Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Красота в движении и музыке: к итогам XXVIII Нуриевского фестиваля

XXVIII фестиваль имени Рудольфа Нуриева (15.05.15-29.05.15) по традиции собрал на казанской сцене сливки балетных звезд из России и зарубежья.

Зрители, балетоманы и критики были заинтригованы 15-дневным марафоном презентабельного фестиваля. Каждый спектакль отличался удивительной аурой, открывал новые страницы в премьерных и утвердившихся в репертуаре постановках.

На фестиваль были приглашены более 30 солистов балета и дирижеров из 9 стран мира. В афише – 10 спектаклей и 2 гала-концерта с участием звезд российских и зарубежных театров.

Среди зарубежных гостей – солисты балета Ковент-Гардена, Венской Оперы, Нью-Йорк Сити балета, Штутгарта, Дортмунда, Берлинского балета, Национального балета Португалии, театра Колон из Буэнос-Айреса. Отечественные звезды прибыли из Большого театра России, Мариинки, Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Михайловского тетра, Кремлевского балета Москвы. Выступала также интернациональная балетная труппа Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля, успешно гастролирующая по Западной Европе более 20 лет.

В балетном мире уровень казанского балета довольно высок, а международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева – один из представительных форумов в России и за рубежом. За его длительную историю зрители рукоплескали искусству блестящих артистов отечественного и мирового балета.

В становлении высокого статуса труппы первую скрипку играет заслуженный артист РФ и РТ, лауреат приза «Душа танца», художественный руководитель балета с 1989 года Владимир Яковлев, разумно формирующий репертуар, определяющий постановочные группы и состав исполнителей в новых спектаклях. Осуществляя художественно-административное управление труппой совместно с руководством театра во главе с креативным, мобильным директором Рауфалем Мухаметзяновым, Яковлев руководит ее зарубежными гастролями по странам Западной Европы – Голландии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии. Ежегодно труппа с успехом демонстрирует зарубежным зрителям 120 спектаклей – внушительная цифра…

На сцене ТАГТОиБ имени М.Джалиля идут балеты в постановке и редакции В.Яковлева: «Щелкунчик» (1999), «Спящая красавица (2003), «Шурале» (2000), «Коппелия» (2007), «Белоснежка и семь гномов», совместный проект с Казанским хореографическим училищем (2009).

Важно то, что В.Яковлев умеет создать атмосферу комфортности в коллективе, где ведущим солистам, наряду с кордебалетом, чрезвычайно интересно постигать творческий процесс постановки. В период эволюции Нуриевского фестиваля сложилась гибкая система художественного руководства В.Яковлева.

В казанской труппе много непревзойденных солистов. Это премьеры Нурлан Канетов, Михаил Тимаев, Олег Ивенко, Артем Белов, блестящая прима Кристина Андреева; первые солисты – Александра Елагина, Алина Штейнберг, Юлия Позднякова, Антон Полодюк, Максим Поцелуйко. В ряду вторых солистов выделяются Айсылу Мирхафизхан, японская пара Мидори Тэрада и Коя Окава, Ольга Алексеева, Глеб Кораблев, Денис Исаев. Нельзя не отметить также замечательных артистов кордебалета.

Год назад в балетную труппу влилась молодая 20-летняя талантливая танцовщица из Бразилии Аманда Гомес с высокими потенциальными возможностями – выпускница школы Большого театра России в Бразилии, лауреат международных конкурсов артистов балета в Стамбуле.

Художественный руководитель балета точно знает творческий потенциал и душевно-психологический настрой каждого солиста. По его мнению, каждый из актеров уникален и неповторим, каждый из них имеет определенные творческие амбиции, ему свойственно чувство неудовлетворенности, он стремится освоить все новые высоты.

«Каждый артист должен занимать свою нишу и работать на своем уровне. Наши танцовщики стали сравнивать себя с гастролерами, совместная работа обогащала их. К тому же участие новых солистов превращает один и тот же спектакль из рутины в событие, интересное всем – и артистам, и зрителям. Сегодня наши ведущие солисты не уступают приглашенным по уровню»[1].

Став художественным руководителем, Владимир Яковлев, в первую очередь, начал скрупулезную каждодневную работу с кордебалетом. Кордебалет – особая структура в труппе казанского театра, для которой характерны фантастическая синхронность движений, единая стихия захватывающего ритма при отменной хореографической школе. Владимир Яковлев вложил массу усилий, чтобы выпестовать слаженный кордебалет, артисты которого работают в унисон, чувствуют друг друга, умеют держать линию, ощущают единство стиля каждого спектакля [2].

За свою долгую жизнь Нуриевский фестиваль приобрел ценные традиции, обновляющиеся со временем, инициируя высокий имидж казанского балета.

Одна из важнейших традиций – сохранение бесценных классических балетов мэтров хореографии прошлого века, в которых некогда блистал сам Рудольф Нуриев. В этом году это «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», представленные зрителям в великолепном исполнении зарубежных и отечественных артистов. Эти шедевры утвердились надолго в репертуаре казанского балета и до сего времени поражают неисчерпаемым пластическим арсеналом возможностей артистов, которые вносят свежее дыхание в старую добрую классику.

Каждый год на фестивале появляется премьера классического либо современного балета. XXVIII фестиваль открылся премьерой «Дон Кихота» в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского. В редакции Владимира Яковлева балет поразил искрящейся атмосферой праздника. Балет пленяет легкостью, элегантностью и артистической точностью исполнения классики. Его появление обозначило достойный уровень Нуриевского фестиваля.

На сцене казанского театра неоднократно осуществлялись переносы «Дон Кихота» в версиях редакций Большого театра и Мариинки, последняя из них продержалась более 20 лет. Редакция Владимира Яковлева носит изменения в сценической концепции и драматургии балета. В партитуре открыты отдельные купюры, за основу принята музыкальная редакция конца 60-х годов прошлого века балетного дирижера Юрия Файера в Большом театре России.

Балетмейстер возвращает отдельные линии сюжета романа Сервантеса, утраченные в череде постановок, не меняя при этом хореографический абрис Петипа-Горского.

«Мы постарались в балете сделать роль титульного героя более заметной, а его появление на сцене более логичным, обусловленным действием. Появился образ Дульсинеи – дамы сердца Дон Кихота. Изменились некоторые игровые мизансцены, появились новые характерные персонажи. Поменялись новые драматургические ходы: знаменитый цыганский танец, который часто исполняется как дивертисментный номер, теперь будет нести важную смысловую нагрузку – это мольба молодой цыганки, которую насильно выдают замуж за старого цыганского барона, спасти ее судьбу»[3].

Балет получился зрелищным, увлекательным, красивым и добрым по духу, а Дон Кихот стал олицетворением образа, возвещающего веру в чистоту идеалов и незыблемую истину…

Блистательный актерский состав был подобран балетмейстером в «Дон Кихоте»: восхитительная прима казанского театра Кристина Андреева в партии Китри, очаровывающая публику своим эмоциональным и техническим совершенством с редким чувством партнерства на сцене. Кимин Ким – Базиль (Мариинский театр) – одаренный молодой танцовщик с большим будущим, создающий изысканную красоту классического танца в харизматичном дуэте с К.Андреевой. Сверкающей феерией в «Дон Кихоте» промелькнул III акт балета (площадь в Барселоне и свадьба Китри и Базиля).

На второй премьере Китри танцевала Анастасия Матвиенко (Мариинский театр) с техническим блеском, хотя и проигрывала Андреевой в эмоциональном плане и в передаче восторженного чувства любви юной девы.

Продемонстрировали мастерский уровень исполнения солисты казанского театра Артем Белов (Эспада), Алина Штейнберг (уличная танцовщица, фанданго, танец с гитарой), Айсылу Мирхафизхан (цыганский танец, фанданго), Мидори Тэрада в партии Амура и Екатерина Чебыкина (повелительница дриад) из Мариинки. Сочным юмором были пронизаны комические сценки с участием Санчо Пансы (Фаяз Валиахметов) и дворянина Гамаша (Акжол Мусаханов).

Возникало ощущение, что труппа ранее не танцевала так слаженно и вдохновенно, как в тот вечер. Все грани премьерного спектакля были превосходны, за исключением мощных, тяжеловесных декораций с видами знойной Испании, растворяющих воздух и легкость сценического действия (художник Виктор Герасименко).

«Жизель» – одна из старинных постановок, осуществленная в 1990 году петербуржцем Никитой Долгушиным на основе хореографии Ж.Коралли, Ж.Перро и М.Петипа, до сих пор находится в рейтинге излюбленных балетов зрителем. В нем привлекательна и сама романтическая легенда о виллисах, колоритность быта и нравов французской жизни, мелодичность и красота музыки Адана, тонко ощущавшего закономерности балетного жанра, пластику и грациозность танца.

Приглашение звездных солистов каждый раз вносит неповторимые черты в спектакль. На сей раз это была звездная пара из Ковент-Гардена Итсиар Мендисабаль (Жизель) и Нехемия Киш (граф Альберт). Несмотря на далеко не юный возраст, Мендисабаль чудодействовала на сцене. Первое потрясение публика ощутила в сцене сумасшествия в финале I действия, где открылся ярчайший драматический талант актрисы, сумевшей по-новому прочитать психологической контекст роли наивной крестьянки.

Фантастическое превращение Мендисабаль происходило в кладбищенском акте, где балерина обретает харизматичный облик неземного существа, сотканного из воздуха. Редкая пластика невесомого тела балерины, чистота ее классического танца в союзе с замечательным танцовщиком Нехемией Кишем создали ореол красоты вечной любви во Вселенной.

Сильнейшее впечатление в каждом спектакле «Жизели» производит хоровод виллис, где женский кордебалет демонстрирует эталонное исполнение сложнейшей сцены кладбищенского II акта. В премьерном спектакле женский кордебалет поражал пластикой поющего тела и совершенной красотой точных линий.

Бурю зрительских восторгов вызвал хореографический шедевр Мариуса Петипа «Баядерка» (постановка 2007 г.). На XXVII фестивале новые грани этого популярного балета открывали Анна Оль (Никия) из театра К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Кимин Ким (Солор) из Мариинки и американка Джой Вомак –Гамзатти (Кремлевский балет), премьер казанской труппы Нурлан Канетов в игровой партии Брамина.

Не менее качественный состав явился публике и на последнем фестивале. В титульной партии выступила россиянка Людмила Коновалова – прима-балерина Венской Оперы, премьер Ковент-Гардена Мэтью Голдинг (Солор), Оксана Кардаш – Гамзатти (Московский театр им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) и др.

Высокий художественный уровень спектакль, отчасти, объяснялся тем, что ряд солистов были знакомы со своими партиями по предшествующим фестивалям. Имеются в виду Мэтью Голдинг (Солор), Нурлан Канетов (Брамин), Коя Акава (Золотой божок), исполнители второстепенных ролей.

Мэтью Голдинг со своей королевской статью и фантастической техникой моментально устанавливал эмоциональный диалог со зрителем, встречающим каждый его выход бесконечными, несмолкающими овациями. Он легко и естественно погружался во внутренний мир Альберта, рисуя драматическую судьбу героя.

Выделяется также достойный уровень двух блестящих балерин в партиях соперниц – упомянутые Л.Коновалова и О.Кардаш. Л.Коновалова после травмы колена находится в отличной форме. Балерина известна тем, что в свое время изучила немало классических балетов в сложной хореографии Рудольфа Нуриева, включив их в свой репертуар в Венской Опере.

Превосходная техничность и темперамент опытной Л.Коноваловой сменялась обаянием молодости, пластической выразительностью и хорошей школой классического танца Оксаны Кардаш.

В начале 90-х годов прошлого века Рудольф Нуриев намеревался поставить на казанской сцене свою любимую «Баядерку», но не успел… Фестиваль его имени реализовал мечту великого артиста триумфальным шествием этого балета в исполнении все новых уникальных российских и зарубежных мастеров.

Казанская публика питает особую любовь к «Анюте» в хореографии Владимира Васильева, которая ни одно десятилетие украшала репертуар ТАГТОиБ (новая постановка балета относится к 2000 г.). Классический сюжет чеховской драматургии, изумительная популярная музыка Валерия Гаврилина, и адекватный ей васильевский демократичный хореографический язык – все это составляет художественные достоинства «Анюты». Критики назвали ее лучшей в нынешней фестивальной афише.

Удачно осуществлен кастинг артистов. На партию Анюты была приглашена Кристина Кретова (Большой театр), Модеста Алексеевича – Геннадий Янин (Большой театр), Петра Леонтьевича – Константин Кузнецов (Театр оперы и балета, Республика Беларусь), студента – Андрей Меркурьев (Большой театр), Артынова – Антон Полодюк (ТАГТОиБ), его сиятельства – премьер казанского балета Артем Белов.

Балет засверкал новыми гранями, благодаря редкому таланту Геннадия Янина постигать образ героя в собственном прочтении. Столько было открытий, новых непредсказуемых танцевальных движений (из спортивной гимнастики, эксцентрики) – публика диву давалась…

До своего отъезда из Казани молодой танцовщик Руслан Савденов был великолепен в этой партии, выстроенной в саркастическом ключе на пределе актерских возможностей. Глубоко эмоциональным, женственным и одновременно трагическим, многозначным получился образ Анюты в исполнении Кристины Кретовой.

Не менее важная традиция, возникшая на фестивале – постоянные пополнения репертуара авторскими работами, каковыми являются «Сказание о Юсуфе» казанского композитора Леонида Любовского, поставленного питерским балетмейстером Николаем Боярчиковым, а также «Спартак» и «Золотая Орда» – оба балета в авторской хореографии Георгия Ковтуна.

«Золотая Орда» – большая удача постановщиков национального балета – талантливого татарского композитора Резеды Ахияровой, имеющей опыт в сценическом жанре, либреттиста Рената Хариса, балетмейстера Георгия Ковтуна (хореографа большого стиля советского балета), дирижера казанского театра Рената Салаватова, художника Андрея Злобина, солистов и кордебалета.

Поставленный в 2013 году, он сразу приобрел высокую популярность как колоритный национальный современный балет из хроники времен распада великой империи Улус Джучи, Золотой Орды, рассказанной языком танца.

В «Золотой Орде» проявилась богатая фантазия Георгия Ковтуна, позволившая насытить его исторической драмой, эпосом, мистикой в появлении Духа Батыя – основателя Золотой Орды и внука Чингисхана, а также историей чистой любви Джанике и Нурадина, принадлежащих к враждующим кланам.

Балет имеет жесткий трагический финал: гибнут влюбленные и Токтамыш, разваливается империя, Хромому Тимуру достается священный шлем ханов Золотой Орды…

Г.Ковтун ввел колоритнейшие батальные сцены противоборствующих сторон, мужественные танцы воинов, пропитанные дикими степными ритмами, контрастирующими с редкими по красоте и психологической ауре, лирическими сценами влюбленных.

«Золота я Орда» вошла в балетный репертуар театра как излюбленный современный блокбастер на подлинно историческую тему о могуществе империи Золотой Орды, раздираемой междоусобными интригами и политическими изменами. В балете заняты лучшие силы труппы, с энтузиазмом воспринявшие сложный хореографический язык талантливого, востребованного балетмейстера.

Состав исполнителей: Джанике – Кристина Андреева, Нурадин – Михаил Тимаев, Визирь – Нурлан Канетов, Тимур – Глеб Кораблев, Токтамыш – Олег Рощупкин.

Партию Духа хана Батыя специально для XXVIII Нуриевского фестиваля подготовил Давид Залеев из Мариинского театра.

Вторым авторским опусом была «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» – мистерия в двух частях в хореографии Александра Полубенцева (постановка 2014 г.). Музыкальный хит XX столетия Карла Орфа не получил, на мой взгляд, адекватного воплощения в хореографии А.Полубенцева. Весьма сложным оказалось развить эскизный материал песен из свитка стихов труверов, обнаруженного в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн, для создания эпических развернутых массовых сцен, лирических и драматических сольных эпизодов – вариаций, обрисовать историю мировых катаклизмов и насытить мистерию философскими идеями общечеловеческого значения: человек и природа, личность и общество, всепобеждающая сила любви и непостижимость смерти.

В построении основных драматургических линий не хватало логики, сквозного развития сцен и мизансцен, которые мелькали одна за другой в пестром калейдоскопе, не получая своего развития. Исключение составляет символический образ Фортуны, богини Судьбы, выпукло обозначенный в спектакле.

Солистам и кордебалету казанской труппы не хватило полноценного хореографического материала для реализации своих творческих возможностей. По силе и энергетике танец откровенно не дотягивал до мощи вселенского масштаба музыки Карла Орфа.

Несмотря на все это, публика рукоплескала своим кумирам: Нурлану Канетову (Жених), Александре Елагиной (Невеста), Михаилу Тимаеву (Парень), Ольге Алексеевой (Девушка).

Вместе с балетными артистами в спектакле принимали участие певцы: Наталья Краевски из Санкт-Петербурга (Флора), Юрий Ившин (Проповедник, Бог изобилия, Искуситель) из Татарского оперного театра, Нурлан Бекмухамбетов в партии Смерти (Новая Опера). Сложную колоритную музыку Карла Орфа блестяще исполнили театральные коллективы казанской оперы: хор (хормейстер – Любовь Дразнина) и оркестр – маэстро Андрей Аниханов (Ростовский музыкальный театр).

Очарование танца и неизъяснимую прелесть музыки балетов на Нуриевском фестивале сумели донести до зрителей замечательные дирижеры, среди которых пальма первенства принадлежит главному дирижеру казанского театра Ренату Салаватову и приглашенным мастерам – Нуржану Байбусинову из Казахстана («Лебединое озеро», «Жизель») и Валентину Урюпину из Перми («Анюта»).

Нуриевский фестиваль являет собой презентацию креативных работ современных хореографов, позволяющих любителям балета погрузиться в новую стилистику, а труппе приблизиться к освоению новых течений в мире современного балета и нетрадиционного хореографического языка. К примеру, на XXVII Дортмунд-балет впервые презентовал в Казани такие оригинальные опусы, как «Сказки Венского леса» на музыку И.Штрауса, Альбана Берга в хореографии Син Пэн Ванга, а также одноактные балеты «Фортепианные пьесы» в хореографии Дугласа Ли на музыку Шуберта, «Головокружительное упоение точностью» в хореографии Уильяма Форсайта на музыку того же автора и «Кактусы» (музыка Гайдна, Бетховена, Шуберта) в хореографии Александра Экмана.

Прямо скажем, эти опусы слегка шокировали публику неожиданными мизансценами и нетрадиционным хореографическим языком модерн-балета.

В рамках XXVIII фестиваля состоялись гастроли Национального Большого театра оперы и балеты Республики Беларусь. В афише были «Кармен-сиюта» (Бизе-Шедрин), «Болеро» (Равель) в хореографии Валентина Елизарьева и «Шесть танцев» на музыку Моцарта в хореографии Йиржи Килиана. Работы далеко не равноценны по освоению традиции contemporary dance и уровню мастерства солистов.

Невыразительным, вялотекущим ощущалось действие в «Кармен-сюите». Кармен (Ольга Гайко) из темпераментной знойной испанки превратилась в рафинированный образ романтической рефлексирующей героини, весьма далекой от первоисточника новеллы Проспера Мериме первой половины XIX века. Трагедия рока у Мериме преобразована В.Елизарьевым в апофеоз жизни, полет любви и неотвратимость смерти.

Совершенно другого уровня достигают следующие два балета. Созданное в 1984 году «Болеро» (либретто и хореография В.Елизарьева) как духовное противостояние войне и насилию, как никогда актуально в наши дни противоборства стран с различными политическими доктринами. Хореограф выражает эти глубокие мысли через танец-сражение, энергетически подпитывающий динамику борьбы «Болеро».

В балете два действующих лица: Девушка и Юноша. Солисты белорусской труппы Марина Вежновец и Егор Азаркевич создали замечательный балет по силе экспрессии, динамизму и высочайшему градусу современного танца.

Постижению Килиановской стилистики «Шести танцев» помогли ощутить ассистенты хореографа Ширли Эссебум, Юст Бигелар и Хенк Палмерс из Нидерландов. Премьера балета Килиана в Беларуси состоялась в октябре 2013 года. Динамичные, безудержные дуэты из балета Килиана превратили академичную сцены ТАГТОиБ в зажигательный танцпол, а само хореографическое действие вызвало культурный шок у казанской публики, ощутившей в музыке и танце солнечную витальность жизни.

Достойный уровень мастерства показали солисты белорусской труппы: Константин Героник, Юлия Дятко, Константин Кузнецов, Такатоши Мачияма, Татьяна Подобедова, Наталья Рябцева, Надежда Филиппова и Андрей Посох. Главное, что ощущалось у артистов – чувство втанцованности в эстетику галантного моцартовского века и стилистическая восприимчивость Килиановского хореографического языка.

XXVIII фестиваль имени Рудольфа Нуриева завершился мощным аккордом из двух гала-концертов. Умело составленная и срежиссированная В.Яковлевым программа включала классические экзерсисы и смелые, неформатные эксперименты. Исполнительское мастерство продемонстрировали Л.Коновалова и М.Голдинг в «Delibes-suite», Ракель Буриасси, Александр Джонс (Штутгарт-балет) в «Come neve al sole» в хореографии Роландо д Алесио и в композиции «In2» – хореография Фабио Адоризио на музыку Гласса; София Шеллер (Нью-Йорк Сити балет) и Микола Городиски (театр Колон, Аргентина) в мировой премьере «Temporary conflict» в хореографии Андреа Шермони на музыку Тирсена.

Солисты и кордебалет казанской труппы блистали в танце басков и па-де-де Жанны и Филиппа из балета Асафьева «Пламя Парижа», в «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» (хореография Леонида Лавровского). Труппа показала завидные пластические возможности молодых солистов, чистоту и элегантность классического танца, мобильность, аккуратность и дисциплину кордебалета.

Казанские артисты танцевали на максимуме своих возможностей, проявляя чудеса техники и мастерства, что позволит в недалеком будущем им вплотную приблизиться к освоению современной лексики балета, опираясь на опыт самого Рудольфа Нуриева, всегда открытого к освоению мировых тенденций в балетном искусстве.

 



[1] Интервью Елены Остроумовой с В.А.Яковлевым от 14.05.12 www.kazan-opera.ru

[2] Там же.

[3] Яковлев В. Слово постановщика. /Буклет балета «Дон Кихот». Постановка 2015 года.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить