Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Центр – взгляд в прошлое или территория жизни сегодня? И то, и другое
- Любовь АГЕЕВА
- 06 февраля 2015 года
6 февраля 2015 года в Управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани прошло публичное обсуждение проекта планировки территории «Центр», участником которого была Любовь Агеева.
Мы уже сообщали, что проект разрабатывала по заказу Управления архитектуры и градостроительства команда института «Казгражданпроект». Заметим, что заказ был конкурсный, правда, как выяснилось, других претендентов на эту работу не оказалось.
Работа над проектом шла два года. Поскольку с ним можно было познакомиться заранее, я этой возможностью воспользовалась и свое мнение по ряду позиций уже высказала. Захотелось узнать, что думают другие.
Читайте в «Казанских историях» – Публичные слушания будут. Но будет ли публика?
Я выразила сомнение в результативности слушаний. Не раз приходилось убеждаться, что подобные обсуждения проводятся лишь для «галочки» в аппаратных отчетах. Особенно в последние годы, когда такие слушания проводятся довольно часто. Например, в октябре 2012 года обсуждался проект планировки территории района «Ноксинский спуск» площадью в 268 га, в ноябре 2013 года – проект планировки территории «Старое русло реки Казанки и Адмиралтейская слобода».
Но я ошиблась.
Во-первых, обсуждение прошло, можно сказать, при аншлаге. Свободных мест в конференц-зале Управления архитектуры и градостроительства не было. Собрались разработчики проекта, а также заинтересованные лица, как физические, так и юридические: представители строительного и архитектурного сообщества, сетевых организаций, обеспечивающих инфраструктуру большого города, промышленных предприятий, которые попали в орбиту будущих преобразований, работники структурных подразделений Исполкома, депутаты Казанского Совета, журналисты. Были и рядовые жители города.
Правда, к концу обсуждения народ потихоньку начал рассасываться. Это и понятно: начали слушания в 16 часов, а закончили в 19.40.
12 человек записались для выступления заранее. У кого-то был частный вопрос, по личному земельному участку, но больше говорили с учетом интересов юридических лиц. Интересно, но среди выступавших оказался даже гость Казани, которого привлекла тема слушаний.
Главный архитектор города Татьяна Прокофьева дала выступить всем желающим, и кто записался, и кто решил высказать свое мнение уже в ходе обсуждения. А некоторые использовали для этого время для вопросов.
Во-вторых, участники слушаний были к разговору подготовлены. Проект был предварительно размещен на официальном сайте мэрии города, в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани.
Проект планировки территории «Центр» на слушаниях представляла руководитель центра разработки генплана института «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина. Она сопровождала выступление медиапрезентацией с множеством карт центра города. Некоторые карты были представлены в большом масштабе по периметру конференц-зала.
Центр города рассматривался проектантами с трех позиций:городская среда, инженерная и транспортная инфраструктуры. При этом учитывались реальные проблемы территории, например, изношенность ее инженерной сети, транспортные трудности, связанные во многом с тем, что жителей в центре мало, но работают здесь многие.
Поскольку каждый желающий может познакомиться с сутью проекта в сети сам, обратим особое внимание на предложения, которые вызвали разноречивые оценки.
Сократить деловые коммуникации центра
Разработчики считают, что центр города (это всего 2 процента его территории) в первую очередь должен служить социокультурным, а уж затем административно-деловым целям. То есть планируется практически полная переориентация территории, поскольку сегодня центр – это прежде всего деловая часть столицы республики. Есть площади, которые, как считают проектанты, можно использовать более эффективно. Например, можно увеличить зону жилой застройки, больше иметь здесь объектов культурного назначения.
Разработчики проекта планировки предлагают создать альтернативные деловые центры в других частях города. Например, в квартале улицы Вахитова, проспекта Ибрагимова. С этой целью можно развивать участок улицы Декабристов у Молодежного центра, где сейчас идет строительство здания Арбитражного суда.
Утвержденный проект планировки «Седьмое небо» предусматривает наличие общественно-деловой зоны в районе международного конноспортивного комплекса «Казань», на пересечении Мамадышского тракта и Большого Казанского кольца. В перспективе одна из деловых зон может быть создана в районе грузового порта, который со временем будет вынесен за пределы города.
Собравшиеся с такой переориентацией в целом были согласны. Один из выступающих заметил, что будущее города должно строиться с учетом интересов прежде всего человека.
Довольно много времени всеобщим раздражителем были руины гостиницы "Казань" на улице Баумана. Смогли сохранить только фасадную стену. На снимках: как было и как стало
Однако были и возражения. Например, по мнению представителя ОАО «Таткрахмалпатока», «приговоренного» к переносу, потери не компенсирует даже то, что земля останется за предприятием. Перенесение производства на другую территорию в их случае означает закрытие предприятия.
«Разговоры о переносе производства из центра Казани идут не первый год, но конкретного предложения от мэрии не поступало», – говорил моим коллегам заместитель гендиректора «Таткрахмалпатоки» Павел Петров. В любом случае это будет довольно растянутый во времени процесс, отметил он.
Разработчики проекта в принципе не возражали против такой постановки вопроса, мало того, даже готовы были исключить это предприятие из списка «приговоренных». Если оно уменьшит санитарную зону, уточнила Татьяна Прокофьева.
В Интернете мы нашли мнение и в поддержку освобождения центра от промышленной зоны:
Артур Айтбагин, руководитель творческой мастерской
Предложение по выносу деловых зон за пределы центра – очень здравая мысль. Я бы даже ее дополнил идеей создания коммерческо-активных узлов по примеру района Парижа – Дефанс. Хотя аналогия не совсем, может, прямая: этот район расположен за городом. Но в Казани аналогом могла бы стать трасса по маршруту проспект Победы – проспект Ямашева. По движению этой магистрали расположены крупные торговые центры (XL, Южный, Парк Хаус, Бэхетле, Мега), но к этому я бы еще добавил бизнес-центры. Здесь можно было бы развивать офисные пространства. Плюсы от такого расположения ТЦ мы уже видим, все грузовики двигаются по этому направлению, не загружая других улиц.
Вынос промзон и использование освобождающихся площадей – это прекрасная идея, но для этого нужно попутно решить много инфраструктурных задач. Чтобы оживить промзону в районе речпорта, неплохо было бы соединить район новой магистралью с проспектом Победы – Оренбургским трактом, в районе «Солнечного города».
В сети есть суждения, которые позволяет посмотреть на эту проблему не только с позиций «ХОТИМ». Ведь подобные проекты стоят немалых денег. Приведем фрагмент публикации газеты «Ведомости» (цитируем по сайту Индикаторы рынка недвижимости).
Вывод одного промпредприятия может стоить порядка $1 млн за гектар используемой земли в центре, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Затраты по переносу могут превышать 1 млрд рублей для одного предприятия; многое зависит от состояния инженерных сетей и зданий, говорит Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital.
«Как правило, переезд осуществляется либо за счет муниципалитета, либо предприятиям предоставляются компенсации», – говорит аналитик «Инстафорекса» Антон Фомин. По его словам, обычно компенсация выплачивается за счет разницы цен на земельные участки в центре и на окраине и, так как компенсация существенная, проблемы возникают редко.
«Столь крупные территориальные расчистки городов – большая редкость даже в мировой практике», – отмечает архитектор Сергей Саначин. Кроме того, добавляет он, за рубежом приоритет у частной собственности.
«В мире есть прецеденты, когда деловые кварталы полностью выносились за пределы города, и все современные бизнес-центры сосредоточены вне города, к примеру, деловой квартал La Defense в Париже», – говорит гендиректор компании Praktika Development Булат Шакиров.
Есть мнение¸ что некоторые предприятия поддержат такое решение, поскольку не могут осилить налоги на землю в центре города.
«Заставить переехать из центра мы никого не можем, но мы можем создать альтернативные участки за его пределами, чтобы сами предприниматели захотели разместить там свои учреждения.
Фабрика «Спартак» сама готова переехать и уже создает свою базу в районе улицы Гвардейской. Но участок в центре останется за компанией, и она сможет, например, построить там жилье, – цитата из публикации в газете «БИЗНЕС Online».
http://www.business-gazeta.ru/article/125149/
Ремонт булыжной мостовой у Кремля. Такая же была здесь в дореволюционное время, но потом, стараясь понравиться высокому гостю из Москвы, ее заменили на асфальт. Сейчас спуск на улицу Баумана снова из булыжника. Перед Универсиадой мостовую подремонтировали
Разгрузить исторический центр планируется, во-первых, за счет переноса объектов, которым по умолчанию не место в центре города: это промпредприятия, склады. Предполагается, что вынесены будут онкологический диспансер возле Кремля, следственный изолятор №1 УФСИН России по РТ, обувная фабрика «Спартак», Казанский завод нестандартного оборудования.
Не могу не заметить, что «переселенцев» могут принять уже построенные и строящиеся деловые центры. Их очень много в Казани.
Но вынос деловых центров решит только часть обозначенной проектантами проблемы. Кроме них есть еще много управленческих учреждений республиканского и городского уровня, а почти каждый клерк сегодня имеет личную машину. Именно в эти учреждения направляется основной поток посетителей, и часть из них тоже на своих машинах.
В проекте эта проблема не обозначена вообще, на обсуждении об этом тоже не говорили.
Один из казанских новоделов - бывшая гостиницы "Большие сибирские номера" на улице Баумана, хозяином которой был купец Заусайлов
Советник по архитектуре и градостроительству ООО «АК БАРС Девелопмент» Дмитрий Пузырев посмотрел на эту проблему с неожиданной стороны. По его мнению, необходимо уточнить границы территории центра, и привел конкретный пример. Почему центром не считается территория западнее площади Вахитова?
«Ничего не хочу сказать про компанию «Нэфис» – замечательный, крупный налогоплательщик. Но у меня сложилось впечатление, что у нас есть богатые и бедные родственники. Богатых мы не трогаем, а бедных – выселяем из центра города».
Центр Казани – это ядро города с тысячелетней историей
В числе приоритетов разработчиков проекта, как сказала докладчик, – сохранение уникального природно-исторического ландшафта. С чем нельзя не согласиться, если только мы уже не опоздали с такой постановкой вопроса. Ведь в последние годы городской пейзаж слегка подпорчен современной вип-застройкой.
Наш город имеет несколько природных террас. Это уникальная особенность городского ландшафта, которую никто не охраняет. Это богатство пространства, сказала Талия Мухаметшина и привела примеры Санкт-Петербурга (особенность его городского ландшафта – горизонтальность) и Нижнего Новгорода (образ горы над волжскими просторами).
В казанском центре, где не находись, отовсюду прекрасные виды. С нижней надпойменной террасы видно верхнюю часть города, с верхней террасы – прекрасный пейзаж на нижнюю надпойменную часть и на Волгу.
Добавим сюда еще две природные особенности нашего города: большая водная гладь (Волга, Казанка, озёра Кабан, протока Булак, а также естественные озера внутри города), а также холмистость городского ландшафта.
Здание Пенсионного фонда закрыло один из холмов, на верху которого был Профессорский переулок
Что мог вынести простой горожанин из предложений разработчиков проекта?
Во-первых, они предлагают ввести ограничение по этажности. Нужно сохранить исторический масштаб среды, в котором другое мироощущение, чем во многоэтажной застройке. Он уникальный, и эту уникальность надо сохранить, считает Мухаметшина. А низкую этажность можно компенсировать за счет плотности застройки.
Чем дальше от Кремля, тем выше этажность. Между улицей Левобулачной и Волгой высота зданий не должна превышать 4 этажа. Такое же ограничение – от улицы Правобулачной до Профсоюзной.
Не все участники слушаний с этим согласились. Например, Дмитрий Пузырев заметил, что Казань в центре уже шестиэтажная, по факту. Кто-то из выступающих задал риторический вопрос: а как быть с теми многоэтажками, которые уже построили? Не сносить же дома вдоль улицы Татарстан и на участке от улицы Нариманова до Тинчурина.
Повысить здания до 6-9 этажей разрешается на улице Большой Красной при ее пересечении с улицами Пушкина и Жуковского, а также на улице Гоголя. Единственный участок в рамках проекта планировки, который разрешает строительство зданий выше 10 этажей, расположен по улице Ершова, в районе ТРК «Корстон».
Рекламный баннер висел на здании бывшего "Детского мира" долго.
На втором снимке - здание после реставрации. Не "Детский мир", но магазин
Как известно, проект исторического центра в 2007 году был заказан главному архитектору Барселоны Хосе Асебильо, который предложил вариант застройки квартала Б с четырьмя 24-этажными башнями – символом «ворот города». Этот квартал находится в Вахитовском районе, ограничен улицами Тихомирнова, Салимжанова, Луковского, Вишневского. Из приметных сооружений – новый Театр кукол. Рядом строится высотный дом. На этой территории в основном малоэтажная застройка. Так что места для высоток еще много.
Во-вторых, проектировщики предлагают от Волги до Кремля построить широкую улицу – эспланаду. С одной стороны Кремля уже появилась красивая набережная, которая все активнее включается в городскую жизнь. Если будет такая же рекреационная зона с другой стороны, казанцам это наверняка понравится. Мы в этом смысле всегда были обделены по сравнению с Самарой, Нижним Новгородом, Саратовым.
Автомобили, потеснитесь!
Все были согласны с тем, что чисто административным путем число машин на улицах не сократишь. Нужна иная организация движения транспорта. Большие надежды проектанты возлагают на Большое Казанское кольцо и Малое Казанское кольцо. Они задумывались еще в рамках разработки действующего Генплана Казани.
Все, что осталось от дома Потехина на улице Чернышевского
А это новодел
Малое кольцо пройдет вдоль железной дороги и по Кировской дамбе, далее – по улицам Саид-Галиева, Б. Шахиди, Г. Камала, далее со строительством нового участка по улице братьев Петряевых и по ней – к улице Эсперанто. Планируются 3 транспортные развязки и реконструкция моста на озере Нижний Кабан с улицы Эсперанто.
Большое Казанское кольцо построено, но не до конца – оно выходит на Кировскую дамбу, которая функцию обходной магистрали выполнять не может. Ведь дамба очень узкая, к тому же по ней ходит трамвай, говорит Римма Ерофеева.
Большое Казанское кольцо будет доведено до логического завершения. Поскольку оно будет тоже проходить по Кировской дамбе, планируется расширение моста через Казанку – параллельно со старым мостом построят новый в 157 метров. Появится участок новой дороги в 3,5 км между Волгой и железной дорогой с выходом в южную зону.
Чтобы с противоположного конца маршрут по дороге к Волге не уперся в железнодорожные пути, планируется строительство пешеходных мостиков в створе улиц Межлаука и Чернышевского, а также строительство пешеходной эспланады Волга – Кремль и по Кремлевской набережной между Центральным стадионом и берегом реки Казанки.
Проектировщики не рискуют убрать железнодорожную ветку, которая отсекает город от Волги, совсем. Приходилось слышать, что это не минус, а плюс для города. Поскольку городская электричка может снять многие проблемы с транспортом.
Проектом предусматривается постепенное сокращение путевого хозяйства железнодорожной станции «Казань-1» вдоль набережной Волги. Эти объекты будут переноситься на северный ход железной дороги. Подъездная железнодорожная ветка речного порта будет переключена на станцию Вахитово. Всё это предусмотрено действующим Генпланом Казани.
Нашлись участники слушаний, которые предложили железную дорогу убрать, чтобы приблизить город к Волге. Как вспоминает Герман Бакулин, заслуженный архитектор РТ и РФ, пешеходный переход к Волге – это мечта казанских градостроителей со времен Павла Алексеевича Саначина, начальник Управления по делам архитектуры и строительства Совмина ТАССР с 1962 по 1979 год: «Реализация этих планов наконец превратит Казань из города на Казанке в город на Волге» (http://www.business-gazeta.ru/article/125149/).
Не всем такая архитектура нравится, но число подобных домов в Казани растет
Конечно, набережная Волги – это прекрасная идея. Но выдержит ли бюджет Казани еще одно посягательство на владения РЖД? Сегодня, как никогда, городу нужно согласие с руководством этой компании, потому что в плане – внутригородская электричка.
Общественный транспорт или личный автомобиль?
Кольцевая электричка соединит поселки Дербышки и Юдино. Сообщение центра с южными микрорайонами города планируется организовать по трассе железнодорожной ветки «Аэроэкспресс».
По результатам исследований, которыми занимаются сейчас разработчики комплексной схемы организации дорожного движения, уже через 2-3 года загруженность улично-дорожной сети Казани может возрасти до 70-75 процентов, что приведет к возникновению транспортного коллапса в центре города. В связи с масштабным строительством дорог и развязок в преддверии Универсиады острота транспортных проблем в городе значительно снизилась, но это ненадолго.
Одна из проблем современного центра Казани связана с тем, что в историческом центре не живут – здесь работают и учатся. Велика доля и транзитных потоков из одного района в другой. Эта проблема усугубляется увеличением частных автомобилей, а в Казани это не роскошь, а средство передвижения, особенно в вечернее время, когда транспорт работает не всегда удовлетворительно. Выручает метро, но оно захватывает пока лишь небольшую часть территории.
Вопрос будет решаться комплексно. В центре города планируется построить 2 новые линии и 5 станций метрополитена. Таким образом, протяженность «подземки» в центральной части города должна увеличиться с 4 до 13 километров, а количество станций – с 3 до 8. В частности, новые станции должны появиться возле Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и на площади Вахитова.
Больших возражений будущее казанского метро не вызвало. Сожалели о трамвае в центре города. Например, говорили о том, что зря убрали трамвай с улицы Бутлерова, советовали прежде чем принимать такие решения, тщательнее изучать пассажиропотоки.
Оптимизация трамвайных маршрутов еще не завершена. Например, после реконструкции улицы Саид-Галеева первый маршрут будет перенесен в центр проезжей части. Кто-то из выступавших предложил увеличить его продолжительность, повторить удачный опыт пятого маршрута.
Понятно, что разрешить проблему прежде всего поможет ограничение спроса на въезд в центр. Желание уменьшить число автомобилей на улицах центра было на слушаниях всеобщим. Не возражали даже владельцы частных машин.
С улиц города вытесняется прежде всего грузовой транспорт, его уже и сегодня не так много. Уменьшаются автобусные маршруты пригородного и междугороднего сообщения, даже автовокзал планируется вынести за пределы центра города.
Наконец, вводится элементарный запрет на въезд в центр Есть даже предложение сделать его платным.
Трудно назвать это сооружение новоделом. Бывшие номера "Булгар" на улице Татарстан оно напоминает лишь частично
Приходилось убеждаться, сколь решительны в этом деле власти европейских городов. Например, в сравнительно небольшом немецком городе Брауншвейге в центр города на автомобиле не попасть вообще, если нет специального пропуска. Ставь машину в автопаркинг – и дальше пешком. В Варшаве при желании погулять по Старому Мясту тоже придется оставить машину далеко от него, естественно, на платной стоянке.
Кстати, в столице Польши машин нет даже во дворах. Можно остановиться только на определенное время. Задержался – квитанция о штрафе на ветровом стекле. Пейзаж, который я вижу из окна своей квартиры на Чистопольской, в Варшаве был еще в 80-х годах.
Раньше скопление машин на улицах и во дворах объясняли отсутствием парковок. Сегодня появились современные паркинги, но они на полную мощность не используются. Ни в центре, ни за его пределами.
Кстати, в последнее время борьба с неправильно припаркованными машинами в центре активизировалась, и многим водителям приходится искать свои авто на специальной стоянке, что влечет за собой 6-7 тысяч рублей штрафа. Как сообщается на сайте мэрии, в феврале 2015 года запретительные меры на стоянку в центральной части города были введены практически повсеместно.
Мы уже убедились, что в значительной степени проблему пробок в Казани сняли многочисленные пешеходные переходы. Их будет еще больше. В частности, планируются переходы через улицы Татарстан, Салимжанова, Эсперанто, Ершова и даже через Кировскую дамбу и площадь Тукая.
Участники слушаний посоветовали изучить работу уже существующих переходов, чтобы не повторять ошибок. Например, два выступления касались шестиполосного будущего улицы Салимжанова. Есть опасения, что высокий надземный переход затруднит жизнь по обеим сторонам улицы. Это будет непреодолимая преграда для пожилых людей, особенно инвалидов. Тяжело приходится на переходах мамам с колясками.
Эту проблему могли бы снять лифты, они есть везде, но практически нигде не работают. Кое-где, например, в переходах через проспект Амирхана, в вечернее и ночное время не бывает света.
На подходах к центру города планируется создать сеть перехватывающих платных парковок, которые позволят менять личный транспорт на общественный. В исторической части Казани количество парковочных мест должно увеличиться с 10 до 16 тысяч.
В центре появится несколько транспортно-пересадочных узлов для улучшения условий пересадки пассажиров с одного маршрута на другой. Если при этом транспортники не будут слишком настырно залезать в наш карман – нет возражений. Уже сегодня переезд из одного конца города в другой требует обязательной пересадки, а это 80 рублей туда и обратно. Может, в таком случае предусмотреть какую-то другую схему оплаты. Опять же будет выгода – мотив для того, чтобы человек сел не в личный автомобиль, а в городской автобус.
Как выяснилось, городская власть планирует ограничить число автомобилей в центре города, в том числе, с помощью гибкой тарифной политики.
Улицы из первой половины XIX века
Как известно, в центре Казани сохранились улицы дорегулярной застройки, когда еще не было генерального плана В. Кафтырева, но их осталось мало. Большинство городских улиц было спроектировано во второй половине XVIII века, когда город стал жить согласно генеральным планам. Формирование архитектурно-художественного облика города, который сегодня составляет лишь небольшую часть Казани – его центр, принадлежит первому казанскому губернскому архитектору – Василию Ильичу Кафтыреву, работавшему в Казани с 1763 по 1807 год (Генплан Казани на перспективу и на каждый день; Кафтырев Василий Ильич, архитектор)
Последний Генплан, рассчитанный на 2005-2020 годы, не внес существенных изменений в планировку центральных улиц, однако в связи с транспортными проблемами в этом возникла необходимость.
Проект предусматривает сохранение исторически сложившейся структуры территории центра путем закрепления красных линий. Но, как выясняется, этого недостаточно.
На месте кинотеатра имени Тукая строится дом для театра КВН
Новые трассы и развязки, которые помогли рассредоточить транспортные потоки, изменили к худшему жизнь на некоторых улицах в центре Казани, о чем говорил на слушаниях житель одной из них. Он напомнил, впрочем, многие слышали это впервые, что улицы Ульянова-Ленина, Волкова и Калинина появились в Казани в 1838 году. Именно тогда городской архитектор Фома Петонди спроектировал улицы с названиями Первая гора, Вторая гора и Третья, или Шорная гора. С Шорной горой связаны события Пугачевского восстания, здесь побывал Пушкин, когда изучал его историю.
В связи с формированием современных транспортных артерий города все три улицы превращаются в тупики, здесь даже снег зимой чистят не всегда.
Предлагаются большие изменения схемы существующих транспортных потоков. По мнению разработчиков, улучшить движение в центре можно путем расширения существующих улиц или их ориентации на одностороннее движение, если есть параллельная дорога. Например, односторонней станет после реконструкции улица Тукая. На улице Салимжанова должно появиться 6 транспортных полос, проезжая часть на улице Достоевского от Вишневского до Волкова будет расширена для организации по ней двустороннего движения. Улицу Дзержинского планируется расширить до 3 полос.
Кто-то из выступающих задал вопрос, который наверняка вертелся на языке у всех, кто эту улицу знает, что называется, в лицо: за счет чего? Улица уже сейчас зажата между домами и парком «Черное озеро». Неужели планируют уменьшить территорию парка?
Город не только для туристов
Бурное обсуждение вызвало предложение разработчиков сделать пешеходной Левобулачную улицу. Таким образом они планируют соединить две рекреационные зоны – у берегов Волги и Казанки и у озера Нижний Кабан, где маршрут продолжится по благоустроенной набережной вдоль улицы Салимжанова.
Если планы разработчиков воплотятся в жизнь, то общая протяженность пешеходных улиц в городе вырастет с 4 до 7,6 км.
Прозвучало предложение довести до ума подземную галерею на улице Баумана, и в нем есть резон. Столько денег вбухали в ее создание… Убрать бы только уродливые «фонари» на улице возле здания, которое мы когда-то называли гостиницей «Казань».
Кто-то предложение сделать одну сторону Булака пешеходной поддержал, большинство возражали.
Аргументы тех, кто поддержал: водная лента Булака с фонтанами – хорошее место для прогулок, но сегодня мало кто такой возможностью пользуется, хотя по всей длине протоки есть тротуар. Протоку привели в порядок, но это не самое комфортное место для пеших прогулок. Вода не проточная, иногда от нее исходят не самые приятные запахи.
Аргументы тех, кто возражал: перекрыть кислород автомобилистам, закрыв одну из главных дорожных артерий столицы, – значит вызвать еще большие проблемы. К тому же новый мост через Казанку у Кремля сооружали с учетом движения машин по обеим сторонам Булака.
По мнению представителей малого бизнеса, они получат большой урон, когда с Булака уберут транспорт. К их офисам нельзя будет подъехать, и придется отсюда съезжать.
Как считает председатель правления Союза архитекторов Татарстана Виталий Логинов, на Левом Булаке вообще делать нечего. Там два ресторана, магазины «Охотник» и «Интим».
«Сам Булак – это нормальная река, – сказал он. – Стоит залезть в подвал под цирком и открыть две задвижки – сегодня же все это дело заполнится водой. Но никогда у города не было средств купить эти два насоса».
По мнению выступавших, не все пешеходные улицы оправдывают себя. Рассчитывать только на туристов вряд ли правильно. Они предлагали пустить по обеим сторонам хотя бы общественный транспорт.
Интересным показалось выступление двух студенток – будущих архитекторов. Они показали компромиссный вариант, когда пешеходная зона создается за счет склонов протоки. Правда, при этом зеркало воды сужается. Зато она будет рядом…
По мнению Дмитрия Пузырева, пешеходная Левобулачная улица – это слабое и непродуманное решение. И сделал революционное предложение – сделать весь Булак пешеходным, проложив транспортный туннель под водой.
По его мнению, разработчики придумали несколько интересных идей, но транспортная система в центре ими не решена. Запретить не ездить по центру мы не можем. Значит, нужны решения, которые удовлетворят и автомобилистов, и пешеходов, и тех, чьи интересы затронут кардинальные перемены – собственников и арендаторов обеих сторон Булака.
Сошлись на том, что предложение по Булаку надо тщательно обдумать с учетом всех мнений. Талия Мухаметшина утешила оппонентов тем, что его реализация возможна только после того, как будет завершено строительство транспортных колец и снижена транспортная нагрузка, как будут создано достаточное число уличных парковок и улучшена работа общественного транспорта.
Я не специалист и не знаю, должен ли проект планировки территории «Центр» создавать условия для эффективного использования памятников культурного наследия. Их много на Тукаевской, Московской, Маркса, Большой Красной и других улицах. Наиболее ценные из них уже прошли первую стадию реставрации, а в некоторых старинных домах Старо-Татарской слободы уже началась вторая жизнь.
Некоторым памятникам не везет. В этом дворе по улице Пушкина жил Алеша Пешков, будущий великий писатель. Дом не на красной линии, и про него все забыли
Андрей Генсен, заместитель гендиректора управляющей компании «АС менеджмент» (ASG Group), обратил внимание на то, что в проекте не определено функциональное назначение объектов исторического наследия. Компания Алексея Семина восстанавливала к Универсиаде закрепленные за ней памятники старины как «якорные точки» туристической инфраструктуры, но некоторые из них каким-то образом попали в список малоценных построек.
Номера "Амур" по улице Московской реставрировала Инвестиционная компания ASG
По центру на велосипеде
В центре Казани планируется создать сеть велодорожек общей протяженностью 32 километра. Они будут располагаться вдоль набережных, бульваров и пешеходных улиц. Также велодорожки появятся и на других улицах за счет ширины газонов или тротуаров. Кроме того, власти города намерены создать широкую сеть велопарковок, увеличив их количество с 12 до 22.
За велодорожки ратовали несколько человек. Их рассматривали не только как способ организации свободного времени, но и средство передвижения по городу, то есть как еще один вид транспорта. По мнению одного из выступавших, создание условий для пользования велосипедами поможет уменьшить количество личного автотранспорта, причем даже зимой, поскольку новые велосипеды приспособлены ко всем временам года.
Правда, нашлись возражения. Активное использование велосипеда в наших условиях, когда уровень культуры на дорогах чрезвычайно низок, обязательно приведет к увеличению травматизма. Поэтому велодорожки надо делать только там, где они не будут соприкасаться с другими видами транспорта.
Предложений на публичных слушаниях прозвучало много. Главный архитектор пообещала каждое изучить, ценные учесть. Проект планировки территории «Центр» пока на официальное утверждение выноситься не будет. Не исключено, что работа над ним будет продолжена уже в рамках разработки нового генплана Казани. (Читайте – Новый генплан будет в Казани в 2018 году).
С представителем команды его разработчиков участники слушаний познакомились. Заместитель директора Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы – руководитель генпроектного объединения №33 Александр Николаевич Колонтай выступил сразу после главного докладчика. Ораторы потом не раз ссылались на его мнение.
Выяснилось, что некоторые участники слушаний уже имели встречу с московским гостем. Например, представитель ООО «АК БАРС Девелопмент» был приглашен на совещание с его участием, где все могли высказать свои предложения. По мнению Дмитрия Пузырева, разработчикам из «Казгражданпроекта» как раз этого не хватило. Они тоже могли бы больше общаться с заинтересованными людьми, и, возможно, услышали бы интересные, «сумасшедшие» идеи.
У Александра Николаевича сразу возник вопрос: в какой степени необходимо учитывать в будущем генплане проект планировки центра Казани? Ведь у проектировщиков из Москвы в процессе работы появятся свои предложения.
Он посоветовал не спешить с утверждением проекта, посмотреть в компьютерных моделях разные варианты развития этой территории. По его мнению, историческое наследие – это аксиома, но оно существует в условиях современной Казани, у которой есть хороший потенциал для развития. Необходимо создать условия для «комфортного способа функционирования города».
Александр Николаевич говорил о необходимости уточнения границ центра. Проект включает не только историческую часть центра, но и территории, которые когда-то были на периферии города и соответствующим образом развивались. Необходимо определить, как они могут взаимодействовать в современных условиях.
По его мнению, нужно уточнить, какова главная задача разработчиков в каждом конкретном случае. Например, из чего исходить при проектировании территории вблизи Волги: обеспечить транзит транспорта с Горьковского шоссе на юг путем создания скоростной магистрали по берегу реки или создать здесь рекреационную зону? Ведь строительство скоростной магистрали намертво закрепит границы железной дороги.
Александр Николаевич призвал не спешить со скоростной магистралью, потому что она при всей очевидности решения транспортных проблем ликвидирует «уникальное явление в Казани – реку Волгу». При этом отметил, что не видит больших транспортных проблем в центре города. По его мнению, проблема возникает скорее всего из-за некачественной работы городских служб, а ее не решить даже самой удачной планировкой.
Московскому гостю возразил представитель ООО «АК БАРС Девелопмент», который высоко оценил проект создания скоростной магистрали по берегу Волги. Как он выразился, это «элегантное решение».
Это сооружение в Ленинском саду построено на месте туалета. В СМИ сообщалось, что разрешения на это строительство не было
Мне понравилась метафора Дмитрия Пузырева. Когда нас не устраивает место размещения дивана в комнате, мы можем переместить его в другой угол. Но лучше посмотреть на планировку всей квартиры, может, есть более удачное решение…
Как мне показалось, на слушаниях именно этим и занимались, рассматривая локальные решения на фоне общих вопросов.
Не растерять бы инициативу с мест. Тем более что проект интересен не только словоохотливой бабушке, у которой на каждое предложение было свое, естественно, непрофессиональное мнение, но и квалифицированным специалистам, выступления которых не сводились к формуле «нравится – не нравится», а содержали аргументы в обоснование своих точек зрения.
Советуя нашим читателям принимать активное участие в публичных слушаниях, которые проводит Управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани, знакомим вас с правилами их проведения. Это поможет в полной мере реализовать свои права при решении важных задач развития Казани.
Работать по-другому муниципальная власть уже не может. В этом ее отличие от власти государственной.
Любовь Агеева
13 февраля 2015 года
ДОКУМЕНТ В ЛИЧНОЕ ДОСЬЕ
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
1) проект генерального плана города Казани, проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в генеральный план;
2) проекты правил землепользования и застройки, проекты правовых актов о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
3) проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
4) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
5) вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
6) вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
Публичные слушания проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 08.06.2006 №7-9.
Цель публичных слушаний – обеспечить право жителей г.Казани на участие в обсуждении муниципальных правовых актов.
Разъяснение
процедуры проведения публичных слушаний
по проектам планировки территорий г.Казани
Публичные слушания по проектам планировок проводятся по инициативе Мэра города и назначаются постановлением Мэра г.Казани, в котором указываются:
– тема публичных слушаний;
– дата, время и место проведения публичных слушаний;
– адрес, по которому могут представляться предложения и замечания по вопросу, обсуждаемому на публичных слушаниях, и подаваться заявки на участие в публичных слушаниях.
Публичные слушания проводятся для обсуждения подготовленного проекта планировки с жителями города. В ходе публичных слушаний даются разъяснения по предлагаемому дальнейшему (перспективному) развитию рассматриваемой территории, выявляется мнения населения по представленному разработчиками предложению.
Ведет публичные слушания председательствующий, которым может быть Мэр г.Казани, Руководитель Исполнительного комитета г.Казани или уполномоченное ими лицо.
С содержанием проекта планировки не менее, чем за 2 недели до дня проведения публичных слушаний, все жители города могут ознакомиться на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани в сети Интернет uag.kzn.ru, а также в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Регистрация присутствующих проходит за полчаса до начала публичных слушаний по месту проведения.
Граждане, желающие выступить с докладом могут записаться не менее чем за 7 дней до даты проведения публичных слушаний в Управлении архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани по адресу ул.Груздева,5 в кабинете 602. Время доклада до 5 мин.
По итогам публичных слушаний готовится заключение по результатам публичных слушаний, в котором перечисляются предложения и рекомендации по обсуждаемому проекту, поступившие от жителей. Данное заключение публикуется на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани в сети Интернет uag.kzn.ru, а также в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Порядок ведения публичных слушаний
Публичные слушания начинаются с установления регламента проведения публичных слушаний. Председательствующий предлагает установить время, которое будет отводиться для выступлений, вопросов и выражения мнения участников публичных слушаний.
Как правило, на публичных слушаниях с основными докладами выступают заказчик и разработчик проекта планировки, затем право выступить предлагается записавшимся для выступления жителям города, представителям организаций и предприятий, далее – все желающие задают вопросы по обсуждаемому проекту.
Замечания и предложения могут быть переданы секретарю в письменном виде. В конце публичных слушаний они озвучиваются.
Завершает публичные слушания председательствующий.
В течение всего времени ведется протокол публичных слушаний.
Отличие публичных слушаний от других мероприятий
Проведение публичных слушаний, в отличии от митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий с участием граждан, ведется в соответствии с установленным регламентом и требует ведение протокола. В связи с чем участники публичных слушаний должны выступать по очереди, начиная свою речь с оглашения своих полных данных (фамилии, имени, отчества, адреса и контактного телефона).
Выступать на публичных слушаниях и задавать вопросы следует только по теме публичных слушаний.
Обязанности председательствующего
Председательствующий на публичных слушаниях ведет публичные слушания, предлагает установить регламент проведения публичных слушаний, обеспечивает порядок выступлений и равные возможности для высказывания и вопросов всех присутствующих.
Председательствующий обязан предоставить слово всем записавшимся для выступления и дать возможность всем участникам задать вопросы по теме публичных слушаний.
Права председательствующего
В ходе ведения публичных слушаний председательствующий имеет право останавливать выступающих в случае, если докладчик или иной участник публичных слушаний высказывается не по теме публичных слушаний либо в случае оскорбительных и некорректных высказываний.
Председательствующий может предложить удалить с публичных слушаний участников, поведение которых не соответствует нормам морали, мешает другим участникам публичных слушаний выражать свое мнение и приводит к срыву публичных слушаний.
Обязанности участников публичных слушаний
Участники публичных слушаний обязаны зарегистрироваться, т.е. записаться в Список присутствующих на публичных слушаниях, в котором необходимо указать фамилию, имя, отчество, адрес и контактный телефон.
Участники публичных слушаний обязаны соблюдать принятый регламент ведения публичных слушаний и поддерживать порядок на публичных слушаниях.
Участники не вправе прерывать выступающих и мешать проведению публичных слушаний.
Прежде, чем начать выступление или задать вопрос, участник публичных слушаний обязан представиться (назвать фамилию, имя, отчество) для внесения в протокол публичных слушаний.
Права участников публичных слушаний
Все жители города не менее, чем за 2 недели до дня проведения публичных слушаний могут ознакомиться с содержанием проекта планировки на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани в сети Интернет uag.kzn.ru, а также в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Записаться для выступления жители города могут не менее чем за 7 дней до публичных слушаний в Управлении архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани по адресу ул.Груздева, д.5 в кабинете 602.
В соответствии с установленным регламентом, все участники публичных слушаний вправе задать вопросы председательствующему, заказчику и разработчику проекта по содержанию представленного проекта планировки.
Вопросы могут задаваться устно или письменно с указанием полных данных (фамилии, имени, отчества, адреса и контактного телефона). Вопросы в письменном виде передаются секретарю.