Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Концерт, на котором поет душа

16 октября 2015 года в Государственном большом концертном зале имени С.Сайдашева Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой представил новую концертную программу «Господа эмигранты».

Среди зрителей в этот вечер была Любовь Агеева.

Есть такое известное выражение – душа поет. Мне кажется, тот, кто сказал эту фразу впервые, был на концерте хоровой музыки.

Не знаю, как другие, но на таком концерте я испытываю особое наслаждение. Может, потому, что сама когда-то пела в хоре и до сих пор помню это единение – когда твой голос - всего лишь ручеек в полноводной реке. Может, потому, что, живя в Казани, я имела возможность слышать, как поют высокопрофессиональные хоры, хотя все они в ту пору были, по сути, самодеятельными. В них пели студенты, школьники, рабочие и инженеры, врачи и учителя. Профессор Казанской консерватории Семен Казачков сумел выпестовать культуру хорового пения в городе с доминирующей татарской музыкой, в которой, как известно, исторически не было хорового пения. Он сделал руководство хором одним из обязательных направлений работы педагогов своей кафедры, и все вместе они влюбили в хоровое пение весь город, в том числе татар.

Миляша Таминдарова не просто создала прекрасный коллектив. Она первая добилась для него профессионального статуса (это один из коллективов концертного зала имени Сайдашева), и теперь артистов этого хора можно слышать в разных составах практически на всех значимых культурных событиях города. Например, в сентябре у меня и сотни других зрителей была возможность слышать хор на концерте-закрытии Международного фестиваля мусульманского кино.

Но с такими одиночными номерами не сравнить концерт, когда на целых два часа ты с радостью попадаешь в сладкий плен музыки. Тем более что Миляуша Таминдаровна не проводит концертов по типу ассорти, в которых нет сквозной идеи. Концерт, который состоялся 16 октября, – наглядное тому подтверждение.

Вот как представлялась эта программа в пресс-релизе:

«Россия! Кто смеет учить меня любви к ней?», – воскликнул однажды Бунин. И вслед за ним то же самое могли бы повторить миллионы тех, кого превратности судьбы лишили, быть может, самого главного – Родины. И в первую очередь это люди искусства: Герцен, Огарев, Набоков, Стравинский, Исхаки, Нижинский, Довлатов, Шаляпин, Рахманинов, Бродский. У всех были разные паспорта, разные взгляды, разные судьбы, но все они были едины в любви к России.

Выдающиеся поэты, музыканты и литераторы советской эпохи, такие, как Шостакович, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Маяковский были в чём-то не меньшими эмигрантами, чем те, кто уехал. Великие творцы, «чужие среди своих и свои среди чужих», становились заложниками своей Родины. Тем не менее, они продолжали творить, ибо, по словам Бунина, «…есть еще нечто, что гораздо больше даже и России… Это – мой Бог и моя душа».

Камерный хор приглашает прикоснуться к этому великому искусству – искусству быть самим собой вопреки всем испытаниям».

В программе были сочинения из репертуара Ф.Шаляпина, А.Вертинского, П.Лещенко, сочинения С.Рахманинова, Д.Шостаковича, В.Харисова на стихи С.Черного, М.Цветаевой, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Г. Иванова, В.Маяковского, Н. Клюева.

В концерте звучала музыка в самых разных жанрах – от оратории до романса. Своего рода камертоном к ней были стихи в исполнении Алексея Гомазкова. Кстати, он спел несколько песен Вертинского, очаровав зал их театральным представлением. Я не удержалась и присоединила свой голос к мощному «Браво!» после песни про гордую полячку Ирен. Слышала ее в разном исполнении, в том числе и на пластинке великого певца, без имени которого программа «Господа эмигранты» была бы точно не полной.

Кстати, почему-то до концерта я соединяла эту тему в своем представлении больше с грустными романсами, чем с сочинениями более крупных музыкальных форм. Еще подумала: как будет звучать в таком случае хор?

Так что многие прозвучавшие в концерте сочинения были для меня открытием. А  три хора на слова Иосифа Бродского молодого казанского композитора Эльмира Низамова стали открытием для большинства. Исполнение назвали премьерой, и это так. Они никогда еще не звучали вместе, хотя хор «Рождественская звезда» исполнялся студенческим хором Казанской консерватории. Звучали и два других хора.

Вот что сказал о трех хорах сам композитор (http://vk.com/id241979132):

«Три хора на слова Иосифа Бродского написаны мной в 2008 году, и это мой первый вокальный цикл для хора акапелло. Бродский, на мой взгляд, одна из самых масштабных фигур русскоязычной поэзии 20 века. Меня всегда потрясали его поэтические образы, парадоксальные, и одновременно с этим предельно искренние, его длинные ломанные строки, и при этом очень гладко льющиеся рифмы.

Я убежден, у каждого стихотворения есть своя «музыка», со своей мелодией, гармонией, ритмом, и когда пишешь вокальную музыку очень важно суметь услышать эту «музыку» стиха. Музыка не должна бороться с текстом или мешать ему, а наоборот усиливать те смыслы которые в нем заложены.

В трех хорах на слова Бродского мне хотелось добиться именно этого – создать хоровое воплощение каждого из стихотворений. Хор для меня это практически всегда что-то объективное, обезличенное, как голос народа или комментарии автора. И при выборе слов мне было важно найти такие строки, произнесение которых можно было бы поручить большому количеству голосов, в которых говорилось бы не «я», а «мы» или шло повествование от третьего лица, потому что именно тогда такой текст прозвучит наиболее убедительно в исполнении хора».

Надо сказать, что у меня такое же ощущение хора, как и у Эльмира Низамова. Но вместе с этим могучим ощущением вовлеченности – будто ты и сам поешь – есть совершенно личное чувство, которое я в начале своей рецензии назвала известным фразеологизмом. Душа поет – когда кажется, что ты физически ощущаешь каждую ноту, и она заставляет звучать всё твое существо. Кажется, в твоей душе – целый орган.

Не обладаю терминологией музыковедческого анализа, а потому не могу передать свои ощущения от концерта словами. Тем более что на концертах Камерного хора они похожи.

Меня восхищает как дирижер Миляуша Таминдарова, которая поет каждое сочинение вместе с хором. (Замечу в скобках, что на концерте 16 октября увидела ее настолько преображенной, что узнала только по голосу – она начала концерт как вокалистка).

Радует, что в хоре немало солистов, которые могли бы пригласить меломанов  на сольный концерт.

Приводит в восхищение необыкновенная слаженность исполнения, порой даже трудно определить, на сколько голосов разложено то или иное сочинение.

Но более всего душа замирает, когда хор звучит пианиссимо. Тогда музыка – как дуновение ветерка, послушного руке дирижера. И вот эта секунда – от пианиссимо до абсолютной тишины – самое восхитительное состояние. 

Не могу не сказать несколько слов об Эльмире. Он в последнее время заставляет говорить о себе довольно часто. Поражает его работоспособность и творческая активность. Но более всего то, что он делает татарскую музыку частью общего мирового музыкального потока. Даже в своей опере «Черная палата», где он ближе всего находится в стихии национальных традиций, Эльмир совершенно свободен в выборе художественных средств.

Миляуша Таминдарова и Эльмир Низамов

В недавнем интервью корреспонденту «Вечерней Казани» композитор сказал: «Композиторы – это люди, которые всегда направлены в будущее». Вот как он рассказал в этом интервью о прозвучавших в программе «Господа эмигранты» хорах:

«Я очень увлечён поэзией Бродского, поэтому на третьем курсе консерватории написал три хора на его стихи. Первый называется «Рождественская звезда», причём, когда я впервые открыл книгу, там была указана дата создания этого стихотворения – 24 декабря. А я родился в этот день! Подумал: «Надо же, как интересно». Меня это сразу же подкупило. Я придумал хор на это произведение.

Потом нашёл ещё два: «Всадник» и «Ни тоски, ни любви, ни печали». Так и появился этот цикл».

В концерте «Господа эмигранты» принимал участие Академический хор «Млада». На одном из пермских сайтов его рекомендуют как молодежный хоровой коллектив высокого профессионального уровня, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Говоря современным языком, это на протяжении многих лет бренд Перми и Пермского края.

В  репертуаре хора свыше 300 произведений различных музыкальных направлений.  Художественный руководитель коллектива – заслуженный деятель искусств РФ Ольга Выгузова.

Казанцы встретили пермский хор восторженно. Успеху гостей искренне радовалась Миляуша Таминдарова, рискнувшая пойти на прямое сравнение двух коллективов в зрительском  восприятии. Впрочем, прямого сравнения не получилось.

По уровню мастерства хор Ольги Выгузовой тоже стоит на высокой ступеньке. Известный казанский хоровой дирижер Алевтина Булдакова, поздравляя после концерта коллегу с успешным выступлением, говорила о великолепном вокале.

Что  тут удивительного? – скажете вы. Ведь хору 25 лет. Но в том-то и дело, что на сцене мы увидели в основном молодых  исполнителей, а некоторые вообще похожи на старшеклассников. («Они уже студенты», – пояснила руководитель хора).

Но это все-таки два разных коллектива. Прежде всего по исполнительской манере. Естественно, и репертуар у них разный. Гости показали несколько сочинений, представляющих национальный фольклор разных народов – русских, татар, украинцев, евреев. Татарская песня «Балабалым» вызвала овации. Впрочем, зрителям понравились все исполненные сочинения.

В завершение концерта два коллектива спели вместе. И это был хороший заключительный аккорд.

Хор «Млада». Фото из Интернета

17 октября хор «Млада» дал сольный концерт в Казанском федеральном университете, и я очень пожалела, что не могла на него попасть.

Программа «Господа эмигранты» – это первый концерт из абонемента знаменитого коллектива на нынешний концертный сезон. Он называется «Хоровой crossover». Зная смысл этого понятия (необычное сочетание популярной музыки и музыкальной классики), можно предположить, как будет интересно на следующих концертах абонемента.

Кстати, на концертах Камерного хора практически не бывает свободных мест.

19 октября 2015 года

Постскриптум: За качество снимков не обессудьте – моя «мыльница» не хочет работать на спектаклях и концертах.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить