Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Уголок дворянской усадьбы в Казани
- 20 мая 2014 года
Выставка «Неспешность дней и аромат вещей…» открылась в Международном институте антиквариата 16 мая 2014 года, в преддверии Международного дня музеев.
Среди первых посетителей была наш внештатный автор Инна Вагапова.
Здание по улице Сибирский тракт, 34 (корпус 5) не отличается ничем особенным: это не исторический памятник, не стеклянный бизнес-центр, здесь нет ярких цветов и заметных вывесок. Тем более удивительно обнаружить именно здесь Международный институт антиквариата ASG с функционирующими выставочными залами, наполненными уникальными вещами различных эпох. Стены залов цвета бордо, звуки классической музыки и легкий, но уловимый запах старины становятся фоном для постоянной экспозиции из более чем 150 предметов.
Именно здесь открылась выставка «Неспешность дней и аромат вещей…», посвященная интерьерам русских усадеб. Главный идеолог выставки Алина Булгакова подчеркнула, что ее уникальность состоит в том, что подобная реконструкция усадебного интерьера в условиях музеев в Казани происходит впервые.
Толчком для организации экспозиции было изучение журнала «Столица и усадьба»[1]. В этом журнале, посвященном столичной, светской жизни, и была найдена фотография усадьбы Караул, которая когда-то принадлежала дворянам Чичериным. По ней и была воссоздана экспозиция в виде одной из комнат дворянской усадьбы. Организаторы выставки старались сделать обстановку максимально домашней. Они собрали все необходимые предметы мебели для обстановки гостиной в стиле усадебного интерьера.
В ноябре 2013 года корпорация начала работу над проектами реставрации русских усадеб в Подмосковье. В настоящее время идет восстановление трех усадеб – купцов Аигиных в Талицах, Черкизово князей Черкасских и Пущино-на-Наре князей Вяземских, в дальнейшем их число планируется увеличить до семи. После окончания первого этапа реставрационных работ по восстановлению фасадов, в каждой из усадеб будут воссозданы интерьеры в конкретном историческом и художественном стиле.
Об усадьбе купца В.П.Аигина, находящейся в селе Талицы Пушкинского района Московской области, читайте в четвертом номере журнала «Мир искусства» за 2013 год («Возрождаем утраченное: русская усадьба как объект культурного наследия в проектах Инвестиционной группы компаний ASG. Иван Краснобаев, директор центра изучения и сохранения объектов культурного наследия, кандидат архитектуры).
Все больше углубляясь в антикварный мир, понимаешь, что у каждого предмета есть свои особенные названия. Здесь и столы-геридоны на одной ножке с круглой столешницей, и мебельный гарнитур начала XIX века из красного дерева. Помимо дивана, четырех кресел классической формы в гарнитуре представлены два тяжеловесных кресла – бержер, чьи спинки плавно переходят в ручки и образуют единый каркас кресла.
Стол украшает фарфоровый сервиз в стиле ампир с эмблемой императора Наполеона и изображениями пчел, с которыми он себя ассоциировал. Непременный атрибут усадебной гостиной – ломберный (игральный) столик. Богатая красочная композиция ломберного столика – маркетри (мозаика по дереву) выполнена из фруктовых деревьев и ореха.
Поднимем взгляд – и увидим высокое зеркало прямоугольной формы на пристенной консоли середины века. Рядом на полочках расположились фарфоровые голландские вазы.
Господский дом напоминал музей: в залах подлинные полотна школы Веласкеса, Веронезе, Рубейры, Пальмы-младшего, голландских художников, таких русских мастеров, как Тропинин, Боровиковский, Васильев, Серов, Айвазовский, замечательная коллекция гравюр.В усадьбе была хорошая усадебная библиотека, насчитывавшая свыше четырех тысяч книг на русском и иностранных языках по истории, праву, социологии, философии, дипломатии, искусству.
Как рассказала директор Международного института антиквариата Алина Булгакова на премьерной экскурсии выставки, живописные полотна подбирались по состоянию владельца. Часто не по теме, а по формату, а потому религиозная живопись могла соседствовать с портретной. Поэтому копия «Святого Себастьяна» на выставке соседствует с портретом неизвестного французского художника XVIIIвека. Интерьер дополняет рояль XIXвека, созданный Себастьеном Эрраром, известным французским мастером по изготовлению музыкальных инструментов.
Украшением гостиной стали столик для рукоделия и витрина для демонстрации книг, живописных миниатюр, рукоделия и т.п. Посетители выставки получили возможность увидеть там роман в письмах двух влюбленных, обнаруженный в одном из старинных французских комодов во время реставрации.
Все вещи подлинные. Некоторым понадобилась реставрация. Например, на мягкой мебели заменена ткань, однако новая сделана по старинным технологиям. Вторжений из нашего века немного - полочки, на которых стоят старинные вазы - их сделал мастер ASG; диван украшают подушки, сшитые из его старинной обивки, которая уже не подлежала восстановлению.
Интересна судьба усадьбы Караул, с фотографий которой воссоздавался интерьер. Об этом рассказала Светлана Бородина, главный редактор редакции масс-медиа ASG. Подробности об усадебной жизни нашлись в Интернете.
Усадьба Чичериных находилась в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Это был старинный дворянский род. В исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843—1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года.
В усадебный комплекс входила церковь, построенная в конце XVIII - начале XIX века
С имением отца более всего был связан старший сын Борис. Он появился на свет в Тамбове, но детство и раннюю юность провел в тамбовских имениях своего отца Николая Васильевича. Одно из этих имений - Караул,- купленное Николаем Васильевичем в 1837 году, Борис Николаевич унаследовал после смерти отца и на протяжении всей жизни испытывал к нему пронзительное ностальгическое чувство - как к родовому гнезду, колыбели безоблачного детского счастья и светлых юношеских мечтаний.
Борис Чичерин стал юристом, известным правоведом, историком, философом и публицистом. Жил в Москве, преподавал в Московском университете, на кафедре государственного права. В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения. И вернулся в родовое гнездо, занялся земской деятельностью.
В начале 1882 года Борис Чичерин был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С.М. Третьякова. Он приезжал в имение Караул уже наездами.
Женой Бориса Чичерина была старшая дочь Алексея Васильевича Капниста Александра, с которой он познакомился во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году в Риме. Спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, они поженились.
Усадьба после их переезда в Караул преобразилась. Часть новой мебели купили в Петербурге, но скорее всего это была мебель, изготовленная за границей. Часть предметов интерьера получила по наследству его жена. Были и предметы мебели, которые сделал по эскизам Чичерина усадебный столяр Аким.
Обширный парк, фруктовый сад, оранжереи и павильоны и большой белый господский дом располагалась на берегу реки Вороны. Все это составляло единый величественный ансамбль. Облик господского дома весьма необычный, он скорее напоминает английский коттедж. Дом был деревянный, трехэтажный. Он был построен из отборного соснового леса. Чтобы сделать уникальные дубовые паркетные полы и рамы, было куплено несколько очень старых деревянных изб. Советами помогал Евгений Баратынский, знаменитый русский поэт, который регулярно гостил в усадьбе, часто проводя здесь все летнее время.
После Великой Октябрьской социалистической революции Караул как памятник искусства и культуры находился под охраной государства. В 1923 – 1927 годах там был устроен музей. На господском доме появилась мемориальная доска с надписью: «В этом здании 24 (12) ноября 1872 года родился выдающийся дипломат ленинской школы, народный комиссар по иностранным делам Г.В.Чичерин» (Георгий Васильевич Чичерин был племянником Бориса Николаевича).
Георгий Васильевич Чичерин, дипломат во втором поколении, по праву занимает в истории советской дипломатии особое место. Жизнь и труд этого государственного деятеля и выдающегося советского дипломата — пример беззаветного служения своему народу и Отечеству.
В начале 1918 года В.И. Ленин поручил Чичерину ведение внешней политики первого в мире государства рабочих и крестьян. После образования 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик Г.В. Чичерин был назначен народным комиссаром по иностранным делам в первом правительстве Союза ССР, возглавляемом В.И. Лениным.
В 1930 году Президиум ЦИК СССР удовлетворил его просьбу об освобождении от поста наркома по состоянию здоровья. После отставки Чичерин вел уединенный образ жизни, занимался исследовательской работой в области теории и истории музыки, написал книгу о Моцарте. Здоровье Г.В.Чичерина продолжало ухудшаться, 7 июля 1936 года Г.В.Чичерин скончался. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Но даже фамилия Г. Чичерина не спасла усадьбу.С 1920-х годов в господском доме Караул размещался детский дом. Чтобы сохранить предметы от начавшегося расхищения, они были вывезены в музеи Тамбова и Москвы.
Ворота в усадьбу Караул
В 1990 году детскому дому дали другое помещение, и усадьба опустела, а в 1996 году сгорела.
Судя по всему, это то, что осталось от церкви. Когда сделан снимок, не уточняется
Экспозиция начинается с нескольких фотографий. На двух усадьба еще жива, мы видим ее внутренние интерьеры, на других – печные трубы на пепелище. Это все, что осталось от усадьбы Чичериных.
Сейчас образована инициативная группа, которая собирает средства для ее возрождения. В 2001 году по инициативе сотрудников Дома-музея Г.В. Чичерина в Тамбове на месте семейного некрополя была установлена мемориальная плита. Была расчищена прилегающая к церкви парковая территория. Есть надежда, что прекрасный памятник российской культуры возродится.
Надо сказать, что судьбу имения Чичериных повторяют судьбы многих дворянских усадеб России.
Сама идея выставки в Международном институте антиквариата родилась довольно неожиданно. В институте антиквариата очень много предметов искусства и мебели, и нечто похожее искусствоведы увидели на фотографиях усадеб в журнале. Чтобы подчеркнуть подлинность предметов, которыми располагает это собрание, решили воссоздать из антикварных предметов интерьеры дворянских усадеб. Начать решили с усадьбы Караул.
Эту идею развил Алексей Сёмин, председатель Совета директоров Инвестиционной группы компаний ASG, который предложил обновлять экспозиции регулярно. Так, с интерьером усадьбы «Караул» можно будет познакомиться до 31 августа.
Инвестиционная группа компаний ASG занимается восстановлением русских усадеб, и есть планы восстановить их изначальный интерьер, используя аутентичные вещи. На сегодняшний день корпорация восстанавливает три подмосковные усадьбы – купцов Аигиных в Талицах, Черкизово князей Черкасских и Пущино-на-Наре князей Вяземских. Всего планируется восстановить семь усадеб.
Реставрационные мастерские института являются крупнейшими в Татарстане, в них работает около 30 аккредитованных реставраторов. В рамках научно-методической деятельности проводятся исследования предметов Большого собрания изящных искусств ASG. Собрание насчитывает 6 000 единиц хранения – мебель, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. К выпуску готовится каталог с описанием каждой предмета собрания.
На открытии выставки удалось побеседовать с Галиной Рамазановой, руководителем художественной галереи «Хазинэ». Она оценила уровень экспозиции как очень высокий, поскольку здесь собраны в основном оригинальные произведения. Произведения, даже если это копии, были сделаны больше частью в то время, когда работали авторы оригиналов. «Технология живописи, понимание законов, возможностей живописного искусства, оно было адекватным, аутентичным, так как сделать копию аутентичной через какой-то период довольно сложно, – сказала она. – Собранные здесь вещи принадлежат конкретной эпохе, даже при отсутствии громких имен. И это, конечно, очень ценно».
Коллектив Международного института антиквариата ASG может по праву гордиться проделанной работой, ведь воссоздан интерьер, максимально приближенный к оригинальному. Как сказала Светлана Бородина: «Пока сохраняется память – сохраняется предмет».
Посещение Выставочного зала Международного института антиквариата ASG бесплатно и осуществляется по предварительной записи. Записаться на экскурсию можно по телефону (843) 510-96-50 или письмом по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
[1] «Столица и усадьба»- петербургский дореволюционный журнал о столичной светской жизни, охоте и рыбалке, коллекционерстве и жизни в усадьбе в принципе.