Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда сцена и зал – одно целое

С 2 по 4 сентября 2016 года в Казани проходил V Международный фестиваль еврейской музыки. По традиции он  открылся 2 сентября на Петербургской улице.

Раз в году здесь появляется необычный концертный зал под открытым небом, и люди, пришедшие на открытие очередного фестиваля, забывают о времени. На этот раз концерт-открытие продолжался четыре с половиной часа. Выступали как участники фестиваля, так и гости. Так, музыканты популярной в Татарстане вокальной группы «Казан Егетлэре» исполнили «Татарскую зажигательную». А сначала вместе с Эдуардом Туманским спели песню «Татарин и еврей».

А на концерте закрытия выступил ансамбль «МираS» Дома Дружбы народов Татарстана. Это новый коллектив, руководит которым Рустем Рахматуллин.

Совсем недавно музыканты были студентами Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова и играли в составе оркестра «Tatarica», неизменно выступавшего на концертах фестиваля еврейской музыки. В 2016 году эстафету перехватил «МираS».

Это «фишка» фестиваля» – сочетать музыку разных народов. В 2016-м, как всегда, звучала музыка еврейская и татарская. Израильский скрипач Саня Кройтер со своим коллективом привнес много молдавских мелодий. Выступали музыканты из Белоруссии, Казахстана, Украины…

Так принято на фестивале еврейской музыки в Казани. И хотя в программе он обозначен как международный, на самом деле все они – НАШИ. Правда, не все помнят жизнь в СССР, поскольку родились уже тогда, когда нашей большой общей Родины не стало, но в Казани все говорят по-русски, и все, подобно Сане Кройтеру, не упускают возможности объясниться ей в любви. Саня сделал это на заключительном концерте в КСК КФУ «УНИКС», где с большой теплотой вспоминал Молдавию, откуда родом.

Начался оpen-air на Петербургской с выступления Духового оркестра Казанского высшего военного командного училища под управлением Яна Орехова. На этот раз я не смогла быть на Петербургской, но воспоминания о первом дне Бориса Львовича, которыми он делился на последнем концерте, где был ведущим, а также снимки Елены Сунгатовой и ее небольшие комментарии дали возможность воссоздать атмосферу этого действа.

Фото Елены Сунгатовой

На концертах фестиваля еврейской музыки интересно наблюдать не только за музыкантами. Кстати, некоторых казанцы уже знают по предыдущим фестивалям, но каждый год бывают новые знакомства.

Не менее интересно наблюдать за зрителями. Сказать, что они тепло встречают всех исполнителей – значит, ничего не сказать. На завершающем концерте в «УНИКСе» о казанском зрителе со сцены говорили многие. Здесь, конечно, не танцевали, как на Петербургской – места нет. Зато на концерте оpen-air желающие, что называется, «оторвались» по полной.

Фото Елены Сунгатовой

Еврейская музыка, как никакая другая, включает тебя в свои объятья даже помимо твоей воли. А как ее играют! Можно слышать одну и ту же мелодию раз пять, как это порой бывает на казанском фестивале – и только радоваться этому. Не знаю, как вам, а мне не доводилось видеть на этом фестивале музыкантов с пресными лицами. И это не показная артистическая радость, а искреннее состояние, когда сцена и зал составляют одно целое. Именно так было во время выступлений Сани Кройтера.

«Израильский Паганини», «музыкант мира», выступавший в Кремле и на Бродвее» – так его представляли в пресс-релизе. И нисколько не грешили перед истиной. Как сказал Борис Львович, так не играет никто. Наверное, можно лучше, но ТАК умеет только Саня Кройтер.

Фото Елены Сунгатовой

Что он делает со скрипкой – уму непостижимо! Инструмент не узнать… А как звучат в его исполнении знакомые еврейские мелодии! Не хватит восклицательных знаков, чтобы передать восхищение от его игры.

Я очень сожалела, что не смогла быть на сольном концерте скрипача из Израиля, очень завидовала тем, кто был 3 сентября в Татарском государственном театре драмы и комедии имени К.Тинчурина. Но на концерте-закрытии музыканту отдали практически все второе отделение, и этого было достаточно, чтобы понять, какого дарования наш гость из далекой страны.

 Саня Кройтор – мастер искусства импровизации, композитор и аранжировщик. Музыкант родился в Кишиневе, где начал играть на скрипке в возрасте 7 лет. Он влюбился в музыку благодаря своему отцу – известному в Молдавии аккордеонисту Эмилю Кройтору. Саня прошел классическую школу, но в дальнейшем он стал играть джаз, фолк и клезмерскую музыку.

В 1992 году скрипач переехал в Израиль, где получил опыт сотрудничества с известными музыкантами (Шломи Шабат, Дэвид Фишер, Альбина и Давид Деор). В начале 2000-х Кройтор начал сольную карьеру. Сегодня в багаже скрипача три пластинки (All in One, High Voltage Violin и Renewal), завершается работа над четвертым сольным диском.

Саня Кройтор разработал свой собственный стиль, сделавший его имя известным на международной сцене (Италия, Германия, Франция, Бельгия, США, Сингапур, Финляндия, Россия и др.). Скрипач выступал со своей программой на Бродвее в Нью-Йорке, солировал на фестивале WOMAD в Лондоне и Сингапуре, играл перед королем Таиланда, Биллом Клинтоном и Бараком Обамой, экс-мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом.

Из пресс-релиза фестиваля

А что сделал Саня с музыкой Джорджа Гершвина?! А всего лишь, как он сказал сам, сыграл чуть иначе. И сам понял, и другим объяснил, откуда корни у всемирно известного композитора.

Великолепный скрипач-виртуоз сочетает в концертах классическую, джазовую и этническую музыку, рок и авангард с собственными мелодиями. И тогда его скрипка – настоящая царица музыки.

Саня Кройтер приехал в Казань не один. Вместе с ним выступала виолончелистка Летиция Химо и аккордеонист и композитор Эмиль Кройтор. Нетрудно догадаться, что Эмиль Кройтор – отец музыканта. А Летиция, как выяснилось, – жена. Получился замечательный семейный коллектив.

Фото Любови Агеевой

Нельзя не сказать отдельно и о музыкантах Сани Кройтера – Викторе Никишине,  Валерии Липеце и Леониде Мордехаеве. На концерте он довольно часто давал им играть соло, к большому удовольствию публики. В памяти остались города, откуда они уехали в Израиль: Иваново, Баку, Йошкар-Ола.

Открытием фестиваля 2016 года стал Михаэль Рискин, еще один наш гость из Израиля. Казанцы с ним знакомы, он в нашем городе не впервые, у него  Казани много поклонников. Михаэль был ведущим на фестивале 2014 года, естественно, пел на концертах. А на этот раз дал сольный концерт в Доме актера имени М.Салимжанова.

Впрочем, назвать это выступление концертом нельзя. Это оригинальный музыкальный спектакль, в котором Михаэль Рискин представил старинные еврейские песни.

Он рассказал зрителям, что получил от своего прадеда, служившего у Любавического ребе в начале XX века, ценное наследство – тетрадь с уникальными рукописными текстами песен на идиш. Это не просто песни, а практически документальные свидетельства о жизни местечка Любавичи в разные исторические эпохи: революция 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, коллективизация... Как сообщается в пресс-релизе фестиваля, при высочайшем уровне мелодий оригинальных песен, многие из них не известны, или почти не известны современному слушателю.

«Это реликвия нашей семьи, где все любят еврейскую песню. Песни отличаются большим разнообразием. Одни – поражают своей философской глубиной и мелодичностью, другие – передают с особой силой печаль еврейской души, в третьих звучит неповторимый еврейский юмор и ирония. Отец, воспитанный своим дедом, тем самым прадедушкой, впитал эти песни с раннего детства и потому с легкостью воспроизвел мне многие мелодии этих песен, я записал за ним и с большим удовольствием и трепетом исполняю».

Песни в спектакле, которые Михаил Рискин пел в сопровождении трио музыкантов, сопровождались рассказами и диалогами, взятыми из воспоминаний очевидца – прадеда Михаила Рискина.

Кстати, премьера спектакля состоялась в Тель-Авиве в мае нынешнего года.

Каждый концерт Михаэля Рискина – это выступление с живым интерактивным и остроумным конферансом. Михаэль обладает сильным тенором редкого и теплого тембра, недюжинным артистическим даром и необычной для классического певца способностью согревать сердца зрителей, делясь с ними не только своим искусством, но и искренним душевным теплом.

Михаэль – истинный знаток и, как говорит сама Нехама Лифшиц, – «виртуозный и тонкий исполнитель еврейской песни». Его репертуар на идиш огромен: от классической «А идише мамэ» до еврейских частушек и настоящих еврейских народных песен из местечек, многие из которых являются подлинными шедеврами, восхищающими красотой и разнообразием мелодий. Ко всем этим жанрам Михаэль относится с неподдельным интересом и глубоким пониманием, вкладывая в их исполнение настоящую идише нишоме.

Из пресс-релиза фестиваля

На заключительном концерте исполнителей ограничили двумя номерами, поэтому увидеть все возможности Михаэля Рискина не удалось. Но более всего поражает даже не его голос, а то, что сцена для нашего гостя – не единственное занятие. Он доктор химических наук, известный в Израиле переводчик.

Нельзя особо не выделить выступление Еврейского ансамбля Pushkin Klezmer Band из Киева, чей репертуар состоит из еврейской, молдавской и цыганской музыки. Поскольку организовал коллектив уроженец Казани Митя Герасимов, выпускник Казанской консерватории 2004 года, сын известных журналистов Анны Миллер и Владимира Герасимова.

 

Музыкант зажигал всех своим приподнятым настроением. Он играл на кларнете, пел, приплясывал… А когда исполнил старинную еврейскую песню, которую любил Леонид Сонц, первый руководитель знаменитого казанского коллектива «Симха», зал был у его ног. Кто же не знает знаменитого клезмера, к сожалению, так рано ушедшего от нас?!

Музыка «Пушкина» – еврейская, молдавская, цыганская. 100 лет назад это был общий музыкальный язык для разных народов, населяющих Бессарабию и Юг Украины, своего рода «джаз» тех мест. Сейчас же эта музыка стала одним из направлений world music. Предпочитая играть на свадьбах, «Пушкин» много выступает в клубах, концертных залах и на фестивалях, всюду сохраняя танцевальный нерв.

Фото Елены Сунгатовой

В 2009 году Митя Герасимов открыл в себе певческий талант, и уже через год столичная публика назвала его королём шансона. К осени 2010 года появился новый коллектив, исполняющий клезмерскую музыку так, как ее уже давно не играли в этих краях.

Киевские клезмеры выступают на лучших площадках Украины, России, Европы и Уругвая. За два года существования они играли на многих фестивалях: Московский «Идишфест», «Пустые Холмы», «Джаз-Коктебель», «Чернигов JazzOpen», клезмерские фестивали в Одессе, Львове, Вроцлаве, Бремене, Казимеже Дольном и, конечно, в Казани. В их концертах принимали участие такие известные музыканты, как Фрэнк Лондон, Socalled, Ваня Жук и Псой Короленко.

Из пресс-релиза фестиваля

 На концерте-закрытии Митя сообщил своим почитателям, что вечером 4 сентября ансамбль Pushkin Klezmer Band играет в Рокстар-баре, обещал джем. Как без него на концерте коллектива, по первой ноте которого узнаешь джазменов.

Первым на концерте закрытия выступал ансамбль «Симха». Без своего руководителя. Дмитрий Туманский, он же художественный руководитель фестиваля, перенявший в «Симхе» эстафету от Лени Сонца, появился только в самом конце. Спел всего одну песню, а потом принял участие в массовом финале, когда на сцену вышли все исполнители.

Фото Любови Агеевой

Несколько слов о каждом коллективе.

Гости из Белоруссии – трио «Гилель» – участвовали в казанском фестивале впервые. Борис Львович, представляя музыкантов, отметил, что они поразили казанцев на концерте открытия. В их репертуаре большое место занимают произведения белорусских, советских, польских композиторов и, естественно, сочинения еврейского наследия и современных израильских композиторов. В выборе репертуара предпочтение отдается еврейской академической музыке, классике.

Фото Любови Агеевой

В составе ансамбля три профессиональных музыканта, которые являются стипендиатами фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, лауреатами многочисленных республиканских и международных конкурсов: Роман Ветров, Алиса Сапега и Максим Рассоха.

Музыкальный ансамбль «Grand Positive» – гости из Ярославля, которые привезли в Казань миксовую программу, в которой клезмерская музыка сочетается с лаутарской – музыкой странствующих менестрелей Румынии и Молдовии.

Идея ансамбля «Grand Positive» заключается в том, чтобы из многообразия мировой музыкальной культуры выбрать лучшее! Коллектив представляет вниманию своих слушателей уникальные примеры Word music. Это музыкальное наследие восточно-европейских евреев – так называемая клезмерская музыка (Klezmer music); музыка странствующих музыкантов Румынии и Молдавии  –  так называемая лаутарская музыка (Lautar music); праздничная, танцевальная цыганская и балканская музыка (Gypsy & Balcan music), которая всякий раз заставляет слушателя пуститься в пляс и насладиться прелестью ритма и мелодии!

Из пресс-релиза фестиваля

Фото Любови Агеевой

Руководит коллективом Борис Ицкович, скрипач. А в коллективе – всего два музыканта. Он и гитарист Алексей Головицын. Жаль, мало услышала… Во-первых, не так часто услышишь скрипку с гитарой, во-вторых, Борис – превосходный скрипач.

Можно было бы продолжить знакомство и с коллективом «Ahava» из Караганды (Казахстан),  еще раз послушать его солистку Алину Дзеса.

Фото Любови Агеевой

«Ahava» по казахски – любовь. Это единственный в Казахстане коллектив, исполняющий израильскую поп, рок и фолк-музыку. Он создан на базе Еврейского общинного центра «ШЭМЭШ». Репертуар ансамбля разнообразен: от популярных израильских песен до малоизвестных сочинений на иврите и ладино, а также инструментальная еврейская музыка в собственной аранжировке.

Музыканты группы – инициативные молодые ребята, которые ведут свою деятельность абсолютно бескорыстно, помогая культурному обогащению еврейских общин разных городов и стран.

Фото Елены Сунгатовой

Участниками V международного фестиваля еврейской музыки были группа из Израиля «The Shuk» и дуэт из Москвы «Ойфн вег». С их творчеством мне познакомиться не удалось: в концерте закрытия музыканты не участвовали.

Известный в мире израильский ансамбль музыкантов «The Shuk» посетил Казань впервые. Он объединяет людей разных национальностей с целью развития диалога, взаимного уважения и взаимопонимания между культурами и людьми по всему миру, что полностью соответствует идее казанского фестиваля.

Группа состоит из пяти музыкантов, исследующих израильскую и еврейскую культуру через музыку. С 2008 года «The Shuk» выступала в более чем 30 странах, включая Израиль, США, Великобританию, Грецию, Германию… Коллектив имеет разнообразный музыкальный репертуар, состоящий из традиционной, этнической, джазовой, еврейской, рок и популярной музыки.

Название дуэта переводится с языка идиш – «на дороге». Творческое кредо вокального дуэта «Ойфн вег» – «каждая песня, как спектакль».

Фото Елены Сунгатовой

Евгения Славина и Игорь Белый исполняют различные песни – детские, авторские, народные – под акустическую гитару. Большое внимание дуэт уделяет детскому творчеству – сотрудничает с детскими радио и телеканалами, ежегодно ведёт творческие мастерские и участвует в составе жюри на Московском детско-юношеском фестивале авторской песни.

Все участники фестиваля получили Благодарственные письма министра культуры Татарстана А. Сибагатуллина. Борис Львович, зачитывая один и тот же текст, слегка импровизировал. К большому удовольствию публики он пригласил музыкантов приезжать в Казань и на следующий год.

Такое же Благодарственное письмо получил и он, как полноправный участник фестиваля. Как и пять лет назад, Борис вел концерт, мастерски, непринужденно общаясь с залом, где было много его знакомых по казанской жизни. Однако на этот раз мы услышали его и как певца. 

Фото Любови Агеевой

А в завершение концерта он присоединился ко всем участникам. Получился хор, рискнувший спеть без единой репетиции. Но кто в этот момент будет придираться к качеству исполнения… Главное – искренне и от души.

Фото Любови Агеевой

Зал аплодировал стоя, и каждый наверняка думал: как быстро пролетели дни фестиваля!.. Ждать нового придется целый год.

 Фото Любови Агеевой

***

Во второй раз параллельно с Международным фестивалем еврейской музыки в Казани со 2 по 4 сентября проходила международная еврейская культурно-образовательная конференция «Лимуд. Волга-Урал». Она снова работала в гостиничном комплексе «Регина» в поселке Петровский (пригород Казани).

Подробнее о программе конференции – Еврейская конференция «Лимуд» – второй раз в Казани

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить