Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 2000 – Президент М. Шаймиев, поддерживая инициативу республиканских общественных объединений, объявил 2001-й Годом молодежи в Республике Татарстан

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Пасхальный фестиваль – снова в Казани

3 мая 2016 года на сцене Государственного Большого концертного зала РТ имени С.Сайдашева прошли два концерта Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, народного артиста России, лауреата Государственных премий России и наград других стран.  

Среди зрителей-слушателей дневного концерта была Любовь Агеева.

Праздник в Казани

На концерте, конечно же, был аншлаг. Зрители на аплодисменты не скупились. Правда, Валерий Гергиев, экономя время, практически не оставлял на них времени. Естественно, не могло быть и речи о бисах. Большинство в зале знают, как работает оркестр в дни фестиваля. Музыканты перемещаются специальным поездом, в составе которого 14 вагонов, из них: 8 вагонов для музыкантов, штабной вагон, вагон для журналистов, 2 вагона-ресторана, вагон-душ и багажный вагон для инструментов.

Открытие фестиваля прошло в Москве 1 мая, в день Святой Пасхи. В этот день у оркестра было сразу два концерта: сначала во Владимире, а потом – в Большом зале Московской консерватории.

Но по сути фестиваль начался с концертов 29 апреля в Туле, Орле и Курсе. Затем, 30 апреля, оркестр выступал в Смоленске и Брянске (оркестром на втором концерте дирижировал Заурбек Гугкаев, а Валерий Гергиев участвовал в церемонии открытия первого Международного конкурса молодых пианистов Grand Puanj Competition).

Программу первого казанского концерта составили следующие произведения: К.Дебюсси – Прелюдия к сочинению «Послеполуденный отдых фавна», С.Прокофьева – Симфония №1 («Классическая») и фрагменты из музыки балета «Золушка», А.Лядова – сказочные картинки «Волшебное озеро» и «Баба-Яга» и И.Стравинского – фрагменты из сюиты «Жар-Птица».

В принципе сочинения, знакомые широкому кругу любителей музыки. Однако как много зависит от исполнителей! Наверное, музыковеды могут более точно передать впечатления от этого концерта. Я могу сказать только одно – шла на концерт с головной болью, а вышла из концертного зала без нее. Совершенно потрясло изумительное пианиссимо при исполнении одного из сочинений. Мне кажется, такого я еще не слышала. Это какое-то фантастическое единение огромного оркестра с дирижером, когда десятки сердец бьются в унисон.

Слушатели были самые разные, в том числе и совсем неискушенные. Надо сказать, что Гергиев абсолютно никак не отреагировал на аплодисменты между частями крупных сочинений, но зал как-то быстро научился следить за дирижером, который всегда помогает понять, закончилось исполнение или нет.

Дневной концерт, в 15 часов, был благотворительный. На него приглашались учащиеся и преподаватели музыкальных учреждений республики Татарстан, военнослужащие, пенсионеры. Один из рядов за мной занимали суворовцы, и я до концерта подумала, что мне крупно не повезло. Дети на симфоническом концерте, да еще во время культпохода – всегда соседство нежелательное. Но только не на этот раз. Мальчишки в парадных мундирах оказались очень хорошими слушателями. Наверняка они не совсем понимали, как им крупно повезло, что они попали на концерт самого Гергиева…

На втором концерте, начавшемся в 19 часов, со светлой Пасхой, а заодно и с днем рождения петербургского гостя поздравил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан:

– Великий Гергиев с нами сегодня! Я много путешествовал, много бывал на различных концертах, встречался с мировыми звездами, но нет равных Гергиеву. Гергиеву с его замечательным оркестром. Это имя, которое известно всей мировой общественности. Это символ величия России...

Я смотрю Пасхальный фестиваль, но что здесь главное? Этот фестиваль собрал людей различных религий в замечательном граде Казани.

Со сцены Валерий Гергиев ушел с подарком – владыка Феофан подарил ему икону Богородицы.

На вечернем концерте оркестр повторил «Послеполуденный отдых Фавна» К Дебюсси, а также исполнил Вступление к опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Симфонические танцы» С. Рахманинова.

Кстати, еще на пресс-конференции дирижер не знал точно, что оркестр сыграет. Общаясь с журналистами, он сказал, что программа выступлений меняется постоянно – было бы скучно играть все 20 концертов одно и то же. Благо репертуар у оркестра огромный.

Пресс-конференция была довольно короткой по времени, и вопросы смогли задать только два человека. Гергиев высказал свое мнение о музыке Софии Губайдуллиной, с которой поддерживает постоянные творческие контакты, и подробно остановился на репертуарной политике фестиваля. Вопрос был о том, как соприкасается название фестиваля – Пасхальный – с музыкой, которая звучит на его концертах:

– Как связаны для вас музыка и вера, музыка и Бог?

Действительно, на пасхальных концертах в Казани мы ни разу не слышали сочинений духовного характера. И наш гость объяснил, почему.

Связывать музыкальные сочинения с какой-либо религией – очень опасный путь. Тогда можно вычеркнуть сразу несколько опер из творчества Римского-Корсакова, стоит задуматься, играть ли Третью симфонию Бетховена или Патетическую симфонию Чайковского. И уж тем более невозможно исполнять на Пасхальном фестивале кантату «Двадцатилетие Октября»:

– Там слова Сталина, Ленина, Людвига Фейербаха, Маркса, Энгельса. Можно говорить: «Что вы делаете? Как можно играть Кантату к 20-летию Октября на Пасхальном фестивале?». Да, но это музыка Прокофьева!

Или кантата «Здравица», написанная к 60-летию Сталина, но великим композитором и музыкантом. Ведь Третья симфония Бетховена тоже изначально посвящалась Наполеону, но потом он снял это посвящение. Тем не менее импульс такой был.

Пресс-конференцию проводила Жанна Мельникова

Играть надо ХОРОШУЮ музыку, уверен известный музыкант. Конечно, нельзя не учитывать, где играет оркестр. Того же Дебюсси не сыграешь 9 мая в праздничном концерте на Поклонном горе, когда слушателей – 200 тысяч и некоторые через полтора километра от сцены. Зато здесь будут уместны произведения жизнеутверждающего характера. Хотя, как вспомнил Гергиев, однажды они играли здесь с Денисом Мацуевым Второй концерт Рахманинова.

– Ваши вопросы – это скорее через запятую одна единая дилемма – как ощущать себя в этом огромном пространстве фестиваля? – завершил он ответ, обращаясь к коллеге из телеканала «Казань».

Была на пресс-конференции еще одна тема, на которую, кстати сказать, вышел сам Гергиев. Он сообщил журналистам, что в декабре 2015 года с благодарностью принял государственную награду – премию Правительства РФ, которой отмечен ряд представителей Всероссийского хорового общества за создание уникального творческого коллектива – Детского хора России. Однако, по его мнению, такая высокая оценка пока преждевременна. Да, многое удалось сделать, но еще больше предстоит. Сам Гергиев, как председатель Всероссийского хорового общества, посчитает свою миссию исполненной тогда, когда в каждом городе и крупном населенном пункте появятся свои детские хоры. В Казани тоже, подчеркнул он.

Всегда приятно общаться с крупной личностью. Такому человеку всегда есть что сказать журналистам, это такой ненавязчивый просветительский мастер-класс, который заставляет тебя после возвращения домой копаться в Интернете, чтобы найти информацию о мало знакомом мне лично композиторе Дютье, для которого концерт Гергиева стал последним в его жизни (они общались 6-8 лет), или Третью симфонию Прокофьева – чтобы найти там сцену в монастыре, которая выходит за рамки того, что дозволено.

Мы узнали много интересного о театре оперы и балета во Владивостоке, который теперь называется «Мариинский театр. Приморская сцена», где Гергиев намерен за два года создать вокальную и хореографическую школы. В городе сегодня их нет, зато есть прекрасное современное здание театра.

Гергиеву мало, чтобы музыка звучала только в Москве и Питере.

Вообще я поймала себя на мысли, что жить в последние годы стало намного интереснее. Чтобы увидеть и услышать все, что связано у меня с именем Валерия Гергиева, я должна была несколько раз съездить в Санкт-Петербург (или Ленинград), да еще умудрится попасть в Мариинский театр. Правда, с возможностью купить билет по Интернету с этим проблем не стало.

Два оперных спектакля на сцене Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля, одна репетиция там же с массой впечатлений, несколько концертов в рамках Московского пасхального фестиваля. И все это – не выезжая из Казани.

Кстати, Валерий Абисалович высоко оценил наш город, который дал много известный музыкантов и куда можно пригласить музыкантов мирового уровня.

– Я успеваю следить за культурными событиями в главных регионах страны – Москве, Санкт-Петербурге и, безусловно, Казани, – подчеркнул Гергиев. – Казань – очень развитый культурный центр. Довелось мне здесь и в театрах побывать. Буквально через две недели у нас концерт Государственного симфонического оркестра с Александром Сладковским. Они выступят в нашем концертном зале. У нас этот оркестр очень любят. Вообще говоря, у нас налажен очень хороший творческий обмен. Часто выступают Альбина Шагимуратова, Аида Гарифуллина, Михаил Казаков, хотя у нас очень много своих исполнителей, причем огромный конкурс на каждую партию.

Нынешний Пасхальный фестиваль пятнадцатый по счету. Юбилей – всегда некое подведение итогов, а потому в фестивальном буклете журналисты, которые встретились с Гергиевым между дневным и вечерним концертами на пресс-конференции, нашли немало любопытной информации.

Праздник по всей стране

Пасхальный фестиваль – это несколько программ, в том числе симфоническая, в которой за 156 лет было дано 310 концертов, хоровая программа, в которой 482 выступления, камерная и звонильная программы соответственно с 80 и 299 выступлениями.

Казань входит в орбиту симфонической программы, и мы уже в который раз принимаем у себя симфонический оркестр Мариинского театра во главе с художественным руководителем фестиваля и главным дирижером Маринки Валерией Гергиевым.

Выступления Симфонического оркестра пройдут за 19 дней в 20 городах России. От нас музыканту уехали в Екатеринбург, потом концерты в Перми, Воткинске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Липецке, Воронеже, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре, Владикавказе, Астрахани, Саранске.

Хоровая программа открылась 2 мая в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, где прозвучали кантата «Александр Невский» и кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «Славься наш могучий край» С.С. Прокофьева.

В списке стран-участниц программы: Россия, Болгария, Грузия, Сербия, Армения, Греция, Швеция. На фестивале выступят 20 хоровых коллективов:Государственный академический Русский хор имени А.В. Свешникова (Москва), Государственная академическая капелла России имени А.А. Юрлова (Москва), Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Концертный хор «Веснянка» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия» (Москва), Камерный хор «Преодоление» Реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Мужской хор «Оптина пустынь» (Санкт-Петербург), Владимирская хоровая капелла мальчиков и юношей (Владимир), Камерный хор «Русский партес» (Тверь), Камерный мужской хор «Символ веры» (Воронеж), Хор Первого Белградского певческого общества (Белград, Сербия), Мужской хор «Зеро Эйт» (Стокгольм, Швеция), «Драгостин Фолк Национал» (София, Болгария), Женский хор монастыря Гегард (Ереван, Армения), Детский хор «Розарте» (Афины, Греция), Ансамбль «Мцхета» (Тбилиси, Грузия), Византийский хор «Фессалоникис Имноди» (Салоники, Греция), Северный русский народный хор (Архангельск), вокальный ансамбль «Поморские кружания» (Архангельск).

Концерты программы пройдут в Москве, Московской области (Королеве, Балашихе, Мытищах, Химках, Дмитрове, Серпухове, Истре, Зарайске, Егорьевске и Коломне), в Твери, Старице, Туле, Муроме, Александрове, Калуге, Ивановке, Архангельске.

Камерная программа охватит Москву, Мурманск, Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Белгород, Тольятти, Владимир, Иваново, Кострому и Ярославль.

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и художественный руководитель Академии Лариса Гергиева представят специальные программы, посвященные юбилею Сергея Сергеевича Прокофьева. В программе примет участие Российско-немецкая молодежная академия.

Звонильная программа охватит 26 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Раменского, Сергиева Посада, Истры, Звенигорода и Ржева.Общедоступные концерты колокольной музыки пройдут на исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов монастырь и Сокольники, музей-заповедник «Коломенское», а также Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде и Ново-Иерусалимский монастырь в Истре

В нынешнем году расширился список участников программы: 40 звонарей приедут из Санкт-Петербурга, Вологды, Великого Новгорода, Ярославля, Рыбинска, Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Петрозаводска, Няндомы, Самары, Ржева, а также из Минска и Калинковичи (Республика Беларусь), Риги (Латвия), Павлограда и Альчевска (Украина), БадЛаасфе (Германия).

Стоит заметить, что города, которые принимают участников Пасхального фестиваля, практически не повторяются. Наверняка в России нет другого такого культурного события, который распространялось бы так широко по всей России.

Везет, как всегда, Москве, но и фестиваль – Московский. Это центр фестиваля. Симфонические, камерные и хоровые концерты пройдут на лучших сценах столицы. Музыка будет звучать в эти дни на бульварах и в скверах.

В нынешнем году фестиваль посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Мариинский театр – это сегодня во многом театр Прокофьева, заметил Валерий Абисалович.

В своем вступительном слове на пресс-конференции он довольно много говорил о творчестве этого композитора, о прокофьевских спектаклях в Мариинском театре. Здесь поставлены все 8 опер композитора. Постоянно в репертуаре его балеты.

– Для нас большая радость, что этот год объявлен Годом Прокофьева. При том что мы все относимся с большим уважением к тому, что это еще и Год кино. Но один из лучших фильмов XX столетия – «Иван Грозный» – так подпитан музыкой Прокофьева, что не знаешь, что там самое главное – Эйзенштейн, Прокофьев или Черкасов.

Главное, что филармонические, музыкальные, театральные афиши по всей стране обогатятся за счет произведений Прокофьева. Ведь у него не одна опера «Война и мир», не один балет «Ромео и Джульетта», а все-таки гораздо больше. У нас все они поставлены, включая оперу «Великан», которую он написал в 9-летнем возрасте. Кстати, я был на премьере и поразился тому, как лаконично и цепко 9-летний мальчик смог выписать характеры.

Две цитаты из пресс-релиза оргкомитета Московского Пасхального фестиваля: 

«Замечательные артисты нашего театра с яростным упорством и завидным постоянством, а также с большой концентрацией сил, воли и энергии, безостановочно открывают этого великого композитора буквально всему музыкальному миру: от Токио или Пекина до Нью-Йорка или Сан-Франциско, от Чили или Кубы до Финляндии».

«Сергей Сергеевич с присущим ему лаконизмом и часто немногословием, сегодня, через 125 лет после факта своего рождения, доказав нам, что он не писал проходных, или скучных – а это самое страшное, рядовых опусов. Он был одержим идеей создать что-то по-настоящему интересное, ни в коем случае не штампуя свои композиции. Прокофьев отказывайся наотрез быть тем автором, который будет плодовитым, потому что нащупал раз и навсегда что такое его музыкальный язык. Он и его музыка находились в невероятном, в очень непредсказуемом движении по глобальному мировому пространству».

Еще в пресс-релизе сообщается, что XV Московский пасхальный фестиваль стал возможным при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В буклете фестиваля – приветствия Президента Владимира Путина, Патриарха Кирилла, мэра Москвы Сергея Собянина, министра культуры Владимира Мединского, министра обороны РФ Сергея Шойгу, от самого Валерия Георгиева, а также от спонсоров – Сбербанка (Герман Греф), ОАО «Россетти» (Олег Бударгин), НК «РуссНефть (Михаил Гуцериев), ПАО «Северсталь» (Алексей Мордашов), ОАО «РЖД» (Олег Белозеров), банк «Возрождение (Дмитрий Ананьев), группа компаний «Ренова» (Виктор Вексельберг) а также зарубежных компаний Total (Патрик Пуянне), Bombardire (Кристофер Дегумуа), Nestle в регионе Россия и Евразии (Маурицио Патарнелло), MasterCard в России (Алексей Малиновский) и PwC в России (Игорь Лотаков).

Вот что написал Алишер Усманов, основатель благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»:

«Этот яркий музыкальный праздник стал одним из самых заметных событий культурной и общественной жизни России. Он объединяет выдающихся музыкантов и мастеров классической музыки со всего мира».

Благодаря такой мощной спонсорской поддержке организаторы могут позволить себе специальные бесплатные программы.

Благотворительные концерты XV фестиваля пройдут в домах офицеров, в детских домах и интернатах, в домах инвалидов и ветеранов. 9 мая в День Великой Победы на Поклонной горе пройдет традиционный общедоступный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Традиционный музыкальный праздник будет проходить до 17 мая.

Использован пресс-релиз оргкомитета Пасхального фестиваля

Фото Розы Садриевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить