Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Бесценное наследие наших предков
- Любовь Агеева
- 04 января 2014 года
Если будете в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, обязательно задержитесь в залах древнерусского искусства, где представлены старинные иконы. Впрочем, в музей прийти можно и ради этих икон.
Это не просто музейные экспонаты. Это настоящие иконы. Когда-то их место было в действующих храмах Казанской губернии. Кто знает, где были бы сейчас эти иконы, если бы в Казани тех лет не нашлось несколько энтузиастов во главе с искусствоведом Петром Максимилиановичем Дульским, которые превратили иконы в музейные экспонаты, сохранив тем самым эти бесценные богатства.
Залы древнерусского искусства всегда привлекали внимание посетителей музея, однако со временем понадобилось обновить экспозицию. И не только увеличить число экспонатов, которые прошли процесс реставрации, но и заменить витрины.
Как рассказывает директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, старые витрины были прикреплены к стенам намертво. Когда их убрали, обнаружились мокроты, губительные для икон. Пришлось стены штукатурить заново. Старые витрины заменили на новые. Пользуясь случаем, экспозицию выстроили по-новому.
Начало экспозиции. Царские врата. XVIII век. Резьба по липе. Поступили в музей в 1996 году. Происхождение не известно
Экспозиция по-прежнему занимает два зала. Во втором иконы размещены на стилизованных деревянных конструкциях, напоминающих иконостас. Причем дерево протравлено специальным раствором. Между основой и экспонатами есть тканевые прокладки, чтобы иконы соприкасались с тем материалом, который ей приятен. То есть всё сделано по науке, как рекомендовали реставраторы.
В подборе икон для обновленной экспозиции, предполагающей создание образа храма, учитывались как художественные особенности произведений, так и история их бытования, а также развитие оригинальных древних сюжетов.
К открытию выставки был издан альбом-каталог, в котором можно узнать, кто занимался реставрацией древних икон, кто консультировал организаторов выставки, прочитать историю комплектования казанской древнерусской коллекции. При этом использованы материалы Я.Х. Вайсфельда, Ю.Ю. Горшунова, В.В. Гущина, М.С. Обшивалкиной и Е.В. Хабаровой.
Тексты даны на русском, татарском и русском языках. Дизайн художника Г. Эйдинова. Альбом выпущен издательством «Заман».
Мы воспользовались статьей искусствоведов Анны Калина и Веры Немтиновой, чтобы рассказать об иконописной коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
«Жемчужины» казанской коллекции
Художественные особенности казанского музейного собрания иконописи были заложены уникальным фондом древнерусской живописи художественного отдела Центрального музея Татарской АССР на основе переданных в 1928-1939 годах икон из закрытых монастырей и храмов республики.
Как бесценный дар эпохи лихолетья русской истории сохранился шедевр последней четверти XVI века – Казанский образ Богородицы, поступивший в музейное собрание в 1930-е годы и являющийся памятником времени, близкого явлению чудотворной иконы.
Богоматерь написана на тёмно-оливковом фоне. Опись золотого нимба Младенца Христа выходит за правое поле, очертания нимба Богородицы двухцветные, с переходом от тёмно-красного к белому. Стилистические особенности иконы близки изображению Богоматери на подвесной пелене конца XVI века из собрания Национального музея РТ.
В дополнение к характеристике древнего памятника можно отметить, что в собрании фонда иконописи ГМИИ РТ находится небольшой художественный комплекс икон на тёмно-оливковом фоне второй половины XVI – начала XVII века, происходящих из Свияжска. Прописи по авторской живописи не затрагивали лики, как и в иконе «Богоматерь Умиление», что характеризует оба образа Богородицы как особые местночтимые святыни.
Вера Викторовна Немтинова на первой экскурсии по обновленной в декабре 2013 года экспозиции рассказала почти мистическую историю обретения еще одной древней Казанской иконы Божией матери, вспомнив самый известный образ, когда-то найденный девочкой Матроной, а потом украденный.
Читайте в "Казанских историях":
Икона Казанской Божией Матери: загадка, которой более пяти сотен лет
По ее словах, образ, найденный Матроной, до того, как попасть в землю, где был найден, до этого вполне мог служить верующим. Известно, что с самых почитаемых икон, особенно чудотворных (а Казанская Богородица - чудотворная) делались многочисленные списки. Теперь порой трудно определить, где оригинал, где список. как показывает история иконы, найденной Матроной, время ее написания - тоже порой вопрос дискуссионный даже для специалистов.
И все-таки, по данным последних экспертиз, оба древних образа Казанской Богородицы: в Крестовоздвиженском храме, подаренный Папой Римским в 2005 году, и в храме Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище, датируются XVIII веком.
А в Музее изобразительных искусств вы увидите образ, датированный последней четвертью XVI века. Ее происхождение не известно. Вера Викторовна рассказала, что до реставрации образ считался более поздним. Она обратила на него внимание, когда искала, что можно экспонировать в пустом пространстве иконы-рамы «Богоматерь Казанская с праздниками», датированной концом XVI - началом XVII века.
Такие древние иконы-рамы - не редкость. Они представляют не меньший интерес, чем особо чтимые образы, которые находятся в средней части композиции. Это сюжеты прославления Богородицы. По 12 изображениям казанского экспоната можно прочитать всю историю ее жизни, знакомую непосвященным по календарным православным праздникам. Есть там и изображение обретения Казанской иконы Богородицы.
Икона поступила в музей в 1989 году из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского (тогда Троице-Сергиева) монастыря Свияжска.
Так вот, Вера Викторовна решила включить эту икону-раму в постоянную экспозицию и среди ликов Богородицы в музейной коллекции нашла образец, который подошел по размеру пустого пространства в раме. Икона, на которую она обратила внимание, поступила в Музей изобразительных искусств из Государственного музея ТАССР в 1962 году и датировалась XIX веком.
Она была в плохом состоянии, шпонка, которая удерживает образ, вообще утрачена. Понадобилась тщательная расчистка каждого миллиметра изображения. И по мере реставрации икона, как говорит Вера Викторовна, оживлялась. В ходе реставрации выяснилось, что она совсем из другого века. Сегодня в Казани этой самый древний образ почитаемой всеми православными святыни.
В первом зале обновленной музейной экспозиции - и икона-рама, и образ Богородицы.
В этой же витрине мы видим еще один образ Богородицы. Название иконы - Богоматерь Умиление. Она находится в коллекции музея и 1962 году, ранее была в Государственном музее ТАССР. Откуда она, не известно. Таких икон в музее достаточно много.
В отличие от икон больших храмов, на них не составлялись описи. Скорее всего это были святыни из дворянских домов и усадеб. Впрочем, порой и в обычной деревенской церкви мог находится ценный с художественной точки зрения образ.
Как подчеркивает хранительница древнерусского искусства ГМИИ РТ, икона ценна для нас и как почитаемая святыня, и как шедевр изобразительного искусства. А еще, по утверждению Веры Викторовны, - она наш собеседник. Потому, бывая в музее, не торопитесь от витрины к витрине. Икона открывается только тем, кто в этом нуждается. И тогда в ней можно увидеть то, что сокрыто.
Пожалуй, самым значимым памятником старой иконописной коллекции ГМИИ РТ (во всяком случае именно он открывает альбом-каталог обновленной экспозиции) являются древнейшая икона «Апостол Павел» конца XIV века. Эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) провели в 2012 году атрибуцию этой иконы, происходящей из казанского Архиерейского дома и переданной в 1895 году в городской музей вместе с коллекцией А.Ф. Лихачёва.
Образ апостола Павла, созданный греческим мастером конца XIV века, восстанавливался на протяжении прошедших столетий дважды – в XVI (прописи по рисунку автора) и XVIII веках (фон). На обороте иконы имеется надпись, сделанная архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым; 1897-1903). Текст надписи рассказывает о принадлежности иконы архиепископу Казанскому и Свияжскому Павлу (Лебедеву; 1887-1892), привёзшему икону в Казань из Грузии в 1887 году, где он был экзархом (архиепископом Карталинским и Кахетинским с 1882 г.).
Икона Святителя Николая Чудотворца (XVII век), почитавшаяся в Казани как чудотворная, поступила в 1930-е годы из казанского Зилантова мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.
Плащаница «Положение во гроб» поступила из собрания известного казанского краеведа и коллекционера А.Ф. Лихачева. Как известно, его коллекции легли в основу Казанского научно-промышленного музея, открытого в 1895 году. Она была отреставрирована во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря в 1999-2008 годах.
Плащаница датируется XIX веком. В некоторых источниках указывается XVIII век. Будем доверять все-таки составителям альбома-каталога.
Разрушили храмы – иконы спасли
В годы гонения на религию, когда массово закрывались храмы, было утрачено много произведений древнерусского искусства. Тем не менее значительную часть ценных икон в Казани удалось сохранить и даже приумножить. Так, в 20-х годах в казанском музейном иконописном собрании появился новгородский деисусный чин, переданный Всероссийской коллегией по делам музеев и охране памятников.Девять образов моленного ряда характеризуются оригинальными чертами стиля начала XVI века.
В 1982 году эти редкие памятники древнерусской художественной культуры легли в основу первой экспозиции Музея изобразительных искусств Татарской АССР.
В дополнение к живописному собранию в основную экспозицию музея тогда же были введены уникальная полихромная скульптура и Царские врата XVIII века. Резные фигуры скульптурного декора иконостасов XVIII-XIX веков Казанского края являются фрагментами не сохранившихся композиций и ярко отражают творчество самобытных местных мастеров резьбы по дереву. В советские годы они хранились в Троицкой церкви Свияжска и поступили через собрание Госмузея республики. Сегодня коллекция ГМИИ РТ насчитывает 26 произведений деревянной пластики.
Из семнадцати таблеток конца XVII века из ризницы Благовещенского собора сохранены в музейной коллекции пять икон из двунадесятых праздников: «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Сретение», «Преображение. Вознесение», «Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря» (ГМИИ РТ); «Успение. Воздвижение Креста» (НМ РТ).
Из Петропавловского собора в 1930-е годы поступила в музейное собрание икона Великомученицы Варвары с реликварием. Из местного ряда древнего иконостаса Богоявленской церкви сохранился храмовый образ Богоявления Христова.
В конце 1920-х годов в иконописное собрание казанского музея перешла старообрядческая коллекция из моленного дома Даниловского согласия, имеющая историко-художественное и мемориальное значение.
Яркими памятниками даниловских икон являются образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (конец XVI – начало XVII в.), а также Казанская икона Богородицы с клеймами чудес (начало ХIХ в.) и «Собор избранных святых» (вторая половина XIX в.).
Четверть всего собрания древнерусской живописи, поступившего в музей в конце 1960-х годов, прошла реставрацию, оставшиеся иконы находятся под тёмной олифой и поздними записями. Среди них могут быть открыты редкие изводы древних канонов и удивительные по красоте живописные произведения. Опыт музейных реставраторов Н.Е. Михайлиной и Н.Л. Романовой обогатил коллекцию иконного собрания музея такими шедеврами, как Богородица Голубицкая XVII века, целым комплексом икон XVIII века.
В 1970 году в фонды Музея изобразительных искусств Татарской АССР поступило более двухсот произведений древнерусского искусства. В списке икон, переданных в музей, имеются рукописные пометки о возможном происхождении небольшого числа памятников из Кафедрального Благовещенского собора, Петропавловского и Богоявленского храмов, из Успенского Зилантова монастыря, Поморской старообрядческой церкви Даниловского согласия.
На многих иконах изображены христианские святые, прославившихся в землях Киева, Великого Новгорода, Ярославля, Ростова Великого, Вологды, Устюга и Казани.
"Собор избранных святых". Вторая половина XIX века. Одна из трех икон, поступивших в музей в 1962 году. Иконы из собрания старообрядческой молельни Даниловского толка (Казань)
"Собор святых верховных Апостол". 1756 год. В музей икона поступила из Свияжска в 1996 году. До этого находилась (скорее всего на хранении) в Троицкой церкви.
Духовное наследие Свияжской земли
Духовное наследие русской художественной культуры XVI века, воплотившееся в свияжских памятниках, связано с деятельностью святителей Гурия, Варсонофия и Германа, казанских чудотворцев. Замечательные иконные ансамбли Троицкого и Успенского соборов – духовное завещание пастырей Казанской и Свияжской земли будущим поколениям.
Древний местный ряд иконостаса Успенского собора представлен оригинальными изводами сюжетов сакральной истории («Успение Пресвятой Богородицы», «Троица Новозаветная») и древней гимнографии («О тебе радуется»), образами святых Николы Чудотворца и Антипы Пергамского.
Образ «Живоначальной Троицы» на тёмно-зелёном фоне представляет один из ранних вариантов Новозаветной Троицы. Композиция дана в редкой редакции. Содержание центрального образа местного ряда отвечает идее росписи Успенского собора. Наращивание иконостаса до пяти ярусов носило упорядочивающий характер для создания художественного образа храма Успения Пресвятой Богородицы, целостное восприятие которого предполагало единство стенописи и образов иконостаса.
«Деисус на золоте новый на семи досках» поясной был полностью заменён во время первой реконструкции иконостаса Успенского собора на пятнадцатифигурный монументальный, в рост, в соответствии с размерами храма. Высота его составляет одну маховую сажень по псково-новгородской системе мер.
Праздничный чин на золотом фоне середины XVI века из иконостаса Успенского собора Свияжска первоначально состоял из двенадцати икон и был дополнен к началу XVII века Страстным циклом икон на семи досках. Сохранились двенадцать икон праздничного чина, отражающих сплав двух эпох строительства древнего иконостаса, – первоначальных изображений двунадесятых праздников (девять икон) и комплекса из Страстного цикла (три иконы).
Пророческий чин на семи досках, с центральным образом Богородицы «Знамение» в редком типе «Ширшая небес», имеет общую с тремя нижними ярусами иконостаса смысловую доминанту.
Иконы ветхозаветных праотцев от Адама до Неффалима, предстоящих образу Живоначальной Троицы, изображенной в иконографическом типе «Господь Саваоф в Троицы», написаны в рост на двенадцати досках с фигурным килевидным завершением.
Этот пятый, праотеческий чин появился в иконостасе Успенского собора в конце XVI – начале XVII векаи дошёл до нашего времени в неполном составе, так же, как и пророки. Это позволяет предположить, что к концу XVI века размер алтарной преграды увеличился за счёт наращивания её ещё одним чином в высоту и расширения на южную и северную стену всех рядов иконостаса.
Образы Богородицы, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Лонгина-сотника, предстоящих Кресту, были демонтированы с навершия конструкции иконостаса Успенского собора для реставрации в 1970-х годах. Крест-Распятие, оставленный на своём месте, к сожалению, находится в остро аварийном состоянии. Образы предстоящих переданы после реставрации в фонды ГМИИ РТ.
История сложения иконостаса древнего свияжского храма Живоначальной Троицы прослеживается с мая 1551 года до конца XVI века. Наиболее значительным памятником начала XVI века из местного ряда собора является Богоматерь «Одигитрия». Мастер, писавший образ, ориентировался на прославленные иконы Богородицы, имеющие истоки в художественно культуре греческого Востока. Изображение на полях иконы святых преподобных Сергия и Никона Радонежских – художественная раритетная особенность иконы, подчёркивающая связь с Троице-Сергиевой Лаврой.
В Свияжске на рубеже XVI – XVII веков появляется несколько списков новоявленного образа Богородицы, семь – в Троицкой церкви, один из которых был с житием. Богоматерь Казанская в раме с изображением двенадцати праздников и чуда явления иконы в Казани до наших дней дошла без средника.
Сохранившаяся живописная икона-рама, созданная для прославления списка явленной Казанской святыни, представляет собой уникальное произведение древнерусского искусства и обладает редким свойством живописного произведения быть историческим документом эпохи. Масштаб «ниши» для иконы удостоверяет подлинные размеры древней явленной Казанской иконы Богородицы (26,7x22,3).
В нижнем ярусе клейм размещены композиции на тексты песнопений в честь Богородицы: «О тебе радуется», «Похвала Богородицы», «Покров Богородицы». Завершающим повествовательным звеном нижних клейм стала сцена чудесного обретения иконы Богородицы в Казани. Икона-рама «Богоматерь Казанская» заменила в местном ряду древнюю икону Богородицы «Одигитрии».
«Ветхозаветная Троица» древнего извода – храмовая икона из иконостаса Троицкой церкви (середина XVI в.) – характеризуется стилистическими особенностями псковской школы иконописи, более архаична, чем предполагали предыдущие атрибуции. Исследование иконографии образа «Ветхозаветной Троицы» продолжается.
Местный ряд иконостаса формировался до начала XVII века и разворачивался на южную и северную стены храма. Оригинальный извод иконы «Иоанн Богослов в молчании», а также необычная манера письма древнего иконописца ставят творение мастера второй половины XVI века в ряд неповторимых художественных явлений русской национальной культуры. Икона «Святые князья Борис и Глеб» стилистически близка образу Иоанна Богослова, исполнена даровитым мастером начала XVII века в подражание манере письма древнего иконописца для создания единого комплекса икон местного ряда перед алтарём.
Древние Царские врата не сохранились, но осталась Надвратная сень XVI века с изображением Евхаристии. Сень написана в одно время с праздниками – «выходцами» одной из провинций Великого Новгорода. Художественный раритет и духовная святыня древнего Свияжска изображает Причащение апостолов Иисусом Христом за трапезой на Тайной вечери. В углах Надвратной сени – сослужащие в литургии Архангелы Михаил и Гавриил.
Троицкая церковь – как завещание потомков
Многие произведения древнерусского искусства в советское время хранились в Троицкой церкви. Этот старинный деревянный храм, к счастью сохранен, не так давно завершена его очередная реставрация.
От первых десятилетий жизни Троицкой церкви сохранился почти полностью моленный чин – девять образов из одиннадцати икон, установленных к освящению храма 17 мая 1551 года. Во второй половине XVI века Деисус был украшен драгоценной басмой. Стилистически иконы «Царского строения» близки образам эпохи Ивана III, как донёсшие дух времени собирания древних святынь известных центров иконописания в Москву.
В Троицкой церкви находилась икона Макария Желтоводского и Унженского в 20 клеймах конца XVI – первой четверти XVII века, происходящая из Успенского собора мужского Богородицкого монастыря Свияжска.
На иконе воспроизведён живописный вариант оригинального литературного источника: события жизни святого излагаются в точном соответствии тексту, особо значимые детализируются, и им на иконе отводится по два клейма.
От времени первой половины XVII века сохранился запрестольный Крест-Распятие в десяти клеймах, соединённых перекрестьями миндалевидной формы с изображением Серафимов и Херувимов.
В XVIII веке в интерьере алтаря появляется запрестольный образ на холсте «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», размещавшийся на горнем месте под сенью. За престолом стоял семисвечник из коленчатого дерева, сохранившийся от древнего убранства алтаря.
В трапезной храма у столпов центрального входа были поставлены в киотах монументальные образы Богородицы «Страстной» и «Собор святых верховных Апостол».
Современный иконостас Троицкой церкви
Время реконструкции Троицкого храма и всего древнего монастыря сохранило для потомков в интерьере собора Живоначальной Троицы иконы женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Рядом с древними изображениями пророков разместились на северной стене несколько икон крупного формата, почти вплотную: «Богоматерь Тихвинская» и «Рождество Христово».
Образ Богородицы «Всех скорбящих радость» (рубежа XVII – XVIII вв.) в начале XX века был перенесён в одноимённый новый храм.
Богоматерь "Одигитрия". Начало XVI века. Происходит из первоначального местного ряда Троицкой церкви
Диаконские двери с образами пророка и первосвященника Захарии, архидиакона Стефана и благоразумного разбойника Раха занимали боковые входы в алтарь Троицкого храма в разные эпохи. Сохранились все три двери от конструкции иконостаса разного времени: XVII и XVIII веков.
Среди сохранившихся икон, спасенных из разрушенных в конце 1920-х годов храмов Свияжска, были образы: «Богоматерь Страстная, с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими», «Собор святых верховных Апостол», «Спас Нерукотворный», Проскинитарий, скульптурные коленопреклоненные Ангелы, «Апостолы Пётр и Павел», «Святитель Герман и Анастасия», живописная рама от чудотворного образа Богородицы и ещё многие и многие памятники духовной истории Свияжска.
Из Свияжской коллекции икон происходит уникальный образ Топографии Святой земли, подписанный как Проскинитарий (поклонник). Ветхий холст в покоробленном виде, сорванный с подрамника и грубо смятый, поступил на реставрацию в бригаду под руководством И. Г. Ярославцева в 1978 году и оказался оригинальной новогреческой иконой середины XIX века.
Две иконы этой иконографии находятся в коллекциях Государственного исторического музея Москвы и Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга. Они отличны по композиции от свияжского Проскинитария. В свияжском памятнике все события Ветхого и Нового заветов скомпонованы вокруг образов Богородицы (левая часть) и Спаса Вседержителя (правая часть). Смысловой акцент делается на чудесах паломнических мест Святой Земли.
Все ценности, сохраненные в Троицкой церкви, были переданы в фонды Музея изобразительного искусства, в том числе и иконы самой церкви. Однако часть этого богатства до сих пор находится в этом храме. Иконы Троицкой церкви входят в фонды музея до сих пор, но в настоящее время это часть убранства действующего храма. С 1987 по 2009 года на острове работал Свияжский архитектурно-художественный музей как филиал ГМИИ РТ.
По всем памятникам в период с 1978 по 2012 год проводились консервационные работы. Древние памятники Свияжска и старой музейной коллекции, восстановленные в результате длительной и кропотливой работы реставраторов ГМИИ РТ, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва), Межобластное научно-реставрационное художественное управление (Москва) позволяют оценить достижения реставрационной науки в современную эпоху.
В 2011-2012 годах в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря была отреставрирована вся коллекция полихромной скульптуры (художники-реставраторы: В.Ю. Бараненков, Е.И. Бучило, А.А. Горматюк, М.Ю. Гусев, А.Л. Мельниченко, А.А. Миронова, А.Н. Овчинников, С.А. Субочев, О.А. Пригородова, И.Н. Тяпкина, Ф.Д. Царегородцев).
Два иконостаса и разрозненные иконы из разрушенных храмов Свияжска реставрировались в Москве бригадой МО СНРПМ Объединения «Росреставрация» под руководством И.П. Ярославцева. Объединение «Росреставрация» и творческая группа художников-реставраторов (А. Александров, А. Ананьев, А. Байер, Е. Баранова, А. Бурмакин, Б. Дергачев, А. Жиров,
И. Иванов, Н. Ковылкина, В. Косушкин, А. Лысых, Т. Маковецкая, В. Наумов, В. Пашкова, Ю. Петренко, С. Сахарова, Н. Трушина, Л. Трушина, Е. Угревская, С. Хвостенко, А. Щербаков, С. Ярославцева)в 1973-1984 годах проводили комплексную реставрацию Успенского и Троицкого соборов Свияжска, включая восстановительные работы по фрескам Успенского собора и ремонтно-реставрационные мероприятия по всему объёму Троицкой церкви.
За почти тридцатилетний период существования свияжских икон в собрании ГМИИ РТ эти реликвии экспонировались на десяти крупных выставках в Москве, Казани, Набережных Челнах, Свияжске, Зютфене (Голландия). Единичные древние памятники из Свияжска XVI-XVIII веков экспонировались на более чем шестидесяти ежегодных тематических выставках в колокольне Богоявленской церкви города Казани в 2007-2013 годах.
Источники изучала Любовь Агеева