Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Свет и тени студенческой олимпиады в Казани: сегодняшний день и перспективы PR-образования
- Любовь АГЕЕВА
- 29 марта 2016 года
XIII Всероссийская студенческая олимпиада по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» проходила с 15 по 17 марта 2016 года на базе Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева.
Главный редактор «Казанских историй», доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ Любовь Агеева была членом жюри и организатором конкурса пресс-релизов.
В этой публикации – ее впечатления об олимпиаде и размышления о будущем профессиональной подготовки специалистов для сферы массовой коммуникации.
Что порадовало
За 12 лет на олимпиаде в Казани побывали представители 87 вузов России, в которых ведется подготовка специалистов для сферы массовой коммуникации. Об участии в олимпиаде 2016 года заявили 13 команд из 12-ти вузов – студенты Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Перми, Санкт-Петербурга, Тулы, Ульяновска, двух московских и трех нижегородских университетов. Из Красноярска приехали две команды.
Торжественное закрытие олимпиады 17 марта началось с вручения Благодарственного письма Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина. Республиканский парламент уже многие годы поддерживает фестиваль по рекламе и PR в КНИТУ-КАИ. Фарид Хайруллович высоко оценил вклад вуза в становление связей с общественностью в республике, ведь 20 лет назад все начиналось именно с кафедры истории и связей с общественностью.
Благодарственное письмо вручала заместитель председателя Комитета республиканского парламента по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Анастасия Георгиевна Исаева. Как оказалось, она делала практические шаги в профессии педагога именно в стенах КАИ. Письмо принял проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Анатольевич Михайлов. Приветствуя участников олимпиады, он говорил о важной роли PR-специалистов в жизни общества, особо подчеркнув предназначение студентов технических университетов в продвижении технических профессий и научных разработок вузовских ученых. Не секрет, что именно в технических вузах работают наиболее успешные кафедры PR-образования.
Студенты нашей кафедры вновь вошли в число призеров. Третьекурсница Галия Асадуллина в конкурсе тестирования получила Диплом II степени, а в общем зачете заняла третье место. Диплом I степени получил Никита Воробьёв, III степени – Николай Андросюк, студенты Государственного университета управления из Москвы.
В конкурсе тестирования лучший пресс-релиз написал Денис Бочкарев, студент из Красноярска. Издательский дом «Парадигма», генеральный директор которого Светлана Николаевна Галямова входила в жюри конкурса, выделил среди остальных пресс-релиз Анны Росляковой, студентки из Екатеринбурга.
Задание конкурса пресс-релизов нынешнего года было своего рода задачей на будущее. Студенты должны были смоделировать оригинальный информационный повод для СМИ, который поможет им привлечь внимание широкой общественности к WorldSkills, международному движению, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования.
Несколько советов от организаторов конкурса пресс-релизов
Как известно, Национальный чемпионат в рамках этого движения в 2018-м и Всемирный чемпионат в 2019 году будут проходить в Казани.
Творческое домашнее задание для конкурса проектов все 13 команд разрабатывали на одну тему: «Реклама и связи с общественностью в условиях новых медиа». Презентация проектов проходила на двух языках – русском и английском. Самая напряженная борьба, как всегда, была между студентами Ульяновска, Красноярска и Казани.
Первое место заняла команда Ульяновского государственного технического университета, на втором месте – одна из команд Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева, на третьем – команда Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева.
Команда из Ульяновска
Команда КНИТУ-КАИ, в которую входили студентки 3-го курса Диана Галиева, капитан, и Галия Асадуллина, студенты 2-го курса Айнур Валиахметов и Елена Власова, представила опыт использования новых медиа в продвижении ежегодной республиканской премии «Студент года». Проект уже был реализован в 2015 году.
Ребята, конечно, расстроились, узнав о третьем месте, поскольку студенты КНИТУ-КАИ бывали и на первом, и на втором. Но конкурс есть конкурс.
Команда КНИТУ-КАИ
Уже в тринадцатый раз приветствуя участников олимпиады, заместитель руководителя Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики, начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Роман Юрьевич Беляков вручил приз Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова абсолютному победителю казанской олимпиады – Алёне Тарасик из Екатеринбурга.
Подарок от Президента Татарстана
Подарки Комитета по делам детей и молодежи Мэрии Казани получили все лауреаты олимпиады.
Во второй день об опыте своей работы участникам фестиваля рассказали выпускницы кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ Аделя Галиева, редактор информационного портала KZN.RU, и Лиана Нурышева, пресс-секретарь государственного учреждения «Татаркино». Общение со сверстниками вызвало живой интерес студентов, они задали молодым, но уже известным в Казани PR-специалистам много вопросов.
Наши «звездочки» - Диана Галиева и Лиана Нурышева
Наблюдая, как девушки общаются со студентами, как хорошо они знают профессию, которой их научили на кафедре ИСО, можно было только радоваться и гнать прочь грустные мысли о том, что обессмысливает нашу работу в учебной аудитории и на таких вот фестивалях.
Доцент кафедры ИСО КНИТУ-КАИ Анора Салиховна Хакимова также сосредоточила внимание на практических аспектах деятельности работников сферы массовой коммуникации. Она построила свой мастер-класс на тему «Кто Я в новых медиа» как круглый стол со слушателями.
Что навело на размышления
Олимпиада вызвала разноречивые чувства. И радостные, и грустные.
Радостные - потому что не нарушили традиций без профессора Дании Киямовны Сабировой.
Грустные - потому, что впервые проводили олимпиаду без нее. И предстоящий юбилей придется отмечать без первой заведующей кафедрой ИСО. 20 лет назад эта кафедра по инициативе профессора Сабировой начала подготовку по новой для России специальности. Не все знают, что в 1996 году университет имени Туполева был третьим в России после вузов Москвы и Санкт-Петербурга.
Как заметила Людмила Владимировна Минаева, председатель жюри олимпиады и президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, кафедру ИСО можно назвать и первой, поскольку именно в Казани была начата подготовка PR-специалистов по первой отечественной учебной программе.
В специальном проекте газеты «Семерочка», посвященном Дание Киямовне, с которой мы простились летом прошлого года, есть воспоминания Геннадия Лукича Дегтярева, ректора вуза в те годы. Вот цитата из них:
«Потом появилась другая идея – новая специальность. А тогда она уже была открыта в Ленинградском электротехническом университете. В это время мы уже знали, что такое – связи с общественностью.
В 1987 году Рижский автомобильный завод в Елгаве, РАФ, возглавил выпускник второго факультета КАИ Виктор Боссерт. Кстати, это был первый в Советском Союзе избранный директор. Он прислал мне свою книгу, в которой рассказал, как на американской фирме «Дженерал Моторс» с делегацией из СССР общался молодой человек, который на чистом русском языке рассказал гостям о том, что такое «Дженерал Моторс». Боссарт потом узнал, что это был сотрудник отдела по связям с общественностью.
После этого я сказал Дание Киямовне: «Давай!». И новая специальность в КАИ появилась.
Кстати, в то время у вуза это был единственный способ заработать деньги! Ведь обучение было платным.
Мы считали, что делаем правильно и по другой причине. Мы готовили специалистов по связям с общественностью не вообще, а для промышленного производства. Юристов – для юридического обеспечения международной экономической деятельности предприятий.
Мы делали все разумно. У нас гуманитарное образование дополняло техническое. Это было своего рода второе образование, которое давал вуз. Доказано, что в этом случае студенты даже развиваются лучше.
И потом, когда в одном вузе встречаются студенты разных профилей обучения, у них много идей может возникнуть. А в наше время исследования чаще всего имеют комплексный характер.
Не потому ли в Массачусетском технологическом университете, лучшем техническом вузе в мире, есть все, даже медики? И у них развивается медицинское приборостроение.
Новая специальность быстро стала востребованной. Бывали годы, когда кафедра ИСО набирала до шести групп».
Я намеренно привела такую большую цитату, поскольку не мешает напомнить, как это было. Поскольку сегодня немало людей, которые хотели бы забыть тот опыт.
В сборнике с общим названием «Дорогу осилит идущий…» собраны воспоминания самых разных людей – коллег профессора Сабировой по работе на кафедре ИСО и в Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, которую она возглавляла 5 лет после ее создания, выпускников гуманитарного факультета и Института социальных технологий, которые она создала и возглавила.
Организаторы торжественных церемоний открытия и закрытия олимпиады напомнили о профессоре Сабировой на такой щемящей ноте, что у многих в зале навернулись слезы. Чего стоит белая голубка, которая трепетала крыльями на большом экране, пока шла минута молчания. Наталья Топал, которая возглавляет творческую лабораторию студентов по тележурналистике на нашей кафедре, призналась, что плакала, когда с ребятами монтировала этот сюжет.
Для нас, преподавателей кафедры ИСО, было делом чести провести олимпиаду памяти Дании Киямовны без сучка и задоринки, и, кажется, у нас это получилось. Жаль, не было конкурсов неофициального зачета, которые всегда проходили весело и креативно.
Причины понятны – время олимпиады было сокращено до минимума. В вузах все меньше денег для финансирования таких поездок. Видим по КНИТУ-КАИ – наши ребята уже года два как не ездят на фестивали в другие города, в том числе Москву и Санкт-Петербург.
Наблюдая уже много лет, как много значит олимпиада для студентов, как много она дает педагогам для совершенствования профессиональной подготовки, трудно отделаться от мысли о том, что чиновники от образования мыслят не по-государственному, когда на этом экономят бюджетные деньги. Мебель бы для своих кабинетов и автомобили подешевле покупали, если и в самом деле заботятся о вузах.
По сути выпускник 2016 года Артем Михайлов получил на кафедральной телестудии вторую профессию, и после преддипломной практики он вполне может остаться на телеканале «Эфир», поскольку может работать и как репортер, и как оператор, и как ведущий
Если бы это была единственная подножка для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов для сферы массовой коммуникации...
Как преподаватель вуза, я вряд ли бы решилась говорить такие вещи – решения свыше, даже если они абсурдны, обсуждать не принято. Но я педагог необычный, а с журналистов что взять. О чем думаем, о том и пишем…
Ежегодная олимпиада, а также фестиваль «Дни PR в Казани», в рамках которого она проводилась с 2005 года, во многом благодаря личности ее главного организатора сделали кафедру ИСО широко известной в России. И КАИ стали знать не только как вуз, где готовят инженеров для авиации.
Не каждому коллективу 13 лет подряд федеральное Министерство образования и науки доверит проводить олимпиаду, результаты которой являются основанием для определения лучшего студента страны в области рекламы и PR.
Но в последние годы адрес следующей олимпиады уточняется в Москве до самой последней минуты. И хотя два года подряд студенческий фестиваль приветствовал Президент Р. Минниханов, а в нынешнем году Благодарственное письмо прислал Председатель Государственного Совета РТ Ф. Мухаметшин, наши гости – не слепые. Они видят, что руководство КНИТУ-КАИ им уже не так радо, как раньше.
Так что не удивлюсь, если эстафету у кафедры ИСО в 2017 году перехватит другой вуз, руководство которого понимает, зачем нужна такая олимпиада.
В первый день Дней PR руководители команд, члены жюри и преподаватели кафедры ИСО приняли участие в круглом столе, посвященном памяти Д.К. Сабировой. Тема дискуссии – «Перспективы развития направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в России». Формат круглого стола предполагал несколько докладов, а также свободное обсуждение актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью и рекламе. В частности, речь шла о новых учебных планах и о повышении роли в их разработке потенциальных работодателей.
Информации прозвучало много, но все, что я услышала, оптимизма не внушило.
Во-первых, наступление на профессиональную подготовку PR-специалистов, и особенно в технических вузах, продолжается. Стоило однажды руководителю страны (в то время это был Д.Медведев) сказать, что у нас их перепроизводство, как нашлись желающие написать «дорожную карту» (теперь у нас так напыщенно называются перспективные планы) по удушению этого направления профессиональной подготовки.
Сначала сократили до минимума число бюджетных мест (в нашем вузе их уже года четыре нет вовсе), потом началось механическое упразднение кафедр, как в Воронежском государственном техническом университете. Надо же такому случиться, именно кафедра связей с общественностью и педагогики, которой руководила признанный теоретик и практик, профессор Лариса Владимировна Паринова, не прошла трудный процесс аккредитации!..
Есть и причины объективного порядка. Например, руководство КНИТУ-КАИ заявило о своем намерении выйти на первые позиции в мировом рейтинге вузов, и мы, гуманитарии, в этом движении вперед просто мешаем, потому что не пишем статьи, которые цитируются за рубежом, у нас нет денег, чтобы протолкнуть эти статьи в печать, нет исследований, которые пополнили бы университетскую казну...
Процесс разработки новых профессиональных стандартов и образовательных программ уже вызывает у коллег нервную реакцию. Мы сегодня столько времени занимаемся оформлением различных бумаг, что бюрократизм советской эпохи отдыхает. Как шутит одна из наших преподавательниц, студенты при этом нам мешают.
О том, что лучше не будет, можно было понять из выступления президента Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, профессора МГИМО Людмилы Владимировны Минаевой. Она рассказала о последних новостях из высоких сфер.
Разбор полетов после конкурса проектов. Своими впечатлениями делится председатель жюри Л. Минаева
Есть новости со знаком плюс и новости со знаком минус.
Новость со знаком плюс - о том, что создано федеральное учебно-методическое объединение по вузовской подготовке специалистов для сферы массовой коммуникации. Оно называется «Науки об обществе».
Ранее стратегические вопросы отрасли обсуждали в УМО по образованию в области международных отношений при МГИМО, где был Учебно-методический совет по связям с общественностью.
Правда, без «матрешек», как образно определила Л. Минаева структуру управления профессиональным образованием, все равно не обошлось. Направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» входит в УМО под номером 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». Возможно, соседство с журналистами и библиотечными работниками будет более продуктивным, чем с дипломатами.
Основных задач нового объединения, как я поняла, две: создание профессиональных стандартов 4-го поколения и примерных образовательных программ для кафедр, у которых нет прав на разработку собственных.
Однако, судя по всему, процесс их создания будет проходить не без сложностей. Во-первых, трудно определить перечень компетенций будущего профессионала, ведь они должны быть общими для всех направлений группы 42.00.00. Во-вторых, и компетенции, и стандарты, и образовательные программы – всё теперь должно быть согласовано с работодателями, которых представляют по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» несколько профессиональных ассоциаций.
Впервые работодатели выходят на первый план. И это тоже новость со знаком плюс. Могу сказать как один из работодателей в журналистике. Но этот плюс легко может стать минусом. Пойдут ли практики на контакт, если с каждым годом все труднее найти место для производственной практики студентов? Согласятся ли они читать лекции бесплатно, как им предлагают чиновники от образования?
К тому же представления о знаниях и умениях выпускников у тех, кто учит, и тех, кто с ними потом работает, слишком уж разные. Я, как человек, который пашет обе этих борозды, знаю это на личном опыте.
Конечно, в рамках какой-то конкретной кафедры можно найти практиков для Государственной аттестационной комиссии (это теперь обязательное условие) и попросить их не ставить пятерки за троечные дипломные проекты. Можно провести совместные совещания, на которых сблизить позиции. Я участвовала в одном таком совещании в Казанском федеральном университете, где обсуждалась перспектива введения магистратуры по арт-журналистике, и обмен мнениями был полезен обеим сторонам – и вузу, и практикам.
Но как договориться в «большом колхозе», где каждый будет тянуть одеяло на себя?
Кстати, Ассоциация преподавателей по связям с общественностью уже два года говорит о необходимости объединения усилий двух сфер – рекламы и связей с общественностью. АПСО не только обсуждала разные варианты третьего федерального государственного образовательного стандарта, которые предлагались УМО, но и выступила официальным его рецензентом, что закреплено подписью президента АПСО Д. Сабировой в заключительном варианте ФГОСа.
Кажется, это было только вчера. А сегодня уже речь идет о ФГОС №4. Хорошо, что в Москве еще остались реалисты, которые понимают, что завтра и даже послезавтра новые стандарты разработать практически невозможно. Придумали ФГОС №3 плюс – как промежуточный вариант на период согласования интересов.
Придя на круглый стол с грустными мыслями о судьбе кафедры истории и связей с общественностью, которая все чаще чувствует себя лишней в КНИТУ-КАИ, я ушла с еще большей грустью. Дела плохи во всем «датском королевстве».
К сожалению, многочисленные стенания о состоянии современного высшего образования, которые раздаются по всей Руси великой, никто всерьез не учитывает. Во всяком случае, у меня сложилось такое устойчивое мнение, и однажды я его уже высказала публично, как в своей газете, так и в газете «БИЗНЕС Online» – в беседе с проректором по науке КФУ, директором Института геологии и нефтегазовых технологий, профессором Данисом Карловичем Нургалиевым («Страна будет тем сильнее, чем больше талантов она обучит»).
Такие грустные мысли окрасили для меня студенческую олимпиаду 2016 года в пастельные тона. Хотя было чему радоваться. Например, на мастер-классе наших выпускниц Адели Галиевой и Лианы Нурышевой. А у нас таких выпускников много.
Наблюдая, как награждают лауреатов олимпиады, как торжественно выносят ее флаг, планируя вместе со студентами 3-го курса номер студенческой газеты нашей кафедры «Семерочки» по итогам фестиваля, я никак не могла отделаться от мысли, что всё это – в последний раз.
Буду рада ошибиться…