Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Февральская музыкальная фиеста: встречаемся в Казани
- Маргарита Файзулаева
- 25 февраля 2015 года
Нынешний Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина совпал с юбилеем - 140-летием Казанской оперы, славной своей богатой историей.
Об итогах 33-го фестиваля размышляет Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств России и Татарстана.
Первые оперные постановки в Казани появились в конце XVIII столетия. В начале XIX века публика посещала драму и оперу в Казанском театре в исполнении труппы П.П. Есипова. В середине XIX века в Казань впервые приехали итальянские мастера – профессиональные исполнители оперных жемчужин.
Ключевой фигурой в становлении оперного театра Казани стал блестящий антрепренер, выдающийся организатор русского театрального дела Петр Михайлович Медведев. Ему удалось собрать постоянную оперную труппу и представить казанской публике 26 августа 1874 года оперу Глинки «Жизнь за царя».
Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления силами собственной оперной труппы под руководством П.М. Медведева. Ее репертуар украшали оперы Россини, Верди, Гуно, Бизе, Даргомыжского, Чайковского, Рубинштейна.
На рубеже XIX – XX веков процветала антреприза М.М. Бородая и Н.И. Собольщикова- Самарина, художественное руководство осуществляли дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицын, В.И. Сук. Замечательным искусством пленяли певцы Н. и М. Фигнеры, И. Тартаков, Ю. Закржевский, А. Давыдов, М. Максаков, Э. Боброва-Пфейфер и другие. В 1899 году на гастроли в Казань приезжал Федор Шаляпин и поразил зрителей искусством трагического прочтения роли в партиях Мельника («Русалка»), Сусанина («Жизнь за царя»)…
До Октябрьской революции в Казани было осуществлено более 130 премьер, и город постепенно завоевывал славу оперной столицы Поволжья.
«Оперные певцы, театральный оркестр, хор оказали сильное воздействие на все стороны культурной жизни города. Казань называли «Поволжскими Афинами», – такой вывод сделал Георгий Кантор, изучив историю дореволюционной оперы (Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Казань, 1994).
После пожара в 1919 году старый Казанский театр прекращает свою деятельность, оперные спектакли идут на разных сценах города. Лишь в 1939 году открывается Татарский государственный оперный театр – обновленный театральный организм с большими творческими возможностями в постановке мирового репертуара и лучших национальных оперных сочинений.
Богатая событиями история становления казанской оперы отражена в новом документальном фильме режиссера Алексея Барыкина, показанном на открытии фестиваля.
Гостей и организаторов Шаляпинского фестиваля приветствовал Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов, который отметил высокий уровень форума, инициирующего процесс интеграции республики в международное культурное пространство. Президент вручил награды за плодотворную творческую деятельность солистам оперной труппы, музыкантам оркестра, театрального хора.
С 1 по 17 февраля на казанской сцене выступили 50 исполнителей и дирижеров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа фестиваля включала 11 качественных по художественному уровню постановок и два гала-концерта с участием рейтинговых солистов, востребованных в лучших театрах мира.
Праздничная, феерическая атмосфера царила во время Шаляпинского фестиваля, сравнимая разве что с балетным фестивалем имени Р.Нуриева. Зал полон до отказа, у театра толпы страждущих попасть на спектакли.
Кстати, о билетах. В разгар кризиса руководство театра сумело сохранить стоимость билетов прошлых лет (от 600 до 1500 рублей), трезво оценивая экономическую обстановку в России и республике и понимая, что театр без публики функционировать не может.
Длительная подготовка к фестивалю всех цехов и многочисленных служб театра окупилась сторицей: каждое из направлений оперной фиесты было преподнесено на высоком уровне. Оркестр (главный дирижер Р. Салаватов) и хор (главный хормейстер – Л. Дразнина) - давно снискали славу первоклассных музыкальных коллективов. А сотрудничество с дирижерами Марко Боэми (Италия), Винсентом де Кортом (Нидерланды), Аллой Москаленко (Украина) помогло в полной мере раскрыть пульсирующий нерв и сложную музыкальную драматургию спектаклей.
Весьма удачным оказалось приглашение Стефано Романи (Италия) на «Риголетто» и Василия Валитова из «Новой Оперы» на «Бориса Годунова». Их подход к осмыслению музыкальной концепции спектаклей был серьезным и убедительным.
Глубоко продуманным со стороны художественного руководства театра оказался кастинг вокалистов. На отдельные спектакли («Турандот», «Любовный напиток», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс», «Мадам Баттерфляй») приглашались апробированные актерские составы, с блеском подтвердившие класс мастерства еще на предыдущих фестивалях.
Речь идет об Оксане Крамаревой (Турандот), Ахмеде Агади (Калаф), Жаннат Бактай (Лиу) в «Турандот»; В. Морозе (Фигаро), В. Яровой (Розина), А. Татаринцеве (Альмавива), М. Светлове-Крутикове (Базилио), Д. Овчинникове (Бартоло) в «Севильском цирюльнике»; А. Татаринцеве (Неморино), Е. Афанасьевой (Адина), О. Диденко (Дулькамара), Ю. Ившине (Белькоре) в «Любовном напитке»; Сишенг Йи (Чио-Чио-сан), Г. Ониани (Пинкертон) в «Мадам Баттерфляй».
Сцены из оперы "Чио-Чио-сан"
На концертное исполнение «Порги и Бесс» также были приглашены лучшие исполнители оперы Гершвина, блиставшие уникальным вокалом и сценической свободой в Казани и на Универсиаде, и на предыдущих Шаляпинских фестивалях. Не могу не назвать их имена. Это Деррик Лоуренс – Порги (США), Лестер Линч – портовый грузчик (США), Рональд Самм – Спортинг Лайф (Великобритания), Нейл Нельсон – Джейк (США), Селия Сотомайор – Клара (США).
Украшением состава 2015 года явилась блестящая певица Мириам Кларк из Германии в партии Бесс. Кстати, «Порги и Бесс» оставляет удивительное ощущение сценической, а не концертной постановки, видимо, благодаря редкому драматическому дарованию и сценической пластике афро-американских вокалистов.
Вершиной кастинга оказалась плеяда молодых талантливых артистов, способных украсить своим искусством лучшие сцены мирового музыкального театра – Василий Ладюк (Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова), Михаил Казаков (Большой театр России, театр имени М. Джалиля), Алексей Тихомиров (Большой театр России), Владимир Мороз, Екатерина Гончарова, Виктория Яровая и Оксана Шилова из Мариинки. Благодаря их участию ряд таких спектаклей, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Севильский цирюльник», «Травиата» и другие, обрели новое качество, идентифицирующееся с богатейшей вокальной природой и актерской самоотдачей певцов.
Сцена из спектакля "Травиата"
К примеру, «Евгений Онегин» в превосходном составе – В. Ладюк (Онегин), Е. Гончарова (Татьяна), С. Семишкур (Ленский), Е. Сергеева (Ольга), М.Казаков (Гремин) под управлением дирижера Р. Салаватова – впервые со дня постановки 2012 года (режиссура – М. Панджавидзе, музыкальный руководитель – М. Плетнев) достиг чудной органики и оперной магии в сценическом действии.
Обладательница дивного сопрано, переливающегося благородными оттенками, Екатерина Гончарова явила публике широчайший спектр эмоциональных переживаний в партиях Татьяны («Евгений Онегин») и Микаэлы («Кармен»).
Сцены из оперы "Кармен"
Редкой экспрессии, выразительной силы и красоты мощное меццо Агунды Кулаевой (Большой театр России), исполнившей партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове», покорило казанскую публику, определившую ее в разряд неординарных исполнительниц.
Шаляпинский фестиваль, по традиции, ежегодно открывает новые имена, которые в будущем, возможно, составят славу современной оперы. Одно из таких имен – Венера Протасова, выпускница Казанской государственной консерватории, лауреат Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (Москва, 2014 г.), солистка театра имени М. Джалиля. Пока в ее активе всего три партии, одну из них – Джильду – она с блеском исполнила на фестивале в тандеме с Борисом Стаценко в партии Риголетто, певцом мирового масштаба, и Сергеем Скороходовым (Герцог) из Мариинки.
Именно спектакль «Риголетто» в режиссуре Михаила Панджавидзе признан критиками как лучший фестивальный спектакль по роскоши голосов, ансамблевой стройности и ощущению вердиевского стиля.
Сцены из оперы "Борис Годунов"
Не менее впечатляющими были оперные шедевры «Турандот», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс», «Травиата», «Любовный напиток», «Кармен».
Менее повезло «Аиде» (постановка Ю. Александрова 2013 года). Приглашенные на ведущие партии Аиды, Радамеса и Амнерис итальянские певцы не достигли подлинной глубины в прочтении образов, кроме Сусанны Бранкини (Аида), владеющей техникой актерского перевоплощения, но не впечатляющей природой своего вокала. Не будем строги и к Дарио ди Ветри (Радамес), так как это его дебют на оперной сцене, сложнейшая партия Радамеса, требует длительного совершенствования в будущем. Положение спасли великолепные мастера оперной сцены Лестер Линч-Амонасро (США) и Михаил Казаков – Радамес (Большой театр России, театр имени М. Джалиля).
Сцена из спектакля "Любовный напиток"
Фестиваль венчали два блистательных гала-концерта. Это был фейерверк голосов, роскошь уникальных дарований. Программа учитывала самые взыскательные вкусы: шедевры оперной классики, русское народное песенное творчество, итальянская популярная музыка, современные образцы хорового искусства и джазовые импровизации.
Меломанам пришлись по вкусу фрагменты опер «Дон Карлос», «Отелло» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Самсон и Далила» Сен-Санса в исполнении А. Кулаевой, Р. Самма, В. Ладюка, А. Агади, Г. Ониани, О. Шиловой, А. Тихомирова, С. Скороходова.
Фурор произвели Альбина Шагимуратова, которая выступила на втором гала-концерте, Василиса Бержанская (Приморский театра оперы и балета, лауреат премии телеконкурса «Большая Опера». Любители джаза насладились виртуозным искусством джазменов – уникального пианиста Даниила Крамера (Москва) и кларнетиста Джампьеро Собрино (Арена ди Верона). Дирижировали концертами Ренат Салаватов и Марко Боэми, режиссуру осуществила Светлана Смирнова, видеопроекции – Д. Шамова, ведущий – Эдуард Трескин.
Интерес к фестивалю растет год от года, он давно утвердился как оперный форум международного класса, включающий в свою афишу знаменитые шедевры зарубежной и отечественной классики, а также раритеты оперного жанра, подобные «Турандот» Пуччини, «Дон Кихот» Массне, «Порги и Бесс» Гершвина.
Шаляпинский фестиваль давно завоевал известность во всем мире. Его высокая планка сохраняется и по сей день. Неослабевающий интерес к нему испытывают звезды мировой оперной сцены, к примеру, Рене Папе (Германия), Михаил Светлов-Крутиков, Владимир Огновенко (Метрополитен Опера, США), Лестер Линч (США), Рональд Лайф (Великобритания), Мириам Кларк и Борис Стаценко (Германия), Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, Василий Ладюк и другие замечательные артисты.
Главное качество казанского фестиваля – его удивительная атмосфера триумфа непревзойденного искусства великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина. Фестиваль его имени находится сейчас на новой волне интеграции Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля в мировое музыкальное пространство. Эта идея поддерживается Президентом Татарстана, который выделил на креативный проект более 155 млн. рублей.
Снимки предоставлены пресс-службой театра