Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Как все это случилось?». Это вопрос – к каждому из нас
- Любовь АГЕЕВА
- 05 ноября 2014 года
4 ноября 2014 года среди зрителей телепремьеры фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» была Любовь Агеева.
Для начала два признания. Первое – писать о фильме не собиралась, поскольку совершенно нет времени. Но не писать не смогла.
Второе – придется сознаться, что «Окаянные дни» Ивана Бунина я до конца не дочитала – очень жестоко великий писатель судил Россию и ее народ. И когда Никита Михалков объявил, что будет снимать по этим дневникам картину, я подумала: какой фильм снимет режиссер, известный своей социальной толерантностью, умеющий примирить в себе дворянские корни и успешную советскую карьеру? Ведь Бунин напрочь лишен этой толерантности. У него каждая строчка – как приговор Советской власти (до 1991 года это слово писали с большой буквы).
И вот пошли титры, в которых я сумела прочитать только одну фамилию – Михалков.
(Замечу в скобках, что не очень понимаю, почему титры сегодня показывают с такой скоростью, что ничего не прочитать. Зачем тогда они мне, зрителю? И уж точно зачем десяткам людей, занятым в съемках? Это же неуважение к их труду!).
Спасибо Интернету – в Википедии я узнала и все фамилии, и многие подробности о фильме. Прочитав отзывы о нем, поняла, что, как всегда, единодушия в оценках нет. Мне кажется, даже если Михалков снимет сверхгениальный фильм, все равно будут люди, которым он не понравится. Потому что не нравится сам Никита Сергеевич.
Но в данном конкретном случае Никита Михалков, как мне кажется, продирался не столько к сердцам своих хулителей, сколько к душам молодого поколения, не умеющего думать в кинозале, для которого экранная история с двумя сюжетными линиями, с многочисленными аллюзиями, – слишком серьезное испытание.
Я прошёл огромный путь. На протяжении 30 лет я так или иначе возвращался к идее снять фильм по мотивам «Солнечного удара». «Солнечный удар» – это не просто обыденная любовная история. «Солнечный удар» – это провидение, магия, нечто неосязаемое и неуловимое, понятное лишь двоим. Одиннадцать раз я переписывал рассказ от руки – пытаясь погрузиться в его энергетику, поймать неуловимую ауру языка. Но приблизиться к таинству этого небольшого рассказа, понять его атмосферу можно, лишь пытаясь понять самого Бунина. Поэтому я вновь и вновь стал перечитывать произведения Ивана Алексеевича. И в какой-то момент понял, что хочу показать в фильме разного Бунина, контрастного, узнаваемого и абсолютно незнакомого. Так появилась идея соединить „Солнечный удар» и «Окаянные дни», где судьба главных героев красной нитью вплетается в жизнь и гибель великой России, русского мира.
Никита Михалков
«Солнечный удар» – кино не для поп-корна – прочитала я в отзыве на сайте в Интернете. И это, действительно так. Как выразился Никита Михалков в интервью Ивану Кудрявцеву, для нового поколения зрителей досидеть до конца такого фильма – уже событие. Или подвиг – не помню слово.
В картине две истории – одна любовная, вторая – о последних часах жизни бывших офицеров и солдат царской армии. Соединяет их наше понимание – о чем фильм? и наше знание – что случилось с Россией в 20-е годы? (естественно, у каждого свое), а также вопрос, который герой фильма задает себе (а может, и не себе, а нам) на протяжении всего экранного действия. «Как всё это случилось?»
Можно с профессиональной дотошностью анализировать обе линии, отмечать режиссерские удачи, актерские работы, восхищаться отдельными сценами, но для меня фильм не распадается на отдельные сцены. Поскольку все сцены в крутом жизненном замесе, одна поясняет другую, и к финалу ты уже не понимаешь, о чем спрашивает поручик. То ли о причинах внезапной страсти, заставившей его изменить перед свадьбой невесте, то ли о причинах катастрофы, в которую он попал вместе со всей страной и которая вырвала его из привычно благополучного мира.
Говоря о социальной толерантности Никиты Михалкова, я вовсе не иронизировала. Как правило, в оценке октября 17-го года расходятся даже друзья.
Эта самая толерантность обеспечивает режиссеру некую отстраненность от действия, и потому он не меняет минус на плюс и наоборот – плюс на минус, как это часто происходит в фильмах на исторические темы. Он не выступает в роли судьи. И даже нас к этому не призывает.
Важнее – понять, что мир тогда разделился не на плохих и хороших. И в «Солнечном ударе» нет злодеев и нет белых овечек. Разве что Розалия Землячка и Бела Кун изображены несколько карикатурно.
Зато в память врезался крик мальчика Егория на крутом волжском берегу: «Господин поручик, вы часы забыли!». Мальчик этот во второй сюжетной линии окажется чекистом Георгием Сергеевичем (в этой роли – Алексей Дякин). Очень нестандартным чекистом, замечу. В последнее время на то, что связано с ЧК, черной краски не жалеют.
И Никита Михалков показывает чекистов не агнецами божьими. Сколько душ загубили в один раз?! Но у него нет задачи – заклеймить. Ни белых (среди них тоже были предатели, и в фильме это показано), ни красных.
В СМИ довольно часто идут дискуссии о том, зачем нам фильмы о прошлом. Нет, не боевики в стиле экшн, где десятки трупов. У них своя сверхзадача. Картина, где красная краска льется рекой, – гарантия кассового успеха. Увы…
Каждая попытка понять, что произошло с нами в 17-м году, приводит к резкому размежеванию людей, и порой ты чувствуешь свежее дыхание гражданской войны.
На мой взгляд, новый фильм Никиты Михалкова дает внятный ответ на этот вопрос. Соединив частную жизнь двух молодых людей, которых хватил «солнечный удар», и события, которые касаются жизни всей Российской империи и вполне сравнимы с солнечным ударом; легкий эфир речного путешествия и спертость воздуха в переполненном трюме баржи, режиссер привел меня к мысли, что прошлое помогает не столько узнать историю своей страны, сколько познать самого себя. Ведь если «солнечный удар» двух возлюбленных, в провинциальном гостиничном номере забывших про все на свете, можно объяснить внезапной вспышкой безумной страсти, то «солнечный удар», сразивший Россию в 1917 году, сначала в феврале, а потом в октябре, никак внезапным не назовешь.
Прозрение в душном трюме пришло к людям с запозданием, но для нас, живущих ныне, есть время подумать. Перед нами ведь тоже может встать этот роковой вопрос - «Как всё это случилось?».
У Бунина всего этого нет. Но Михалков не отрицает, что Бунин для него – только толчок к собственным размышлениям.
… Еще долго стоял перед глазами финальный кадр – сотни лиц на огромной фотографии.
Только все 8 миллионов убиенных только на юге России на одном фото не уместятся...
Дополнительная информация:
Действие фильма «Солнечный удар» происходит в Гурзуфе – городке на берегу Черного моря, недалеко от Севастополя, в 20-е годы прошлого века. Тогда Крым был средоточием белых, практически уже потерявших надежду защитить Россию. Многие стремились уехать на пароходах за границу. Но Врангель, который осознавал бесполезность усилий, напечатал объявление о своем отъезде и никому не обещал в будущем содействия.
Это вынудило многих остаться в Крыму, в который уже входили красные. Советская власть пообещала белым офицерам выслать их из пределов Крыма, определить на работу по специальности на благо молодой республики. Пообещала – и обманула…
Режиссёр фильма – Никита Михалков
Продюсер – Леонид Верещагин
Автор сценария – Владимир Моисеенко, Никита Михалков, Александр Адабашьян
Оператор – Владислав Опельянц
Композитор – Эдуард Артемьев
Длительность – 180 мин.
Фильм снят кинокомпанией «Студия ТриТэ». Натурные съёмки начались летом 2012 года и проводились в городе Гороховец Владимирской области, где была воссоздана уникальная атмосфера и быт уездного города начала XX века, а также в городе Павлов-на-Оке. Позже съёмки продолжились в Одессе, где была отснята часть картины, повествующая о событиях 1918-1920-х годов, описанных в дневниках Ивана Бунина (они вышли отдельной книгой под названием «Окаянные дни»).
Съёмки сцен на пароходе проходили в Швейцарии, на Женевском озере. Только здесь удалось найти действующие колёсные пароходы, которые были необходимы для съёмок и воссоздания оживлённого пароходного движения, существовавшего в России в начале XX века. Павильонные съёмки велись на киностудии «Мосфильм». В одном из павильонов был построен трюм баржи, где снимались финальные сцены картины с главным героем и массовкой, в которой принимали участие около 450 человек.
Роли второго плана исполнили в фильме звёзды российского кино: Наталья Суркова, Авангард Леонтьев, Виталий Кищенко. Но исполнители главных ролей – новички в «большом» кино. Поручика играет латышский актёр Мартинс Калита (его озвучивает Евгений Миронов), а прекрасную незнакомку – украинка Виктория Соловьёва.
Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев – он вместе с соавтором сценария Александром Адабашьяном сыграл в фильме маленькую сценку в фотостудии.
Оператором выступил Владислав Опельянц, с которым Михалков снимал все свои игровые картины, начиная с «12». Большое количество натурных сцен и компьютерной графики определили большой бюджет фильма – 24 миллиона долларов.
Мировая премьера состоялась 3 октября 2014 года в Белграде. Там нашли упокоение тысячи бежавших из Советской России. Потом была премьера в Крыму – 4 октября 2014 года, то есть там, где происходило действие картины. В широкий прокат фильм вышел 9 октября 2014 года и уже 4 ноября 2014, в День народного единства, на телеканале «Россия-1» состоялась телевизионная премьера.
За первые три недели проката фильм посмотрело 271 тысяча зрителей, он собрал 68 миллионов рублей на 632 копиях. Ориентировочное количество людей, который смотрят канал «Россия 1», превышает 50 миллионов человек.
В следующем году на канале «Россия 1» состоится премьера пятисерийной версии фильма «Солнечный удар», где будет ещё больше деталей, героев и событий.
Другие подробности о фильме читайте:
http://www.filmpro.ru/materials/32123