мариинского театра. В этом же году дебютировал в Мариинском театре в партии Гвидо Барди («Флорентийская трагедия» Цемлинского). С 2007 года Сергей Скороходов входит в состав оперной труппы этого театра.

Среди партий, исполняемых на сцене Мариинского театра: Баян («Руслан и Людмила»), Самозванец («Борис Годунов»), Ленский («Евгений Онегин»), Водемон («Иоланта»), Вакула («Ночь перед Рождеством»), Молодой цыган («Алеко»), Иван («Нос»), Курагин («Война и мир»), Неморино («Любовный напиток»), Эдгар («Лючия ди Ламмермур»), Макдуф («Макбет»), Форесто («Аттила»), Альфред («Травиата»), Гонец («Аида»), Ринуччо («Джанни Скикки»), Эрик («Летучий голландец»), Лоэнгрин («Лоэнгрин», концертное исполнение), Вакх, Тенор («Ариадна на Наксосе»), Пастух («Король Рогер»).

Концертный репертуар певца включает оперные арии русских и итальянских композиторов. В сезоне 2009-2010 года Сергей Скороходов дебютировал на сцене Метрополитен-опера в партии Ивана («Нос»).

 Может, потому, что его персонаж оказался поразительно живым человеком, а может, потому, что так захотели Михаил Панджавидзе с художником-постановщиком Андреем Злобиным, которые так ярко воплотили образ двора и окружения герцога.

Распутство – как норма жизни. И не только для Альмавивы, но и для его приближенных.

А потому жизненный крах Риголетто, который живет этой жизнью, мало того – в какой-то степени ее режиссирует, кажется особенно впечатляющим.

В завершение назову других исполнителей: Сергей Магера (Национальная Опера Украины им. Т. Шевченко) – Спарафучиле, Вячеслав Почапский (Большой театр России) – граф Монтероне, Евгений Уланов (Мариинский театр) – Марулло, артисты театра имени Джалиля Зоя Церерина, Олег Мачин, Светлана Смирнова, Айдар Нургаянов, Светлана Кириллова, Юлия Венедиктова, Артур Нургаянов.

Ну и, конечно, хор под управлением Любови Дразниной (в «Риголетто» его роль, к сожалению, невелика, но сцены с участием артистов хора были великолепны) и оркестр под управлением гостя из Италии Роберто Пармеджани.

РОБЕРТО ПАРМЕДЖАНИ

Получил музыкальное образование как дирижер (симфонический и хоровой), пианист и композитор в консерваториях Болоньи, Пармы и Милана. Работал в крупнейших театрах

Италии – Ла Скала, Маggio Musicale Fiorentino Firenze, театр Верди в Триесте, театр Валли Реджо-Эмилия, на фестивале в Равенне как музыкальный руководитель, дирижер хора.

Является музыкальным директором Теаtro alla Fortuna (город Фано, Италия). Преподает в консерватории в Болонье. В его репертуаре – оперы «Набукко», «Травиата», «Дон Жуан», «Фальстаф», «Аида», «Любовный напиток», «Сельская честь».

 

Одна из сцен финала

История оперы «Риголетто»

Когда в 1850 году венецианский театр Ла Фениче заказал Верди новую оперу, тот был уже известным в Италии композитором, репутация которого позволяла свободно выбирать сюжеты для своих опер. Верди быстро принял решение и остановил свой выбор на пьесе Виктора Гюго «Король забавляется». Он обратился к либреттисту Франческо Мария Пиаве, с которыми ранее работал над «Эрнани», «Двое Фоскари», «Макбетом», «Корсаром» и «Стиффелио». Верди написал Пиаве: «Это благородный, великий и характерный сюжет, который является одним из самых великолепных творений театра всех времен и всех стран».

Пьеса Гюго была рискованным выбором: уже 20 лет она была запрещена во Франции (и разрешена к постановке была спустя еще лишь 30 лет). Верди предстояло пройти контроль австрийской цензуры (так как Северная Италия находилась под властью Австрии). Тем более, совсем недавно был низвергнут французский король Луи-Филипп I, и сюжет с участием короля-развратника имел небольшие шансы: цензура сочла, что пьеса граничит с оскорблением величества.

От Верди требовали, кроме того, «облагородить» сюжет, который главный цензор назвал «отталкивающе безнравственным и непристойно тривиальным» – сделать Риголетто не уродливым горбуном, а внешне привлекательным персонажем.

«Поющий горбун? – писал Верди. – Почему же нет?.. Я же как раз нахожу заманчивым изобразить это действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви».

Виктор Гюго (1802-1885)

Великий французский поэт, драматург, романист, глава французской романтической школы. Первыми произведениями Гюго, в которых вполне определилось романтическое направление, были драма «Кромвель « (1827) и сборник стихов «Восточные мотивы» (1829). С этого времени до 1851 года Гюго выпустил целый ряд лирических сборников, драм, повестей и романов. Самым крупным произведением этого периода является роман «Собор Парижской Богоматери».

С революции 1848 года начинается участие Гюго в политической жизни Франции. До революции 1848 года он был роялистом и в 1845 году даже получил от короля Луи-Филиппа звание пэра Франции. В 1848 году Гюго сделался крайним республиканцем, ярым противником Наполеона III. Гюго принимал самое деятельное участие в сопротивлении государственному перевороту 1952 года и сражался на баррикадах.

После переворота он был объявлен вне закона, за голову его была назначена награда. Гюго бежал из Франции и провел в изгнании 18 лет. В этот период он издал гневный памфлет против Наполеона III и сборник политических стихотворений, а также несколько лирических сборников и романы «Отверженные» и «Труженики моря», создавшие ему славу одного из лучших европейских писателей.

В 1870 году, во время франко-прусской войны, Гюго вернулся в Париж. Во время Парижской Коммуны писатель находился в Брюсселе, где выступал в защиту коммунаров. Этим событиям 1870 года он посвятил сборник стихов под названием «Ужасный год».

Последние 14 лет своей жизни Гюго провел в Париже. Здесь в 1874 году им был издан его последний роман «1793 год», изображающий события французской революции.

 

Франческа Мария Пиаве (1810-1867)

Итальянский либреттист и композитор. С 1842 сотрудничал с венецианским театром La Fenice Венеции, с 1848 по 1859 г. – либреттист театра. Сотрудничал также с миланским театром La Scala с 1859 по 1867 г. Им написано около шестидесяти либретто для различных композиторов: Меркаданте, Пачини, Понкьелли и др.

Автор либретто 10 вердиевских опер: «Эрнани» и «Двое Фоскари» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет»(1847), «Пират» (1848), «Стиффелио»(1850), «Риголетто»(1851), «Травиата»(1853), «Симон Бокканегра» (1857) и «Сила судьбы»(1862).

 В конце концов был достигнут компромисс: действие было перенесено в Мантуанское герцогство XIV века, персонажи переименованы: вместо Трибуле – Риголетто, вместо Бланш (дочь Трибуле) – Джильда.

Была переименована и сама пьеса (первоначальный вариант либретто назывался «Проклятие»). Сцена Герцога и Джильды в спальне была исключена, а визит Герцога в притон изображен как случайный.

Верди сочинил «Риголетто» всего за 40 дней. Премьера состоялась 11 марта 1851 года.

«...Трибуле – урод, Трибуле – немощен, Трибуле – придворный шут: тройное несчастье, которое его озлобило, которое его озлобило. Трибуле ненавидит короля за то, что он король, вельмож – за то, что они вельможи, людей – за то, что не у всех у них горб на спине.

Его единственное развлечение – беспрерывно сталкивать вельмож: с королем, ломая более слабого о более сильного, он развращает короля, портит его, разжигает в нем низменные чувства, он толкает его к тирании, к невежеству, к пороку, он натравливает его на все дворянские семьи, беспрестанно подстрекая к тому, чтобы соблазнить чью-нибудь жену, похитить чью-нибудь сестру, обесчестить чью-нибудь дочь.

Король – лишь паяц в руках Трибуле, всемогущий паяц, разбивающий все жизни, и шут дергает его за ниточку...

Истинный сюжет драмы – проклятие... у Трибуле два воспитанника – король и дочь, – король, которого он обучает пороку, и дочь, которую растит для добродетели.

Король погубит дочь... Не нам, конечно, решать, драматична ли эта идея, но несомненно, что она моральна...»

Виктор Гюго

С первой же постановки опера имела большой успех, возраставший от спектакля к спектаклю, вскоре появилась на сценах других итальянских театров (нередко под другими названиями – «Вискарделло», «Клара Пертская», а также с переносом места действия в другие страны), а затем перешагнула границы Италии. Она была поставлена в 1852 году в Вене, затем в Пеште, Праге, Лондоне. Итальянские труппы разнесли ее славу по всему миру. В Париже «Риголетто» был поставлен только в 1857 году из-за протеста Гюго, возмущенного искажением текста своей драмы. Однако услышав оперу, писатель был восхищен музыкой, в особенности квартетом.

Итак, историческими прототипами вердиевского Герцога стали сразу два правителя: герой пьесы Гюго, король Франциск I, и его тезка, герцог Мантуанский Франческо II Гонзага.

С именем Франциска связано Возрождение во Франции. Войны в Италии познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, окружил себя учёными и поэтами. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.

Франциск основал и королевскую типографию. Он пригласил во Францию художников Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин. Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой.

Над дворцом, построенным для Франциска в Фонтенбло, работал Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, ставший одним из персонажей пьесы Гюго и – под итальянизированным именем Марулло – оперы Верди.

У Франциска было множество любовниц и фавориток. У Гюго упоминается Диана де Пуатье, дочь монсеньера Сен-Валье, добившаяся у короля помилования для своего отца-заговорщика – по слухам, ценой любовной связи с королем.

Было известно, что Франциск готов на все, чтобы добиться желаемого, и не только в любви. Так, находясь в плену у испанцев, он предложил в заложники двух своих маленьких сыновей ради собственного освобождения.

Франциск был, безусловно, циничен; говорят, что, когда его обвинили в распутстве, он снял свое бриллиантовое кольцо и нацарапал на окне замка: «Все женщины изменяют, и безумец тот, кто верит им».

По легенде, король умер от сифилиса – один из обманутых мужей, мстя ему, намеренно заразился и заразил жену, чтобы передать болезнь королю...

«Я мог написать другого «Отелло», но я никогда не мог бы написать другого «Риголетто», – слова, которые приписывают самому Верди, очень точны. Этот сюжет композитор считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и пр. создают замечательные драматические эпизоды».

Конечно, в «Риголетто» в ренессансные одежды рядится романтический XIX век – бездна скрывается за великолепием двора, отчаяние за маской веселья. Поразительна быстрота, с которой следуют события, но это не наносит ущерба характеристике персонажей и психологической правде. И Риголетто с горечью заметит, встретившись с обесчещенной дочерью, что все изменилось в один день.

Не только страсть, но и продажность – движущая сила фабулы «Риголетто». Все продается и все покупается – насмешка, убийство, служанка, проститутка, бесчисленное множество раз в либретто звучит слово «кошелек»... И даже в отчаянии, обращаясь к похитившим Джильду придворным, Риголетто использует уничтожающее его самого сравнение: «Ради золота вам ничего не жаль, но моя дочь – это неоплатное сокровище». Еще один рычаг сюжета – власть. Это и деспотизм Герцога, и духовная власть шута над своим повелителем («наставник» становится жертвой собственного «ученика»), и, наконец власть любви, мести, вожделения над персонажами оперы...

В письмах Верди говорит, что видит в Риголетто трагическую фигуру, достойную Шекспира. Недаром «Риголетто» сочинялся одновременно с появлением замысла оперы по трагедии Шекспира «Король Лир». Вердиевский Риголетто – Лир и его шут в одном лице, страдающий отец и злой насмешник, человек, который под грозовым небом, в дождливую ночь, понимает, что проклятие, которое пало на него – не случайность, а природа вещей. Последний крик Риголетто «Ах, проклятье!» – не только свидетельство сбывшегося проклятия Монтероне. Он возвещает победу безжалостного и непостижимого закона: мир «Риголетто» – проклятый мир.

И физическое уродства шута – еще один символ (важный, кстати, для всего творчества Гюго образ – вспомним «Собор Парижской Богоматери» и Квазимодо).

Уродство Риголетто – знак исковерканности этого мира, где все наизнанку, где торжествует зло: нож убийцы предназначен невинной и благородной женщине, сам убийца – единственный честный мужчина из всех персонажей оперы, а насильник остается безнаказанным. Это мир, изобилующий тревогами и опасностями, позором и горем, жизнью и смертью; мир, над которым царят ночь и поистине шекспировская буря.

«Такая ночь не жалостлива ни к умникам, ни к дуракам», говорит шут в «Короле Лире». В этой ночи нет справедливости, а есть лишь разрушение и смерть.

Шутки Риголетто безжалостны, как сама жизнь. «Иль бог безжалостен? Иль небо заперто?» – восклицает шут в драме Гюго, и это не только романтическая риторика. Даже Спарафучиле, полукомический персонаж у Гюго, в опере Верди предстает едва ли не вестником иного мира, появляясь из ниоткуда. «Демоном» называет его Риголетто. «Язык мой ядовит – его клинок неистов. Я продаю свой смех – он продает убийство», – шут видит в наемном убийце своего двойника...

В пьесе Гюго есть сцена в спальне, где Король объясняется в любви Бланш, а затем соблазняет ее. Пиаве по настоянию цензуры исключил эту сцену. Но мы видим, что Джильда выходит из спальни Герцога, став его любовницей, и остается при дворе как его фаворитка, преемница дочери Монтероне. И Риголетто, говоря ей: «Плачь», не столько утешает ее, сколько требует от нее раскаяния и сожаления о случившемся...

Серьезность чувств Джильды можно понять, если вспомнить, что привязанность ее не мимолетна, что в событиях третьего акта участвует не наивная девочка, а зрелая страдающая женщина: Джильда проводит при дворе месяц в качестве любовницы Герцога.

Это время, которое, согласно пьесе Гюго, требуется Риголетто, чтобы подготовить убийство и побег, так как похитить фаворитку своего господина наверняка было непростым делом.

В либретто Пиаве не уточняется, сколько времени прошло, но Риголетто говорит дочери, что она имела время одуматься. И когда Джильда умирает на руках у отца, она просит у него прощения не только для себя, но и для Герцога.

И это вновь напоминает нам о Лире и Корделии – дочь ставит превыше всего закон любви, и потому идет против воли отца.

Верди, переживший в 40-е годы смерть жены и обоих детей, вопреки распространенному мнению, не стал атеистом. Но многие годы его терзала мысль о том, что Бог жесток, что он карает слабых и невинных. Мауро Ма-риани, профессор консерватории Санта Чечилия, написавший книгу воспоминаний о Верди, приводит его слова: «Я думаю, что жизнь – глупейшая вегць, и, что еще хуже, бесполезная».

А «музыкальным завещанием» композитора не случайно стала фуга, завершающая последнюю оперу Верди – «Фальстаф», на слова «Все в мире только шутка».

Шутки и забавы героев «Риголетто» безумны и беспощадны. И, возможно, Верди, не склонный к комическим сюжетам, думал о шутке как о жестокой и бессмысленной игре судьбы.

Его первая комическая опера – «Король на час» – совпала по времени создания со смертью жены и детей композитора, а вторая – «Фальстаф» – стала его последним произведением...

Поверхностность и легкомыслие Герцога предвещаются уже в начале оперы – в бальной музыке, которая исполняется в течение праздника в его дворце и которая вдохновлена классической «галантной манерой» XVIII века. Также недвусмысленно личность Герцога – по словам Станиславского, «жестокого и страшного полуребенка», – обрисована и в вокальной партии: его музыкальные темы кратки, крайне просты и танцевальны.

Риголетто, обращаясь к придворным, перенимает «музыкальные манеры» Герцога, в сценах с Джильдой – ее чувствительный стиль. Музыка следует за всеми психологическими поворотами сюжета.

В начале оперы мы видим, что ненависть придворных заслужена шутом, но, в отличие от его поверхностных врагов, он распахивает перед нами пропасть собственной души, открывая глубину своих мучений.

Уязвимость, которую дарует ему отцовство, отчасти искупает в наших глазах его жестокость к Монтероне и Чепрано, отцовство – ахиллесова пята того, кто не боится смеяться надо всеми.

Риголетто внутренне мертв, начиная с похищения Джильды. «Алтарь там воздвигал, где строят эшафот. Но мой алтарь разбит!» – говорит герой драмы Гюго. Так легко и быстро, на фоне танцевальных мелодий в «Риголетто рушится все, во что верят главные герои – шут и его дочь.

Риголетто пытается создать островок любви и чистоты во враждебном мире, и его попытка терпит крах. Выстроенный им мир разрушен изнутри волей влюбленной Джильды.

Возможно, здесь Верди говорит нам, что итогом истинной любви всегда становится смерть. Но персонажи его опер всегда не только встречают свою судьбу лицом к лицу, но и выбирают ее. Для Джильды ее смерть – добровольная жертва, для Риголетто – сбывшееся проклятие громогласного «каменного гостя» Монтероне. «Как эта ночь ужасна: в небе гроза и буря, а на земле – убийство!.. В это мгновенье велик я и страшен!» – параллель между небом и землей обманчива.

Трагическая ирония слов Риголетто о его величии вновь заставляет нас вспомнить о жестоком, карающем ветхозаветном Боге. О том Боге, к которому в ужасе обращается человек, потеряв все, что любил – как Верди, как и его герой...

Из буклета театра имени Джалиля к опере «Риголетто» (постановка 2009 года)

 

Мы проиллюстрировали рецензию снимками Рамиса Назмиева, которые нашли в Интернете. Благодарим автора за возможность увидеть спектакль его глазами.Вы можете посмотреть другие фотографии, он снимал весь спектакль практически репортажно. Кроме того, у него есть съемка других спектаклей Шаляпинского фестиваля.

Информацию об авторе снимков мы нашли "ВКонтакте". Он выпускник казанской школы №28, имеет магистерскую степень Института фундаментальной медицины и биологии КФУ и диплом ВГИКа, факультет режиссерский, кафедра игрового кино.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить