Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Музыка с небес
- 12 июня 2014 года
12 июня, в День России, на острове-граде Свияжске было особенно многолюдно: во-первых, выходной день, во-вторых, именно здесь открывался III Международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры».
В этот день в Свияжске была журналист Любовь Агеева.
Концерт-открытие фестиваля 2014 года проходил в отреставрированном соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости Свияжского мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, в котором совсем недавно завершились реставрационные работы. Но праздник начался раньше, в музее истории Свияжска, где в одном из залов вдруг зазвучала музыка.
Первые слушатели - журналисты
Концерт Государственного струнного квартета Республики Татарстан под управлением Шамиля Монасыпова был проанонсирован, однако точное место его выступления обозначено не было. Музыканты, приехав заранее, решили, что лучше всего будет играть на крыльце здания, в котором работает музей, однако начавшийся дождь загнал всех под крышу.
Но в музее было даже лучше. Места для зрителей, конечно, мало, и немногие попали в зал, где расположились музыканты, но слушать можно было и из соседних залов. Правда, там, где начинается музейная экспозиция, все-таки было интереснее. Скульптура воина за музыкантами воспринималась как пятый участник действа. Меняющиеся картинки интерактивного оформления музейной экспозиции придавали музыке некий дополнительный смысл…
Квартет, который в последнее время не так часто показывается публике, выбрал для исполнения сочинения Чайковского, Бородина, Глазунова, Свиридова.
А к 12 часам все собрались у собора Богоматери Всех Скорбящих Радости. Кто-то поспешил занять сидячие места, кто-то решил перед концертом посетить легендарную деревянную церковь Святой Троицы Иоанно-Предтеченского монастыря – и остался без места, поскольку людей собралось очень много. Но и те не прогадали, поскольку до основного концерта был еще один концерт, на улице.
Колокольный звон разносился далеко окрест. Собственно, то, что мы услышали, вряд ли можно назвать просто звоном. Это была настоящая музыка. Нам снизу хорошо было видно молодого звонаря, который с вдохновением играл на всех колоколах соборной звонницы.
В соборе были люди всех возрастов, мужчины и женщины, семьи с детьми. Многие еще до начала концерта осмотрели храм, представший после реставрации во всей красе.
Я была здесь в 1997 году, когда собор показывали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Успенский монастырь только что вернули Русской православной церкви, и храм поражал своим величием снаружи и запустением внутри.
Кстати, подарила руководству Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» свою книжку о визите Его Святейшества, где есть снимки Владимира Зотова о посещении собора Богоматери Всех Скорбящих Радости.
Реставраторы восстановили оригинальную роспись собора, и можно было долго разглядывать лица святых, вспоминая знакомые религиозные сюжеты.
Впрочем, я это делала и во время концерта, и впечатление было потрясающим. Все-таки мудрыми людьми были строители первого православного храма, соединившие в одно целое два мощных воздействия – для глаз и для души.
Музыка в храме звучала, действительно, божественно. Она уносилась высоко вверх, под купола, обнимала все уголки большого храма, и сердце благодарно резонировало.
Есть в русском языке такое слово – благолепие. Нечто подобное я испытала во время этого концерта.
Слова приветствия произнесли настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря отец Силуан, который сообщил, что скоро храм будет освящен и в нем начнутся богослужения, и директор Свияжского музея-заповедника Артём Силкин, который пригласил собравшихся познакомиться с другими объектами острова-града.
Первым выступал Братский хор Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Если бы до этого мне кто-то сказал, что четыре человека могут производить впечатление целого хора, я бы ни за что не поверила. Но это было так. Четыре голоса, сливаясь в один, уносили душу куда-то вверх, к куполам. В какой-то момент перехватило дыхание и из глаз выступили слезы. Думаю, что многие в этот момент испытали то же самое.
Это впечатление трудно, практически невозможно передать словами. Да и надо ли…
Прозвучали три сочинения, которые я могу назвать, поскольку пресс-секретарь фестиваля Айсылу Мирханова вооружила нас пресс-релизом с программой: «Агни Парфене»; «Днесь спасение миру бысть» и «Преблагословена еси».
Слова прозвучавших песнопений были большинству не понятны, поскольку церковнославянский язык для нас – всё равно что китайский. Нашим переводчиком в этом концерте был руководитель Братского хора Павел Елисов. Он предварял выступление каждого коллектива и давал краткую характеристику сочинениям, включенным в программу.
Павел Елисов очень высокого отозвался о вокальном ансамбле духовной музыки «Благовест» (руководитель – регент Софийского собора Елена Калиткина)из Лаишево, а когда мы услышали этот коллектив, стало ясно, что нисколько не погрешил против истины. Прозвучало 5 духовных песнопений: Концерт «Радуются вси ангели на небеси...» протоиерея Н.Ведерникова, «Да исправится молитва моя...» П. Чесноков, «Заповеди блаженства» В. Мартынова, старинный духовный стих «Молодой юнош». Песня Л. Кононовой «Матушка Россия» в обработке Елены Калиткиной оказалась очень созвучной празднику 12 июня.
Ансамбль составляют 7 певцов, 2 мужских и 5 женских голосов. Во время пения при всей стройности хорового звучания я слышала каждый из них, а во время сольного пения могла оценить их красоту.
Ансамбль был создан на основе церковного хора Софийского собора районного центра Лаишево при участии клириков храма Св. благоверного князя Владимира п. Октябрьский в Обсерватории. Трудно поверить, что этому коллективу всего 4 года, но за это время он успел стать известным даже за границей. В июне 2013 года коллектив принял участие в Х международном фестивале духовной музыки в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» в городе Поморие (Болгария), где был удостоен специального диплома «За точную интерпретацию и отличное камерное музицирование».
Жаль, что за это время мне не довелось услышать ансамбль в Казани. Правд, винить в этом могу только себя. На страничке коллектива «ВКонтакте» я прочитала о том, что музыканты 9 января нынешнего года дали в Казани Рождественский концерт.
Кстати, Интернет позволит услышать ансамбль и дома. Адрес – http://vk.com/public57880746.
Государственный камерный хор Республики Татарстан (руководитель Миляуша Таминдарова) мы увидели только во время финального сочинения, когда все участники концерта исполняли «Патриаршье многолетье».
Но услышали мы его раньше – хор пел на привычном для церковных музыкантов месте, когда голоса звучат сверху, из-под небес. Слушая камерный хор Миляуши Таминдаровой, совсем не хочется воспринимать эти слова как метафору.
Хор исполнил несколько сочинений, указанных в программе так: Е. Подгайц. «Дева, Мария»; П. Чайковский. «Блаженье»; П. Чайковский. «Хвалите, Господи с небес»; П. Чесноков. «Совет привечный».
Для меня это было настоящее открытие – я впервые услышала духовную музыку Петра Чайковского.
Завершал концерт квартет «Притча» Раифского мужского монастыря, который исполнил 6 сочинений: Знаменный распев «Хвалите имя Господне»;
«Да возрадуется душа» И. Маркова, «Кто ны разлучит» Соломина, «Отверзу уста» П. Чеснокова, «Кресте Христов» Н. Мельникова и «Достойно есть» царя Феодора Оказывается, наши государи тоже сочиняли церковную музыку).
Мне приходилось слышать коллектив, руководит которым отец Сергий, и раньше. В личной фонотеке есть диск, который я ставлю каждый раз, когда не удается попасть на концерт «Притчи» в Казани. Слышала «Притчу» и в ее родных стенах, в храме во имя Грузинской иконы Божией матери. И это были незабываемые впечатления.
К сожалению, в Свияжске услышала ровное концертное исполнение, но душа на него не откликнулась, как это было раньше. Трудно сказать, почему. Может, музыканты тут вовсе не причем – квартет замыкал концерт, и в храме началось движение, которое не могло не отвлекать. А, может, дело в «Притче». Не знаю…
Международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры» проходит в Татарстане уже в третий раз. Его инициатором является Игорь Зисер, человек, известный в Казани. Музыка – можно сказать, его хобби, но он сделал и делает для ее пропаганды в Казани столько, сколько не сделали многие профессионалы. Помнится, в пору моей работы в «Вечерней Казани» мы вместе проводили фестиваль «Джазовый перекресток».
« Международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры» состоялся впервые в 2012 году. Форум был создан с целью объединения людей разных конфессий, приобщения широкого круга слушателей к сокровищам мирового музыкального искусства, укрепления имиджа республики как центра веротерпимости и мирного сотрудничества представителей разных национальностей и религий», – читаю в пресс-релизе.
За годы существования фестиваль объединил более двухсот исполнителей из Германии, Турции, Болгарии, Узбекистана, Украины, России, его концерты посетили тысячи зрителей – жителей Татарстана и гостей республики. В 2013 году фестиваль прошёл в рамках проекта «Культурная Универсиада».
Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева.
Концерты форума традиционно проходят на открытых площадках центров туристического и духовного паломничества республики – в Свияжске и Болгаре, а также на Пушечном дворе Казанского Кремля.
Значение такого фестиваля сегодня трудно переоценить. Музыка во все времена являлась универсальным языком. А музыка духовная всегда призывала людей к единению и согласию, миру и добру.
Принципиально важно, что в Год культуры воедино сошлись три ее потока – музыка татарская, русская и еврейская.
Может, в наших ожесточенных сердцах станет меньше льда, больше веры в то, что жить надо не тем, что разъединяет, а тем, что соединяет.
Только услышат ли все эту музыку?!
Любовь АГЕЕВА
Постскриптум:
Снимки в тексте мои. Не обессудьте за качество. Поменяю, когда найду лучше.
Но даже этих могло не быть.
Не иначе, как чудом, не назову то, что со мной случилось в Свияжске. Записывая колокольный перезвон, я держала в руке диктофон, телефон и фотоаппарат и в какой-то момент фотоаппарат выпал. Я заметила это уже в храме, когда собралась фотографировать фрески.
Вышла на улицу, совершенно не веря в успех сего действа. Горько посетовала Айсылу Мирхановой на судьбу – жалко было не только фотоаппарат, сколько не скачанные с него снимки… И вдруг ко мне подошел мужчина и потянул мой фотоаппарат!!!
Такое могло случиться только в Свияжске, на земле, поцелованной Богом!