Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июль 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1954 – Принято постановление о введении с 1954/1955 учебного года совместного обучения в школах мальчиков и девочек

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Натан Рахлин: коллективный портрет казанских музыкантов

Георгий Михайлович Кантор – известный музыковед, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор, долгие годы работавший в Казанской консерватории, член Союза композиторов России, автор множества книг о музыкальной жизни Казани.

Одна из таких книг не так давно попалась мне в руки. Книга «Жизнь для вечности» повествует о жизни и творческом пути Натана Рахлина, одного из самых знаменитых дирижеров XX столетия.

В книгу вошло большое количество материалов, которые раскрывают жизнь этого великого человека с самых разных сторон. Это прежде всего личные письма дирижера, фрагменты его рукописей, а также статьи и воспоминания тех людей, которые были приближены к нему, имели возможность работать, иметь дружбу с ним, посещать его лекции. В дополнение ко всему в книге можно найти газетные рецензии о Рахлине, архивные фотоматериалы и многое другое.

Натан Рахлин – советский украинский и российский дирижер, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной (Сталинской) премии второй степени.

Кажется, некоторые люди рождаются на свет, уже имея призвание и дело всей жизни. Таким был и Рахлин, посвятивший себя музыке с самого детства. В шесть лет он уже научился играть на скрипке, а затем на гитаре. Начавшаяся в ту пору первая мировая война не смогла помешать юному музыканту в становлении его творческого пути – подростком он вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал военную службу в качестве трубача-сигналиста. Затем Рахлин играл в оркестре в Высшей военной школе Киева и далее в Киевской консерватории, где и начал обучаться дирижированию.

За свою жизнь Натан Рахлин возглавлял государственные симфонические оркестры Украины, СССР, Татарской АССР. Где бы он ни был, с кем бы ни играл, он всегда полностью отдавался своей профессии, своему призванию. Об этом свидетельствуют воспоминания музыкантов, имевших честь работать с дирижером:

«Перед большими концертами Натан Григорьевич почти не спит. Все время делает вписки, поправляет партии, сам ставит штрихи. Работает по ночам, иногда совсем сонный он выходит из дома на концерт».

Прочитав книгу, я полностью переосмыслила свое видение о профессии дирижера. Раньше она казалась мне не столь важной и значительной, как теперь. И в этом заслуга автора, которому удалось так искусно переложить жизнь великого артиста на страницы своей книги.

Первая часть - «Глазами друзей» - повествует читателю о том, каким запомнили Рахлина его близкие, друзья, коллеги. Многое здесь представляет интерес. Знаменитый дирижёр, великий музыкант, «гений», как называли его многие, предстает пред нами в быту обычным человеком со своими привычками, недостатками, переживаниями, размышлениями.

Мы можем видеть, как огорчало Рахлина несправедливое отношение к его национальности. Будучи евреем, он то и дело сталкивался с тем, что тень его происхождения затмевала даже высочайшие заслуги и талант. Очень часто в разговорах с друзьями он касался темы судьбы своего народа. Про себя он говорил:

«Я страдаю от того, что я еврей. Я не хочу быть евреем. Я изгой, у меня нет места, где бы я чувствовал себя прочно и дома».

Следующая часть книги – «Сквозь фестивальную призму» – раскрывает читателю грани творческой жизни артиста. То, как проходили репетиции концертов, как Рахлин готовился к выступлениям, как общался с музыкантами, как с ними спорил, какие давал советы и, самое главное, как вел себя за дирижерским пультом и управлял оркестром – все это как нельзя более точно характеризует личность маэстро и его творческий профессионализм.

Далее читатель имеет возможность насладиться третьей частью книги, которая имеет название «Дирижер в зеркале своих писем». Этот раздел по праву заслуживает отдельное внимание, так как личные письма любого человека могут совершенно по-новому раскрыть его для окружающих.

Письма есть отражение внутреннего мира, внутреннего состояния человека. Очень часто в своих письмах люди пишут то, чего не могут сказать вслух, поэтому письма великих деятелей – это поистине ценный клад, позволяющий понять, что же было в их душе в тот или иной период жизни.

Признаться, я получила истинное удовольствие от прочтения писем Натана Рахлина. Все они до последней буквы пронизаны глубоким эмоциональным содержанием, искренностью, а также отличаются большим количеством выразительных средств, оборотов.

В письмах к своей возлюбленной – Гертруде Пясковской, Натан Григорьевич открывается с совершенно иной стороны. Он предстает перед нами трепетным, чувствительным, ранимым и сентиментальным человеком, в то время как за дирижерским пультом он представляется нам величественным, сильным, властным.

Заключительная часть – «Приложения» – содержит фрагменты рукописей дирижера, газетных рецензий о нём, фотоматериалы – в общем, все то, что позволит читателю сформировать в своём сознании окончательный целостный образ великого музыканта.

Книга Георгия Кантора «Жизнь для вечности» отличается от других автобиографических произведений прежде всего тем, что она составлена из рассказов, воспоминаний, писем, статей, мемуаров разных людей, которые, так или иначе, были частью жизни одного из величайших дирижёров ХХ века – Натана Григорьевича Рахлина. Она не просто повествует о биографии, но представляет материалы о жизни и творчестве музыканта с разных точек зрения, ведь каждый, кто внёс вклад в коллективный рассказ о нем, имеет свое видение и оценку. Таким образом, в процессе прочтения мы имеем возможность наблюдать за жизнью и деятельностью Рахлина с разных сторон.

После прочтения книги сразу же появляется огромное желание посетить концерт симфонического оркестра (пусть и без Рахлина, но это – его оркестр), послушать классическую музыку. Думаю, в этом и заключается истинная цель написания произведений – заинтересовать читателя, вдохновить его на что-либо.

Ранее я не интересовалась классической музыкой и почти ничего не знала о профессии дирижера, сейчас же с уверенностью могу сказать, что дирижер – это тот человек, который через свою творческую деятельность доносит до общества величайшие произведения музыкальной культуры, обогащая внутренний мир людей.

Одним из таких людей был и Натан Рахлин, учитель, импровизатор, «подлинно народный артист».

 

Производственная практика в редакции 2015 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить