Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ромео и Джульетта: сюжет, актуальный на все времена
- Любовь АГЕЕВА
- 27 февраля 2014 года
27 февраля 2014 года попасть в Государственный Большой концертный зал имени С. Сайдашева было практически невозможно – студенты Казанской консерватории показывали здесь оперу «Ромео и Джульетта».
Аншлаг на премьерах оперной студии консерватории, которой руководит Альфия Заппарова, бывает всегда. У исполнителей есть учителя, родственники, друзья, друзья друзей… Но в этом случае желание увидеть премьеру было связано и с тем, что исполнялась опера, которая не так часто ставится не только в Казани, но и в мире.
В нынешнем году, весной, исполняется 450 лет со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шескпира. Символично, что именно сейчас оперная студия представила казанцам свою версию трагической любви двух юных жителей из итальянского города Вероны.
Сюжет, актуальный на все времена, всегда привлекал внимание композиторов. К трагедии Шекспира в разное время обращались Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Петр Чайковский, Риккардо Дзандонаи, Сергей Прокофьев. В ХХ веке появился популярный мюзикл «Ромео и Джульетта» Риккардо Коччанте.
Опера «Ромео и Джульетта» французского композитора Шарля Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, впервые была исполнена 27 апреля 1867 года в парижском «Театре-лирик». В Казани ее первый раз показали в 1896 году. Следующая постановка, по сведениям Георгия Кантора, состоялась только в 1959 году. На моей памяти (а я живу в Казани с 1965 года) этого спектакля на сцене оперного театра имени М. Джалиля не было.
Ромео - Филюс Кагиров, Меркуцио - Айрат Имашев
Предваряя спектакль, режиссер-постановщик, профессор Казанской консерватории Эдуард Трескин, в прошлом известный оперный певец, объяснил почему. По сюжету основные герои знаменитой трагедии Шекспира очень молоды: Ромео – 15 лет, Джульетте – 13, а вокальные партии требуют от исполнителей большого мастерства. И в ходе спектакля мы не раз убеждались в этом.
Роли представляют большую сложность и в артистическом плане. Как известно, внутренние состояния, в том числе любовь, играть очень сложно. Если не переносить действие в наши дни и показывать любовь в современном прочтении, как это зачастую происходит на профессиональной сцене.
Айгуль Хисматуллина - Джульетта
Но режиссер-постановщик не пошел по этому пути. Для Эдуарда Трескина эта премьера – еще один знак уважения своему учителю, легендарному певцу и оперному режиссеру Ниязу Даутову, которому в нынешнем году исполнилось 100 лет. Знатоки оперного искусства называли Даутова лучшим Ромео Советского Союза. Он пел эту партию во время работы в нашем театре в качестве солиста – с 1956 по 1960 год.
– Ромео – одна из сложнейших теноровых партий, – говорит Эдуард Трескин. – В нашем спектакле ее исполнил аспирант Филюс Кагиров. Для казанцев это сюрприз, потому что многие знают и любят Филюса как эстрадного певца и как исполнителя народных песен. Но он уже пел у нас Ленского. Но Ромео – это не Ленский…
Чувствуется, что все больше внимание в подготовке спектаклей оперной студии уделяется пластике артистов, психологии взаимоотношений персонажей – музыкантов учат быть настоящими драматическими актерами. С ним работает актриса Галина Маковская, знакомая казанским театралам по спектаклям Казанского Большого драматического театра имени В.И. Качалова.
Оперная студия консерватории – это все-таки не совсем профессиональный театр, и это весьма ограничивает возможности постановочной группы и в костюмах, и в художественном решении спектакля, а потому многое в спектаклях соответствует эстетике театральной условности и символизма. Но, кажется, никогда прежде так много не значили театральные детали. Эдуард Трескин представил вражду кланов Монтекки и Капулетти в противостоянии двух цветов – бордового и синего. В час последнего свидания Ромео завяжет два шарфа единым узлом. В финале спектакля по цветам нашейных платков мы сможем узнать представителей двух родов, объединившихся перед лицом кончины влюбленных.
Удивительно к месту оказались два балкона концертного зала. На одном Джульетта мечтает о Ромео, на другом мы видим их вместе в момент любовного свидания.
Джульетта - Айгуль Хисматуллина, Ромео - Филюс Кагиров
А в начале спектакля на обоих балконах появляется хор, предваряющий повесть, которой нет печальнее на свете. До начала спектакля мы узнаем, что это смешанный хор учащихся Казанского музыкального колледжа (хормейстер Дина Венедиктова). Потом хористы будут участвовать в сценическом действии, разделясь на два враждующих клана.
Так что нам явлен прекрасный результат творческого содружества двух музыкальных учебных заведений Казани – консерватории и колледжа.
Небольшие фрагменты из оперы Гуно временами звучат по телевидению, на этот раз мы услышали всю оперу. Очень красивая музыка. Студенческий оркестр под управлением дирижера Лео Кремера представил ее на высоком профессиональном уровне.
Будучи рядовым зрителем, не могу оценить профессиональные тонкости, но на этом спектакле я практически забыла, что на сцене – студенты и вчерашние выпускники. Отдельные шероховатости, конечно, были, но в целом это было прекрасное исполнение. А Ромео и Джульетта вообще, на мой взгляд, были безупречны.
Опера исполнялась на русском языке, что определило максимальный контакт сцены и зрительного зала. Исключение составила знаменитая ария Джульетты, которую студентка 5 курса Айгуль Хисматуллина (класс профессора Клары Хайрутдиновой) блестяще исполнила на французском.
Среди других исполнителей нельзя не назвать выпускников консерватории Айрата Имашева (Меркуцио) и Рузиля Гатина (Тибальт). И вообще все исполнители были на высоте.
Оперативный отклик на новую работу оперной студии Казанской консерватории был бы неполным, если бы я не сказала о том, как завершилась финальная сцена. Зал поднялся в едином порыве. Шквал аплодисментов, крики «Браво!»… И это было искреннее восхищение тем, что мы увидели в этот вечер, знак признательности начинающим артистам, не побоявшимся попробовать себя в такой сложной опере.
Я попросила оценить спектакль Эдуарда Трескина, ведь для него исполнители – прежде всего студенты. Вот что он сказал:
– Моя оценка результата – высокая. Я видел, как в зале всюду мелькали носовые платочки в финале оперы. Зрительские слёзы, катарсис, то есть душевное очищение, – это и есть результат.
Приятная новость: мы еще сможем увидеть этот спектакль летом и осенью. Планируется гастрольное выступление в Тольятти.
Любовь АГЕЕВА
Снимки Ольги Шелеповой