Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дни уличных искусств – «совершенно неформатное мероприятие»
- Любовь АГЕЕВА
- 14 сентября 2016 года
13 и 14 августа 2016 года в Казани впервые прошли Дни уличных искусств. Как признались на пресс-конференции в преддверии праздника их организаторы, это было «совершенно неформатное мероприятие».
Так оно и получилось. Во-первых, потому, что в его разработке и организации участвовали две известных в Казани организации: Центр современной культуры «Смена» и Фонд поддержки современного искусства «Живой город».
Само по себе объединение усилий – не новость, но на моей памяти впервые в таком деле обошлось без поддержки официальных структур. Хотя и без содействия Министерства культуры РТ и Мэрии Казани не обошлось – кто-то же должен был разрешить использовать для праздника часть территории зеленой зоны Казани.
Во-вторых, обе эти организации отличаются креативностью в выборе форм досуга, что важно для их основных аудиторий: «Смена» ориентирована на молодежь, «Живой город» – на творческую интеллигенцию, тоже преимущественно молодую.
Прежде всего это был уличный театр, причем в самых разных формах, от кукольного представления до метафоричных постановок молодежных театральных групп. Звучала музыка, тоже самая разная, в самом разном исполнении, даже на пиле. Эту часть праздника взял на себя «Живой город».
«Смена» предложила программу выставок и художественных инсталляций, и зрители увидели результат творческой фантазии как мастера изобразительного искусства, как Ильгизар Хасанов (инсталляции в садах «Эрмитаж» и Фуксовском), так и оригинальные творения творческой молодежи города, представленные в сквере Баки Урманче.
Впрочем, говорить, что Дни уличных искусств – это только форма досуга, неправомерно, поскольку получился интересный образовательный проект. В Лядском саду два дня работала книжная лавка от книжного магазина «Смены», где можно было купить литературу по искусству, урбанистике, истории Казани и Татарстана, красочные книги для детей. Я была на празднике не менее четырех часов, и ни разу не видела, чтобы в книжной палатке не было покупателей.
Что очень важно, праздник был рассчитан на самую разную аудиторию, от пенсионеров до детей младшего возраста. Для взрослых были выставки и концерты, для детишек – выступления мастеров кукольного жанра, мастер-классы по изготовлению поделок.
Вообщем выбор занятий был большой. А если учесть, что мероприятия проводились сразу на нескольких площадках: основная часть – в Лядском саду, остальные – в саду «Эрмитаж» и Фуксовском, в сквере Баки Урманче, то праздник уже по задумке не обещал быть камерным.
Дни уличного искусства — финальное событие фестиваля искусства и краеведения «Искра», проходившего с мая по август. Это была продолжительная краеведческая программа, в которую были включены тематическая акция «Ночь музеев», а также художественные резиденции для молодых художников, дизайнеров и режиссеров-документалистов. В Казани работала лаборатория уличного театра.
Главная идея Дней уличных искусств, как уверяют организаторы – вынести результаты всех проектов в городское пространство, предложить жителям города оценить их, создать условия для взаимодействия горожан с современным искусством.
Я не смогла быть на празднике в первый день, 13 августа. О том, что в этот день было, можно видеть по фотографиям Олега Маковского. На воскресенье еще с вечера наметила маршрут движения, чтобы успеть посмотреть как можно больше, но утром пришлось его подкорректировать. Идти в сад «Эрмитаж» не было смысла – ночью неизвестные вандалы разрушили оригинальную инсталляцию Ильгизара Хасанова.
По его задумке прямо на деревьях появились некие письмена, в которых знатоки русской литературы могли узнать строки из произведений Велимира Хлебникова – поэта-футуриста. Как известно, его семья довольно долго жила в Казани, Велимир тогда учился в Казанском университете. Выставка-инсталляция называлась «Птицы». Автор совместил две привязанности Хлебникова: поэзию и орнитологию. Автор напоминал посетителям выставки, что человек – не единственный житель города и парк – заповедная зона. Как видим, нашлись горожане, наверняка подросткового возраста, которым эта истина не известна.
Слава Богу, вторую инсталляцию, в Фуксовском саду, не тронули. Там художник Ильгизар Хасанов, он же директор Центра современного искусства «Смена», необычным образом рассказал об одном событии из жизни Алеши Пешкова, приехавшего в Казань из Нижнего Новгорода. Инсталляция называлась «Горькая лавка» и была посвящена казанскому периоду жизни Максима Горького.
Однажды он безответно влюбился, а когда узнал об этом, пытался покончить с собой неподалеку от этого места, на Федоровском бугре, где в то время был одноименный монастырь (сейчас здесь НКЦ «Казань»). К счастью, его нашли вовремя, и врачи вернули молодого человека к полноценной жизни. Иначе не было бы всемирно известного писателя.
В Лядском саду меня поразило многообразие точек притяжения. Родители с маленькими детьми, а их было много, кучковались в зоне, прилегающей к улице Щапова. Именно там при модернизации сада сделали хорошую детскую площадку.
В одном месте рисовали, лепили, делали самодельные книжки (художественные мастер-классы проводили студенты Художественного училища имени Н. Фешина), в другом – смотрели кукольные представления, в третьем – просто развлекались (для этого в Лядском саду есть специальные площадки).
Я сама минут 15 постояла возле Владимира Нахимова с его кукольными персонажами.
Надо было видеть, как горели глаза у ребятишек, когда они видели героев театра кукол быстрого реагирования «ТеКуБыР»!
Владимир сразил не только детей, но и взрослых тем, что не только управлял марионетками с 24 рабочими нитями, но и одновременно играл на 7 музыкальных инструментах.
А еще был оригинальный театр Leo's marionette show из Санкт-Петербурга, артисты которого умещаются в одном чемоданчике. Леонид Кондаков собрал внушительную аудиторию. Он показал выступления марионеточных кукол-знаменитостей. Наибольшим успехом пользовался кукольный Максим Покровский (группа «Ногу свело»), исполнивший песню «Московский романс». У Леонида Кондакова была как детская, так и взрослая программа.
На снимке Олега Маковского на память остался фрагмент выступления уличного театра «Бродячий вертеп» из Москвы, который показал в Казани программу «Танцующие куклы».
В Лядском саду было сразу несколько концертных площадок. Это был тот случай, когда можно было и ходить, и сидеть на газонах. Организаторы установили вместо зрительских кресел примитивные деревянные конструкции – форма, опробованная в Центре «Смена».
Выступления шли сразу на нескольких площадках, поэтому было весьма трудно сориентироваться. Впрочем, сориентироваться как раз было легко, поскольку каждому пришедшему в Лядской сад давали программку. Трудно было выбрать.
Что посмотрела-послушала я? Оставило приятное впечатление выступление Петербурского оркестра Easy Winners Ragtime Bahd, который исполнил несколько джазовых композиций 1920-1930-х годов. Причем, музыканты играли на аутентичных инструментах, если музыкальным инструментом можно назвать стиральную доску.
Еще более необычный инструмент зрители увидели в другом конце сада – скрипач Владислав Песин исполнил сольную программу на пиле. Причем, программа была классическая. Это было нечто!..
На основной сцене выступал Сергей Заставский. Мне приходилось читать о необычном музыкальном инструменте, который называется терменвокс, придуманном советским изобретателем Львом Терменом еще в 1920 году. Даже видела его на одной из выставок, организованных НИИ «Прометей» и Булатом Галеевым. Но услышала, как он звучит – впервые. Сергей играл на нем без прикосновения, одними движениями рук, которые держал над инструментом.
Следом за ним выступал Сергей Садов, который играет на инструменте собственного изобретения – садоре. Это двухгрифовая гитара, синтез лютни, индийского ситара и обычной гитары. Музыкант называет свое направление в музыке славянской полистилистикой.
А вот Андрей Светлов собрал своих зрителей на участке сада рядом с улицей Горького. Это бас-гитарист группы «Аквариум», который сегодня выступает с собственным проектом. Избранный им музыкальный стиль сочетает этно-джаз-фанк с рок-н-ролльным драйвом.
Кстати, музыканты, исполнив свою программу, меняли роли – становились просто слушателями. И вообще привычной стены между сценой и зрительным залом не было.
Впрочем, одна сцена все-таки была, и я увидела на ней фрагмент комической оперы американского композитора Джанкарло Менотти «Телефон, или Любовь втроем». Ситуация не новая, однако в данном случае третьим был… телефон, который мешал молодому человеку признаться в любви.
В программке указано, что опера прозвучит в исполнении молодежного оркестра Sforzando. Жаль, не названы имена трех исполнителей, которые показали неплохие вокальные данные и артистические способности.
Этот же оркестр исполнил оперу в жанре зингшпиля «Бастьен и Бастьенна», которую Вольфганг Амадей Моцарт написал в 12-летнем возрасте, а также оперу-триллер «Береника» по Эдгару По, которую написала молодой композитор Ляйсан Абдуллина. Увидеть эти постановки не удалось.
Показалось очень интересным выступление театра-студии «Птица» (в программке не сказано, откуда он), который показал оригинальный спектакль «Аукцион счастья».
Артисты подарили зрителям незабываемые моменты участия в уличном театральном представлении: они покупали на аукционе вечер сегодняшнего дня, разыскивали самое горячее сердце, помогали японской бабушке.
По программке могу судить, сколько интересного я не видела. Так, Лаборатория уличного театра Виктора Янсона из Латвии показала городской перформанс.
«Театр – это некий способ общения, коммуникаций. Сложность уличного театра в том, что какой-то посыл зрителю тяжело подготовить дома, за столом. Он рождается от встречи конкретного человека-исполнителя, пространства, и этот тандем рождает идею, которая затем транслируется зрителю», – сказал он на пресс-конференции.
На этот раз такой посыл актерам дал Лядской сад и праздник в нем. По мнению Виктора, такие перфомансы оживляют пространство, что дает жителям города по-новому осмыслить привычные места.
Как работает «Пакет-Театр», представивший в Лядском саду спектакль «В розовом», понять трудно. Во время спектакля актеры включали в действие ничего не подозревающих участников праздника, и каждый желающий мог присоединиться к ним.
Не увидела выступления музыкального ансамбля «Экипаж Молодость», который поет «только про хорошее», Радифа Кашапова и Оскара Юнусова, исполнивших татарские народные песни в современной аранжировке, отца и сына Чижиков – Алексея и Павла, играющих на ксилофоне и виброфоне, Изабель Базэн, гостью из французского Лиона, которая пела песни собственного сочинения, аккомпанируя на аккордеоне.
Не приняла участие в театральном квесте «Мама, папа, я» по Лядскому саду, который устроил режиссер Радион Букаев (Казань). В путешествии могли участвовать семенные и несемейные пары, с детьми и без детей.
Мое внимание в программке привлекло выступление учебной студии от детского центра «Глобус», которая пригласила в качестве зрителей и участников акции «Бэби-сторителлинг» родителей с детьми от новорожденных до трех лет. Поясню для непосвященных в этот новый термин массовой коммуникации: сторителлинг – это рассказывание историй. В данном случае истории были морские, «приправленные творческими и сенсорными активностями для самых маленьких».
В сквере Баки Урманче я была ранним утром, когда там еще было пустынно. Посмотрела необычные выставки, увидела некоторых авторов.
Пожалела, что не смогу быть на лекции куратора и руководителя отдела выставок нижегородского «Арсенала» Алисы Савицкой, не посмотрю видеоматериал о казанских краеведах, снятый молодыми режиссерами-документалистами (итоги работы резиденции режиссеров-документалистов: Михаилом Колчиным, Ариной Аджу, Натальей Касьяновой (модератор Кирилл Маевский). Мероприятие стало возможным благодаря поддержке Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной, ныне москвички, в прошлом жительницы Казани, известной журналистки.
«Идея мероприятия – поговорить о малоизвестных культурно-исторических сюжетах нашей малой родины – Казани на языке современного искусства. Нам интересно краеведение, благодаря которому можно выяснить забытые, пропущенные события», – сказал на пресс-конференции К. Маевский.
На выставке «Контуры. Смена Х Research_arts» были представлены история, культура и повседневность Казани и Татарстана, отображенные в работах молодых художников из Школы Родченко (мастерская «Проектная фотография» Владислава Ефимова) и исследователей из проекта Department of Research arts.
Стоит указать, что два раза в день по выставке были экскурсии, которые, надо думать, пополняли эстетические представления зрителей. Как и по выставке плакатов, где в роли экскурсовода выступал арт-директор «Смены» Кирилл Маевский.
Все плакаты, представленные в экспозиции на свежем воздухе, были созданы на резиденции плакатного дизайна, в которой участвовали дизайнеры из России, Швейцарии и Польши. Они рассказывали о казанских музеях, предстоящих культурных событиях и приметах нашей жизни, от арабской графики до красных автобусов.
Честно признаюсь, ничего кроме профессионального любопытства, выставки в рамках Дней уличных искусств у меня не вызвали, поскольку с моим зрительским опытом трудно признать за искусство несколько куч, прикрытых полиэтиленом.
Хотя было несколько работ, которые меня заинтересовали. Но имею в виду, что это – язык, понятный молодежной аудитории, а также способ самовыражения тех, кто ищет свое место в искусстве. Так что предпочтения старшего поколения тут не должны приниматься во внимание.
В Лядском саду в этот день можно было увидеть самые невероятные вещи. На одном из деревьев сидела девушка в белом платье – и пела.
Другая девушка храбро покоряла стену соседнего здания – наверняка ей помогали альпинисты. Где-то лазали по деревьям, кто-то ловил рыбу в фонтане…
Как мне кажется, людям очень понравилась особая атмосфера, царившая в эти дни в сквере Баки Урманче и трех садах в центре города. В немалой степени она создавалась оригинальным оформлением зеленого пространства.
В Днях уличных искусств приняли участие более ста артистов и художников из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, а также гости из Франции и Латвии. Партнерами фестиваля выступили Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция», Польский культурный центр в Москве, Благотворительный фонд развития исполнительского искусства Sforzando (Казань).
Много общего у проекта «Дни уличных искусств» с проектами Department of Research Arts, учрежденного галереей «Триумф» в 2013 году. Он представляет собой платформу для совместной работы исследователей в области социальных и гуманитарных наук и современных художников. Работа центра нацелена на реализацию проектов на грани научных и художественных областей. Основная цель центра — организация образовательных, просветительских и выставочных проектов для развития путей и форм взаимодействия современных художников и представителей социальных и гуманитарных наук.
По адресу http://enter.kazanfirst.ru/?p=7402 я нашла два отзыва о празднике, которые мне показались интересными:
Александр Греф, руководитель театра «Бродячий Вертеп»:
«Дни уличных искусств» – чудесное мероприятие. Очень сложно организовать уличные представления, так как обычно на улице актеры мешают друг другу, и идет борьба за зрителя. А здесь никто никому не мешает, здесь все работают на своих местах и все идет по расписанию.
Благодаря этому, люди приходят смотреть именно то представление, которое они хотят увидеть, а для артиста большая радость, когда приходят смотреть именно его, это очень важно.
Кроме этого, Казань очень хороший город, нас удивила доброжелательность публики и чистота города».
Дамир Фаттахов, первый заместитель главы исполнительного комитета Казани:
«Если честно, то я приехал сюда больше не как официальное лицо, а как житель этого города. И я искреннее рад тому, что в пространстве города появляется жизнь, люди выходят за границы своих квартир и рабочих мест. Я вижу во всем этом определенную тенденцию того, насколько актуальна вся история с общественным пространством, сейчас именно то время, когда очень востребованы подобные мероприятия. Тем более, благодаря президентской программе реконструкции парков и скверов, они находят свое продолжение.
Этот сквер был реконструирован буквально в прошлом году, и мы видим что вложенные ресурсы идут не зря. Люди пользуются этим парком, они здесь развлекаются, отдыхают. Мы только что посмотрели выставку современных плакатов. Плакаты молодых авторов – это некое современное видение города не только казанских художников, но и художников со всей России. Это их оригинальный взгляд на город. Благодаря этой выставке, мы можем увидеть Казань глазами творческих и креативных людей».
Дни уличных искусств показались мне интересными не только с точки зрения разнообразия предложенных программ. И даже не тем, что у меня, человека, воспитанного на традиционном искусстве, была возможность увидеть современные формы и попытаться понять их, чтобы найти точки соприкосновения со студентами и внуком.
В последнее время искусство, особенно современные его формы, в большей степени стало средством чистого развлечения. В этом смысле Дни уличных искусств, конечно же, являясь формой интересного досуга, удовлетворяли и другие потребности человека – в общении, в познании, в увеличении духовного опыта. И здорово, что на празднике было много родителей с детьми. Они получат этот опыт еще в детстве, чего были лишены молодые люди, родившиеся в смутное постперестроечное время.
Думаю, что те, кого привлекла реклама или кто попал на праздник случайно (таких было много), будут ждать следующего лета и следующего праздника.
ПОСТСКРИПТУМ:
Я провела небольшое лингвистическое исследование по слову резиденция, которое все чаще звучит в городском культурном пространстве. Все известные словари объясняют его как место нахождения или проживания высокопоставленного лица. Сегодня это значение расширено, например, своя резиденция может быть у какой-то фирмы.
На одном питерском сайте я нашла еще одно значение этого слова: резиденция – новая арт-площадка. Но и тут лексическое значение слова связано с местом пребывания.
Как мне кажется, термин резиденции плакатного дизайна этой связи не предполагает.
Я, конечно, далека от мысли, которая будоражит умы активной общественности, и не вижу смысла в лингвистической полиции, но уж слишком часто непонятными словами обозначаются понятные вещи.
Но это так, к слову…
Фото Олега Маковского (13 августа) и Любови Агеевой (14 августа).
Читайте в «Казанских историях»:
Артем Силкин: «Мы предлагаем «меню а ла карт», а вы выбирайте