Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанская консерватория – Крыму
- Лидия ФЕДОТОВА, заслуженный деятель искусств РТ, профессор Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова
- 05 июня 2014 года
В Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева 20 мая 2014 года прошел благотворительный концерт с названием «Крым… Память сердца».
Миссия концерта благородна: она знаменовала родство культур Татарстана и Крыма, она направлена, по словам ректора консерватории Р. Абдуллина, «на духовное возрождение общества, которое должно начаться со сферы образования и культуры». Прошедший концерт – это достойный вклад Казанской консерватории в осуществление этой важной государственной задачи.
Общей реакцией у слушателей концерта было: «Браво, консерватория!». Действительно, творческий потенциал вуза был представлен мощно, уровень художественного воплощения задуманной идеи соответствовал самой высокой планке.
Программа концерта была хорошо продумана и отрежиссирована (сценарий – концертного отдела во главе с Е. Хакимовой, ведущие Э. Трескин и Г. Салманова). Тема «Крым… Память сердца» присутствовала во всех составляющих программы. Звучала музыка композиторов Крыма и Кавказа. Прекрасной поэтической заставкой к каждому отделению концерта были стихи – сильные, с мужской интонацией, прочитанные их автором Нури Бурнашем. Они посвящены трагической судьбе народа-изгнанника: цикл «Хайтарма» с идеей возвращения, поэма «Парк Воронцовского дворца», посвященная С. Абдуллиной. Стихи сопровождались показом пронзительных кадров из документального фильма – почти фресок в духе Ф. Гойи.
В концерте участвовали творческие коллективы консерватории. Студенческий симфонический оркестр под руководством немецкого дирижера Лео Кремера стал по-настоящему профессиональным, музыкантски чутким организмом. Так, в сложной драматургии фортепианного концерта А. Караманова именно с участием оркестра убедительно прозвучали яркая кульминация (рахманиновского накала) и просветленный хорал в завершении сочинения. Оркестр же поставил праздничную точку в конце первого отделения концерта, исполнив зажигательную Фантазию на крымско-татарскую тему А. Луппова.
Консерваторский студенческий хор традиционно заслуживает самой высокой похвалы: всегда подкупает чистый строй акапельного звучания, качественное единство интонирования, строгая глубинная экспрессия. Таким было исполнение и духовного концерта А. Архангельского «Гласом моим ко Господу воззвах», и обработки народной татарской песни «Осыпаются цветы» М. Музафарова с ее трепетной национальной орнаментикой. Оба сочинения были созвучны теме концерта.
Студенческий хор, к слову, только что вернулся после международного фестиваля хоровой музыки в Польше с высшей наградой «Гран-при» и со спецпризом фестиваля «Лучший дирижер» для художественного руководителя хора Владислава Лукьянова.
Студенческий оркестр народных инструментов «Татарика» (художественный руководитель Ринат Халитов) также уже приобрел известность и заслуженное признание. Во втором отделении концерта оркестр исполнил танцевальные миниатюры крымских композиторов Сервера Какура, Рустема Комурджи, Рустема Рахматуллина, а также Александра Спендиарова. Яркий колорит национальных интонаций и ритмов, характерных ладогармонических «модализмов» – эти черты восточной музыкальной стилистики (крымско-татарской, армянской, турецкой…) вкупе с артистическим энтузиазмом молодых исполнителей вызвали восторг слушателей.
Украшением концерта и, в определенной мере, открытием для слушателей были выступления солистов.
Вокалистка Гульнор Гатина, звонкое сопрано, – аспирантка консерватории. Она уроженка Крыма, поэтому ей близка музыкально-поэтическая стилистика крымско-татарских народных песен, которые она исполняла. В первом отделении концерта она пела романсы крымского композитора Ильяса Бахшиша.
Концертмейстером неожиданно выступил Р. Абдуллин: по контрасту с царственно-мощным звучанием его основного инструмента – органа рояль под его руками звучал лирично, живописно, созвучно задушевному тону народной музыки. Интонационная орнаментика гармонично переливалась в ансамбле голоса и фортепиано.
Пианист Рэм Урасин, доцент консерватории, лауреат международных конкурсов, представил редко исполняемый Третий фортепианный концерт Алемдара Караманова. Это сочинение стало своеобразной «доминантой» концертной программы. А. Караманов – композитор-крымчанин с трудной творческой судьбой. Музыка Третьего фортепианного концерта с названием «Ave Maria» написана в тот симферопольский период творчества композитора, когда главной художественной идеей для него стала «музыкальная религия», «переосуществление» творческого духа и «очищение» языка (это – выражения самого композитора[1]).
Чтобы исполнить это весьма продолжительное по времени и самобытное по стилю сочинение, нужно обладать недюжинным воображением, войти в особый мир медитативно-восточного мышления. Например, А. Шнитке, высоко ценивший творчество Караманова, говорил, что в нем «иное музыкальное существование» – сродни «серьезной восточной музыке…»[2].
Пианист Р. Урасин «слышит» это состояние сосредоточенного дления музыкальной мысли, глубоко чувствует этот строгий стиль. В своем исполнении он – почти соавтор сочинения, исполнитель-композитор; импровизационная исполнительская манера Р. Урасина оказалась близка импровизационно-восточному мышлению А. Караманова.
В заключение стоит отметить, что инициатором замечательного концертного проекта «Крым… Память сердца» является ректор Казанской консерватории, профессор, народный артист России Рубин Кабирович Абдуллин. Ему принадлежит идея концерта. Он – инициатор творческих связей консерватории с деятелями культуры Крыма. Гости, приехавшие на концерт: Февзи Якубович Якубов, ректор Крымского инженерно-педагогического университета, заслуженный работник образования Узбекистана и Украины, Герой Украины, лауреат Госпремии имени Т. Шевченко, и Дилявер Османов, композитор, главный редактор крымско-татарского литературного журнала «Йылдыз», заслуженный деятель искусств Татарстана и Украины, искренне благодарили консерваторию и ректора Р. Абдуллина, с такой заинтересованностью возрождающего красоты «крымско-татарского мира».
Прошедший концерт – это и «память сердца» семьи Р. Абдуллина, память о крымско-татарских корнях его родителей, о переплетениях судеб народов нашей многонациональной страны.