Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали
- Любовь АГЕЕВА
- 21 июля 2010 года
21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал список иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в покоях Папы Римского Иоанна Павла II, Казанской епархии. Это случилось во время торжественной церемонии открытия после реставрации Благовещенского собора в Казанском Кремле.
Русская Православная Церковь знает около 250 чудотворных икон Божьей Матери. Их число значительно превышает число икон с образами Христа.
И у католиков, и у православных Матерь Сына человеческого передает весть о Спасении и тем самым является прообразом Церкви. Общим для Католической и Православной церкви является учение, согласно которому Мария как Матерь Слова Божия почитается Матерью Церкви, через которую только и осуществляется Спасение.
Конрад ОНАШ
Иконы. Чудо духовного преображения. Москва, 2001)
Интерес к Казанской иконе Божией Матери был всегда огромен. Прежде всего потому, что это одна из самых почитаемых икон в Российском государстве. У православных более всего почитаются 5 икон, которые создают своеобразный крест над Россией: Тихвинская, Донская, Смоленская, Казанская и в центре Владимирская. Верующие особо выделяют Казанскую. Возможно, потому, что она первая русская по происхождению. Остальные - византийские. Она была явлена в тот самый момент, когда России искала собственный путь развития, осознавая себя как государство.
Как известно, после Рюриковичей решено было не звать на русский престол чужаков, и первым национальным правителем стал Михаил Романов. Его избрание, именно избрание, на престол знаменовало начало правления династии Романовых, продолжавшееся до 1917 года.
По данным И. Краснобаева (Казанский государственный архитектурно-строительный университет), на июль 2016 года в Росии и мире построено около 700 храмов с посвящением Казанской иконе Божией Матери.
Вторая причина особого почитания Казанской иконы - в ее трагической судьбе, которая напоминает хороший детектив с настоящим преступлением. В 1904 году она была похищена из главного собора Казанского Богородицкого девичьего монастыря и, как явствуют материалы следствия, сожжена в печи.
В последние три года икона стала предметом пристального интереса не только священнослужителей, но и мирян. Ученые изучали историю ее появления в Казани в 1579 году и похищения в 1904-м, строили версии о судьбе списков казанской святыни. Интерес спровоцировало решение Папы Римского Павла Иоанна II расстаться с образом Казанской Божией Матери, который был у него в личных покоях более 10-ти лет, и передать его православным верующим России.
Скорее всего, подвигли святого отца на это решение казанские «эмиссары», посетившие Ватикан в 2000 году. Дмитрию Хафизову стало известно об этой иконе, что называется, из первых рук. Он был на пресс-конференции Папы Римского в Фатиме и задал ему прямой вопрос, на который получил прямой ответ.
Первоначальным условием возвращения иконы был визит Папы Римского в Россию. Когда стало понятно, что Понтифик на российскую землю не ступит, он от своего решения не отказался. Долго не было известно, поселится ли икона в Казани. Решение должен был принять Московский патриархат. Верующие терпеливо ждали этого решения.
И вот 21 июля 2005 года, в престольный праздник Казанской иконы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Ватиканский список Казанской епархии.
Чтобы это знаменательное событие свершилось, понадобились долгие и сложные переговоры, и не только представителей государственных учреждений и христианских церквей, но и специалистов, которые исследовали образ, чтобы определить, когда икона была написана.
В газете «Казанские истории» в 2003, 2004 и 2005 годах было опубликовано несколько материалов о судьбе Казанской иконы Божией Матери. Для удобства посетителей мы объединили их в один большой очерк, использовав также исторический обзор Дмитрия Хафизова.
Учитывая нежелание современных молодых читателей читать большие тексты, мы разбили его на небольшие главки. По гиперссылкам вы легко соедините их в единый текст.
Публикация обновлена в 2012 году, после выхода в свет книги «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (А.М. Елдашев, Е.В. Липаков, Д.И. Хафизов; под ред. Ю.В. Андреевой. Казань, Центр инновационных технологий).
Встречай, Казань, Ватиканский список Богородицы
28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви Ватиканского списка Казанской иконы Божией матери. Как сообщали тогда средства массовой информации, Иоанн Павел II последний раз помолился перед ней 25 августа, а 27-го с ней прощалось 5 тысяч верующих католиков.
17 июля 2005 года ИТАР-ТАСС распространило новость о том, что икона будет храниться в Казани, на месте обретения святого образа Богородицы. Эту новость сообщил корреспонденту агентства министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В этом мало кто сомневался. Во-первых, город готовился к торжествам по случаю своего 1000-летия, во-вторых, завершилась реконструкция Благовещенского собора в Казанском Кремле и на его открытие обещал приехать Его Святейшество Алексий II.
Глава администрации Казани Камиль Исхаков, один из инициаторов проекта «Ватиканский список» (назовем его так), уже 17 июля собрал пресс-конференцию, и журналисты узнали много интересного. Например, о том, что Папа Римский готов был по дороге в Монголию сделать остановку в Казани, чтобы передать икону православным верующим нашего города, но в дело вмешалась большая церковная политика. Разногласия между Папским престолом и Московской патриархией не позволили этому факту свершиться. Однако Папа Римский своего решения не изменил.
Журналисты узнали, что икона будет временно находиться в действующей церкви (в какой конкретно, пока не решено, но «вариантов решения этого вопроса много»), а после реконструкции сохранившегося Крестовоздвиженского храма Богородицкого монастыря ее «дом» будет там.
Как сообщил К.Исхаков, подготовка к встрече иконы идет уже давно: изучены фрагменты киота той самой, украденной иконы (они хранятся в Национальном музее РТ). Новый киот будет хотя и современный, обеспечивающий безопасность иконы, но сделан по образцам старинного. Специальный киот предусмотрен и в Благовещенском соборе, где икона будет находиться во время крупных православных праздников.
21 июля 2005 года в Благовещенском соборе Казанского Кремля состоялась Божественная литургия по случаю передачи Казанской иконы Божией Матери Казанской епархии. Торжественную службу в древнейшем из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры (собор был основан в 1552 году) совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
На Божественной литургии смогла побывать тысяча верующих, на площади перед собором благодаря плазменным панелям молебен увидели еще три с половиной тысячи человек.
После совершения литургии начался крестный ход с чудотворным списком Казанской иконы Божией матери.
Верующие прошли от Кремля к Крестовоздвиженскому храму Богородицкого монастыря, в котором и будет теперь храниться икона.
Условием передачи Казани Ватиканского списка было возрождение Богородицкого монастыря. Летом там начались масштабные реставрационные работы. В восстановлении первоначального облика храма, в котором многие годы находился факультет русской филологии Казанского государственного педагогического института, принимали участие мастера из Казани и Санкт-Петербурга.
Ватиканская икона с тех пор постоянно находится в этом храме, в небольшом молельном зале. По большим праздникам ее переносят в Благовещенский собор в Кремле. Еще одна традиция – дважды в год, на Казанскую, 21 июля и 4 ноября, в Казани совершается крестный ход с этой иконой. Кстати, ее назвали Новоказанской.
Теперь доподлинно известно, что икона из Ватикана не является подлинником XVI века, а значит, она никак не может быть той самой, которую в июне 1904 года злоумышленники похитили из собора Богородицкого монастыря. Специальная комиссия в апреле 2003 года, исследовав святой образ, пришла к выводу, что это один из многочисленных списков Казанской Богоматери, сделанный «не позже начала XVIII века».
Кстати, один такой список уже находится в Казани. В июне 2002 года московские специалисты обследовали икону Божией Матери из храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Как оказалось, она тоже датируется XVIII веком.
Новоказанская икона Божией Матери
Читайте далее:
2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне
3. Казанское святотатство 1904 года
5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского
Другие публикации, посвященные истории Казанской иконы Божией Матери:
Книга о заступнице усердная рода христианского
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген
«Казанская Богородица» все-таки возвращается
Икона Казанской Божией Матери вернется?
НАША СПРАВКА
Адрес Крестовоздвиженской церкви: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5.
Проезд: по улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского, будет монастырь. И сразу - вход в Крестовоздвиженскую церковь.
Ближайшие остановки общественного транспорта - КАИ и Улица Батурина (автобусы 22, 28, 52, 89).